Тест к теме 1
1. Экономическая теория выполняет функции:
а) все указанные функции
б) проникновение в сущность явлений и процессов
в) разработки принципов и методов рационального хозяйствования
г) разработки научных прогнозов и перспектив общественного развития
д) изучение и объяснение процессов и явлений экономической жизни.
2. Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:
а) выражает отношения между людьми в процессе общественного производства
б) выявляет отношения людей к вещам
в) показывает отношение к науке
г) выражает отношение человека к окружающей природе
д) дает полное представление об объемах производства.
3. Жизненные задачи, с которыми человеку приходится встречаться в своей повседневной жизни, когда необходимо самому определить исходные данные, результат и способ решения-
а) Неформализованные задачи.
б) Формализованные задачи.
в) Экономические задачи.
4. Метод, проводимый посредством социального анализа, использования аналогий, опроса общественного мнения-
а) Описательный метод.
б) Качественный метод.
в) Экономический метод.
5. Какие методы исследования экономических процессов используются экономической теорией:
а) все предложенные методы
б) индукция и дедукция
в) математический
г) графический
д) анализ и синтез
6. Можно ли экономику определить как точную науку?
а) Определенно да.
б) Определенно нет.
в) В некотором роде
7. Верно ли утверждение: «Из частных наблюдений нельзя делать общие выводы»?
а) Да.
б) Нет.
8. Является ли верным утверждение, что народ не может потреблять больше, чем производит?
а) Да.
в) Нет верного ответа.
9. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) поведение отдельных экономических субъектов
б) численность занятых в экономике страны
в) общий уровень цен
г) исследует экономику как целостную систему
д) мировую экономику.
10. Экономическая теория пригодна для изучения:
а) всех экономических систем
б) только капиталистической системы хозяйства
в) нет правильного ответа
г) развитых и развивающихся стран, кроме стран социализма
д) смешанных экономик
11. Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:
а) макроэкономический
б) микроэкономический
в) позитивный
г) нормативный
д) национальный.
12. Предметом исследования макроэкономики являются:
а) поведение таких агентов, как домашние хозяйства, фирмы, отдельные потребители и производители;
б) причины инфляции, безработицы в стране;
в) система денежного обращения в стране;
г) влияние фискальной политики на экономический рост;
д) реализация продукции и повышение эффективности производства.
13. Основными субъектами в макроэкономике является:
а) центральный банк;
б) домохозяйства;
в) фирмы;
г) рынок товаров и услуг;
д) государство.
14. Изучает количественные соотношения, взаимосвязи между экономическими величинами на основе применения математических моделей и статистических методов обработки экономической информации.
а) Экономическая теория.
б) Эконометрика.
в) Экономика.
15. Практическая ветвь экономической науки-
а) Эконометрика.
б) Экономическая статистика.
в) Прикладная экономика.
16. Ориентирована на объективное толкование, научное объяснение наблюдаемых экономических процессов и явлений, выявление закономерностей функционирования экономических систем-
а) Прогнозирование.
б) Нормативная экономика.
в) Дескриптивная экономика.
17. Научное предвидение того, что может и должно происходить в экономике в будущем-
а) Прогнозирование.
б) Дескриптивная экономика.
в) Нормативная экономика.
18. Характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и будущем-
а) Экономическое прогнозирование
б) Экономические показатели
в) Экономическая статистика
19. Совокупность взаимосвязанных, систематизированных показателей, характеризующих экономику в целом, ее отрасль, регион, сферу экономической деятельности, группу однородных экономических процессов-
а) Система экономического прогнозирования.
б) Система экономических статистик.
в) Система экономических показателей.
20. Отношение количества экономического продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потребленному в предыдущем периоде-
а) Индексный показатель.
б) Показатель роста.
в) показатель прироста.
Задачи к теме 1
1. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:
а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип "при прочих равных условиях"?
Ответ:
а) обратная, если цена — независимая переменная;
б) прямая, если доход — независимая переменная;
в) прямая, если доход — независимая переменная;
г) обратная, если процент - независимая переменная;
Это верно, если соблюдается принцип "при прочих равных условиях".
2.Дайте комментарий к следующему утверждению: "Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли бы получать желаемое в неограниченных количествах".
Ответ:
Утверждение верное, ибо экономическая теория изучает поведение людей в мире редких ресурсов, равно как и наиболее эффективные способы использования этих ресурсов.
3. Насколько теоретически состоятельным является лозунг "От каждого по способностям, каждому по потребностям"? Ответ объясните.
Ответ:
Абсолютно несостоятельным, поскольку одновременное удовлетворение потребностей (в принципе безграничных) всех в условиях редкости ресурсов - утопия. Попытки же определить "разумные" потребности по сути означают принудительное нивелирование и ограничение потребностей.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»