2. Виды издержек. Эффект масштаба.
В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Изменение масштабов деятельности сказывается на кривой средних долгосрочных издержек предприятия. Экономисты связывают это с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным - если они увеличиваются.
Виды издержек.
Любая фирма, прежде чем начать производство, должна чётко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
Экономические издержки фирмы - это те выплаты, которые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).
Внешние издержки – это денежные затраты фирмы на стороннюю зарплату, приобретение сырья, оборудования, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за юридические консультации, транспортные услуги, энергии «со стороны», т.е. на исполнителей и поставщиков, не входящих в состав предприятия.
В процессе производства фирма может также использовать ресурсы принадлежащие ей самой. В этом случае она несет внутренние издержки.
Внутренние издержки – это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
Например, часть выращенного урожая зерна фирма использует на засев своих земельных площадей. Такое зерно фирма использует для своих внутренних нужд и его не оплачивает.
В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается и так называемая нормальная прибыль предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней исключительно собственный труд и денежный капитал. Управляя собственным предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать его предпринимательские способности и денежные средства в данном предприятии, и называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности. Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство.
В зависимости от влияния на издержки увеличения объёмов производства, они делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки FC (fixed cost) – это такие издержки, величина которых не зависит от объёма производства. К ним относят: расходы на содержание заводских зданий, машин и оборудования, рентные платежи, страховые взносы, а также затраты на выплату жалования управленческому персоналу и, возможно, минимальному количеству работающих. Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже в том случае, если фирма вообще ничего не производит.
Переменные издержки VC (variable cost) - это издержки, величина которых зависит от изменения объема производства. К ним относят: расходы на сырье, вспомогательные материалы, комплектующие изделия, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и большую часть трудовых ресурсов. Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с ростом объема производства. До определенного положения переменные издержки фирмы повышаются медленнее, чем рост объема производства. Затем они увеличиваются ускоряющимися темпами в расчете на каждую дополнительную единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обуславливается законом убывающей отдачи.
Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.
Общие (валовые) издержки - это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства.
Для принятия управленческих решений производители должны знать не только общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпуска продукции, т.е. уровень средних издержек. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие издержки.
3. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.
Фирма – это организация, владеющая одними или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.
Цели фирмы. В традиционной теории фирмы прибыль, точнее – максимизация прибыли, рассматривается как единственная цель фирмы. « Максимизация подразумевает, что, выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма всё-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью.
Поведенческая теория фирмы делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций, внутри которых у разных подразделений существуют разные цели, одновременное максимальное достижение которых приводит к противоречиям между этими подразделениями. Это, прежде всего, производственная задача (максимизация объёмов производства), задача запасов (минимизация их достаточного уровня), задача сбыта (максимизация эффективности сбыта), задача рыночной доли (достижение максимально рыночного сегмента) и, конечно, задача прибыли (максимизация прибыли всей фирмы).
Управленческие теории фирмы полагают, что цели фирмы – это максимизация выручки, т.е. валового дохода от продажи продукции (а вовсе не прибыли), и максимизация темпов роста активов.
Гипотеза социальной ответственности фирмы состоит в том, что у фирмы, особенно крупной, есть социальная ответственность как перед своими акционерами и работниками, так и перед всем обществом. Преследование цели прибыли должно сопровождаться у фирмы реализацией общественно полезных задач: улучшение жизни сотрудников, ведение благотворительной деятельности.
Таким образом, фирма работа, прежде всего, ради прибыли, однако он преследует и другие цели, причём для некоторых из них прибыль является только средством их достижения.
Система ценностей фирмы. Создание ценностей - есть основополагающая функция фирмы.
Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение групповых или индивидуальных потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Процветающая фирма - это фирма, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Владельцы (либо акционеры) предприятия (фирмы) заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таким использованием собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности (дивиденды, акции). Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, долгосрочных с ним отношений, а также в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей же высшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Основным рабочим инструментом в реализации целевых функций предприятия, является рыночная стратегия, в рамках которой реализуется конкурентные преимущества предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия.
Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке. После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.
Выручка (совокупный доход) и прибыль. Экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:
от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);
от трудовых ресурсов - заработную плату;
от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;
от знаний - доход от интеллектуальной собственности.
В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Классификация доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.
Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель "реальные располагаемые доходы", рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов).
Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками - налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом). Таким образом, прибыль – это разница между полученной выгодой и понесёнными при этом затратами.
Данное определение прибыли - в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,
Прибыль в узком значении - это доход от такого фактора производства, как реальный капитал.
Прибыль фирмы. Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание.
Так, экономисты тщательно анализируют уровень прибыли (так называемую норму прибыли) фирмы. Стремясь к ее максимизации, фирма одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек.
Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли.
Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Эффективность конкурентных рынков.
1. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Совершенно конкурентная фирма – это фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке. Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмами. В ряду присущих ей специфических черт следует выделить то, что совершенно конкурентная фирма:
не может воздействовать на рыночную цену;
принимает рыночную цену как данную.
Поэтому при совершенно конкуренции взаимодействие меду фирмами лишено стратегического поведения, т.е. фирма не учитывает реакции своих конкурентов на принимаемые ею решения, а суть её поведения сводится к приспособлению складывающейся рыночной ситуации.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияния на рыночную цену, то для неё реализация принципа максимизации прибыли связано с выбором объёма предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, то становится очевидным, что объём предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены.
А) случай максимизации прибыли
Фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельная выручка равна предельным издержкам. До тех пор, пока предельная выручка превышает предельные издержки, функция совокупной прибыли будет расти, и фирма будет увеличивать предложение.
Б) случай самоокупаемости
В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемости. При этом, не получая экономической прибыли фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокупные издержки минимально превышают совокупную выручку.
В) случай минимизации убытков
Фирма всегда минимизирует убытки краткосрочного периода путем остановки производства, если цена падает ниже средних переменных издержек. В случае прекращения производства убытки фирмы составят величину, равную совокупным постоянным издержкам.
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собою часть кривой её предельных издержек, расположенную выше минимальных значений средних переменных издержек.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы и даже уйти из отрасли, а другие фирмы могут войти в неё, чем и определяется характер установления долгосрочного рыночного равновесия.
В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкуренции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.
Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена часть восходящего отрезка кривой её долгосрочных предельных издержек, лежащей выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек.
Анализируя механизм, регулирующий количество фирм в отрасли, следует принимать во внимание реалии хозяйственной практики. Так, учитывая трудности перелива капитала, данный механизм лучше работает на расширение, а не на сжатие. Кроме того, даже зная, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль будет нулевой, фирмы могут входить в отрасль по целому ряду причин:
стремления получить высокую прибыль в краткосрочном периоде;
различия в реальных издержках;
трудности установления долгосрочного равновесия;
наличия бухгалтерской прибыли.
Предложение совершенно конкурентной отрасли. Предложение отрасли в краткосрочном периоде. Отраслевое (рыночное) предложение представляет собой объем выпуска, осуществленный всеми фирмами отрасли. Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения каждой фирмы отрасли в краткосрочном периоде будет представлен кривой её предельных издержек.
Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельных фирм.
Принцип суммирования кривых предложения фирм для определения кривой отраслевого предложения применим лишь в той степени, в какой цены на используемые в отрасли переменные факторы остаются неизменными. Так как увеличение предложения отрасли приведёт к росту спроса на переменные факторы и может вызвать рост цен на них, то в реальной действительности построение кривой отраслевого предложения не сводится к сложению кривых предложения отдельных фирм. Сама же краткосрочная кривая отраслевого предложения будет детерминирована такими факторами, как:
количество фирм в отрасли;
средний размер фирм отрасли;
цены, используемых отраслью переменных ресурсов;
применяемые в отрасли технологии.
Предложение отрасли в долгосрочном периоде. Расширение или сокращение отрасли не влияет на цены рыночного равновесия, так как она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Это означает, что кривая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой. Однако такое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на факторы производства. Но так как цены факторов могут изменяться под влиянием спроса на них, то положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение объема производства в отрасли повлияло на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от характера этого влияния различают отрасли:
с постоянными издержками;
с растущими издержками;
с снижающимися издержками
Эффективность конкурентных рынков.
Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том, чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых, обеспечить их эффективное использование.
Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального, с точки зрения общества, то есть соответствующего структуре его потребностей, набор благ. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС=Р, так как в этом случае ценность последней единицы продукции для покупателя равна ценности необходимых для ее производства ресурсов.
Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресурсов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.
Совершенно конкурентный рынок является экономически эффективным, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов, и реализации продукции по ценам, равным предельным издержкам производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов.
Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому следует стремиться. Здесь имеются свои ограничения:
во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов;
во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»