logo
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

3. Стабилизационная политика.

Стабилизационная политика государства направлена на восстановление и поддержание объема производства на уровне, близком к потенциалу, то есть к условиям полной занятости факторов при стабильных ценах.

Во временном аспекте стабилизационная политика является чаще всего краткосрочной и среднесрочной. Она направлена главным образом на регулирование совокупного спроса как более динамичного компонента макроэкономического равновесия, изменение которого, в свою очередь, стимулирует рост или сокращение совокупного предложения, то есть объема производства. Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. К прямым методам кредитно-денежной политики можно отнести, например, ограничение Центральным банком размеров банковских кредитов для отдельных банков (политики кредитования), директивную регламентацию уровня процента по активным операциям банков, размеров маржи (разницы между ставками по депозитам и ставкам по кредитам) и др. Приемами косвенных методов регулирования тех же параметров – объемов кредитов коммерческих банков, процентных ставок – является изменение Центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, операций на открытом рынке, учетной ставки (ставки рефинансирования).

Стабилизационная политика направлена на сглаживание краткосрочных колебаний в экономике, независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления желательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

По характеру самого процесса воздействия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирает меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискреционную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твердой линии экономической политики). К последней относят и действия так называемых «автоматических, или встроенных стабилизаторов», сглаживающих колебания экономики, таких как системы государственных трансфертов (пособия по безработице, пособия малообеспеченным семьям), прогрессивное налогообложение и др. Обычно недискреционную политику называют политикой, следующей твердым правилам, в отличие от гибкой дискреционной, ассоциирующейся с максимально возможной свободой действий политиков в каждом конкретном случае Различие между этими разновидностями политики достаточно условно. Дискреционная политика – это особый случай правил или соглашений, согласно которым никакие сегодняшние действия или меры не могут служить ограничением для будущих шагов тех, кто принимает решения.

Традиционно термины стимулирующая – сдерживающая и дискреционная – недискреционная относят к стабилизационной политике, хотя в принципе такая привязка не является жесткой.

Экономическая политика государства выступает как конкретное проявление сознательной стороны организационного процесса упорядочения экономической деятельности.

Макроэкономическую политику государства рассматривают как политику, направленную на упорядочение экономических процессов на макроуровне, т.е. в рамках народного хозяйства в целом.

Необходимость проведения государством стабилизационной политики вытекает из специфики функционирования экономики как сложной социальной системы. В современных смешанных экономических системах всегда присутствуют и взаимодействуют процессы самоорганизации и сознательная организующая деятельность людей.

Стабилизационная политика как в сложившихся рыночных экономиках, так и в переходных, должна быть адекватна самим экономическим системам – сложным, линейным, с периодически возникающими состояниями неравновесия, которые и регулируются с помощью инструментов стабилизационной политики.

Стабилизационная политика государства связана с тем, что в рыночном механизме самонастройки не срабатывает значительная часть обратных связей, и экономика не может самостоятельно вернуться в состояние равновесия. Неизбежность таких деформаций вытекает не только из недостатка информации, значительных трансакционных издержек, не компенсируемых полностью институциональными структурами, но и обусловлена также усложнением общественной системы в целом.