logo
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

3. Финансовая устойчивость и безопасность

В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономичес­кой безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финан­совых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. Финансы способны самовозбуждаться. В результате локальные кризисы могут перерастать в глобальные, охватывающие в короткий отрезок времени всю финансовую систему и приводящие к ее глубокому расстрой­ству в виде инфляционных и курсовых всплесков, замораживания вкладов и денежных выплат, невыполнения долговых обязательств, а то и деномина­ции или замены национальной валюты.

Показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводи­мые в Государственной стратегии экономической безопасности России, при­нятой в 1996 г., включают:

а) уровень дефицита бюджета;

б) стабильность цен;

в) нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений;

г) устойчивость банковской системы и национальной валюты;

д) степень защищенности интересов вкладчиков;

е) золотовалютный запас страны;

ж) состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;

з)внешний и внутренний долг страны;

и) дефицит платежного баланса;

к)финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.

Приводимая система может быть дополнена следующими показателями:

а) стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уров­нях финансовой системы;

б) исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей;

в) «прозрачность» финансовых потоков;

г) доля денежных расчетов в общем объеме оборота;

д) несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж;

е) скорость обращения денежной массы;

ж) величина денежной массы в обращении.

Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:

а) измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

б) характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

В табл. 28.1 приведены в качестве примера наиболее значимые парамет­ры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансо­вой системе России по ее состоянию в период между 2001 и 2005 гг. Табли­ца 28.1 построена на основе данных, приводимых в научной литературе, экспертных оценок ученых-экономистов, включая автора книги. Тем самым эти

Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения

Показатель устой­чивости

Параметр, индикатор устойчивости

Пороговые значения

Уровень дефицита бюджета (федерально­го, консолидирован­ного государственного)

Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета

До 20% в течение одного года.

До 10% в течение нескольких лет.

Стабильность цен

Годовой уровень инфля­ции (роста цен на товары и услуги) в процентах

Не более 50% в течение года.

Не более 25% в течение нескольких лет подряд.

Не более 10% в течение ряда лет.

Золотовалютный запас страны

Наличие золотовалютного резерва, способного по­давить всплески курса иностранных валют, не­предвиденные государст­венные расходы, требо­вания по возврату долгов. Величина резерва измеря­ется в процентах от госу­дарственного бюджета и ВВП

Не ниже 40% консолиди­рованного государствен­ного бюджета.

Не ниже 20% валового внутреннего продукта.

Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении.

Внешний долг страны (государственный и корпоративный)

Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счетимеющихся активов или заимствований. Измеря­ется величиной долга в процентах к ВВП, бюдже­ту или к ликвидной части национального богатства

Не более Не более 50% ВВП при продолжительности пе­риода возврата долга не менее 10 лет

Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года

Не более 5% националь­ного богатства

Внутренний государственный долг

Реальная способность вернуть долг, реструкту­ризировать его, покрыть выпуском гарантирован­ных государственных ценных бумаг либо воз­местить долг за счет эле­ментов национального бо­гатства, золотовалют­ного запаса

Не более 75% ВВП при продолжительности пе­риода возврата долга не менее 10 лет.

Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года.

Дефицит платежного баланса

Превышение импорта над экспортом, внешних пла­тежей над внешними поступлениями, в процен­тах к величине баланса

Не более 50% в течение одного года.

Не более 20% в течение нескольких лет.

пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Сле­дует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система стра­ны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые зна­чения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Тем самым высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функциониро­вания финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длитель­ное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления».

Для России в период 2008—2010 гг. наибольшую финансовую опасность представляют следующие угрозы:

-рост корпоративного внешнего долга;

-расчеты по внутреннему долгу;

-недостаточность средств федерального, региональных и местных бюд­жетов для выполнения принятых государственных обязательств;

-низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфра­структуры;

-нестабильность цен.

Характерно, что в 2001—2005 гг. наблюдалась тенденция к повышению финансовой устойчивости российской экономики, которая затем стала ис­сякать.

Приводимые в табл. 28.1 пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установлен­ные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исхо­дя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые зна­чения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметив­шихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определен­ных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасно­сти) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается при­нятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устой­чивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возмож­ного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допусти­мый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.

Представляет интерес с научной и практической точки зрения выделить в финансовой безопасности раздел, именуемый бюджетно-налоговой безопасностью. Бюджетно-налоговая безопасность понимается как обеспечение ус­тойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидирован­ного бюджета Российской Федерации, соответствия его доходной и расход­ной частей, способность бюджета удовлетворять государственные нужды в финансовых ресурсах, опираясь на достаточность налоговых и иных поступ­лений в бюджеты разных уровней при обеспечении высокого уровня соби­раемости налогов и неналоговых платежей.

Бюджетно-налоговая безопасность предусматривает:

-недопущение дефицитности бюджетов федерального, регионального, муниципального уровней сверх предельно допустимого уровня;

-соблюдение принципов бюджетного федерализма;

-бюджетное обеспечение государственных расходов на поддержание и развитие производственной и социальной сферы, целевых программ и ин­вестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета;

-бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств государства;

-достижение уровня собираемости налогов и неналоговых доходов бюд­жета в соответствии с установленными законом налогооблагаемой базой, на­логовыми ставками, отчислениями в бюджет;

-предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей стиму­лы к развитию производства и предпринимательства.

Характерно, что требования двух составляющих бюджетно-налоговой бе­зопасности — бюджетной безопасности и налоговой безопасности — взаим­но противоречивы и потому трудно поддаются согласованию. Формально для повышения бюджетной безопасности государства следует увеличивать нагруз­ку на налогоплательщиков, так как налоги — основной источник поступления средств в бюджеты всех уровней. Но рост налоговых ставок сверх разумных пределов снижает налоговую безопасность, так как вызывает уменьшение уровня собираемости налогов и подавляет стремление налогоплательщиков увеличивать налогооблагаемые доходы.

В соответствии с интересами как бюджетной, так и налоговой безопасно­сти, органично слитыми в единую бюджетно-налоговую безопасность, пред­ставляющую основу государственной финансовой безопасности, надлежит искать компромисс между стремлением наполнить государственный бюджет и не угнетать налогоплательщиков чрезмерным налоговым бременем. В за­висимости от финансовой ситуации в стране и проблем обеспечения эконо­мического роста государство определяет, регулирует, изменяет доходы и расходы бюджета, виды налогов, уровни налоговых ставок.

Экономические и финансовые процессы последних лет вывели реформи­рование бюджетно-налоговой системы России как фактор обеспечения экономической безопасности на первое место. После финансового кризиса 1998 г. подобное утверждение стало очевидным и привело к проведению ряда мер по стабилизации бюджетно-налоговой системы, ее укреплению, резервиро­ванию финансовых ресурсов. Наряду с дальнейшими преобразованиями организации управления бюджетными процессами на всех уровнях, реали­зацией курса на повышение собираемости налогов и неналоговых поступле­ний в бюджетную систему необходим подъем всей экономики, производства как основы формирования финансовых ресурсов страны. Без решения этой фундаментальной проблемы полностью обеспечить экономическую и финан­совую безопасность страны не представляется возможным.