3. Финансовая устойчивость и безопасность
В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. Финансы способны самовозбуждаться. В результате локальные кризисы могут перерастать в глобальные, охватывающие в короткий отрезок времени всю финансовую систему и приводящие к ее глубокому расстройству в виде инфляционных и курсовых всплесков, замораживания вкладов и денежных выплат, невыполнения долговых обязательств, а то и деноминации или замены национальной валюты.
Показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводимые в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г., включают:
а) уровень дефицита бюджета;
б) стабильность цен;
в) нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений;
г) устойчивость банковской системы и национальной валюты;
д) степень защищенности интересов вкладчиков;
е) золотовалютный запас страны;
ж) состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;
з)внешний и внутренний долг страны;
и) дефицит платежного баланса;
к)финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.
Приводимая система может быть дополнена следующими показателями:
а) стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы;
б) исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей;
в) «прозрачность» финансовых потоков;
г) доля денежных расчетов в общем объеме оборота;
д) несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж;
е) скорость обращения денежной массы;
ж) величина денежной массы в обращении.
Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:
а) измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;
б) характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.
В табл. 28.1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России по ее состоянию в период между 2001 и 2005 гг. Таблица 28.1 построена на основе данных, приводимых в научной литературе, экспертных оценок ученых-экономистов, включая автора книги. Тем самым эти
Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения
Показатель устойчивости | Параметр, индикатор устойчивости | Пороговые значения |
Уровень дефицита бюджета (федерального, консолидированного государственного) | Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета | До 20% в течение одного года. До 10% в течение нескольких лет. |
Стабильность цен | Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах | Не более 50% в течение года. Не более 25% в течение нескольких лет подряд. Не более 10% в течение ряда лет. |
Золотовалютный запас страны | Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП | Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета. Не ниже 20% валового внутреннего продукта. Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении. |
Внешний долг страны (государственный и корпоративный) | Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счетимеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства | Не более Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года Не более 5% национального богатства |
Внутренний государственный долг | Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства, золотовалютного запаса | Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет. Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года. |
Дефицит платежного баланса | Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса | Не более 50% в течение одного года. Не более 20% в течение нескольких лет. |
пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.
Тем самым высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длительное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления».
Для России в период 2008—2010 гг. наибольшую финансовую опасность представляют следующие угрозы:
-рост корпоративного внешнего долга;
-расчеты по внутреннему долгу;
-недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;
-низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;
-нестабильность цен.
Характерно, что в 2001—2005 гг. наблюдалась тенденция к повышению финансовой устойчивости российской экономики, которая затем стала иссякать.
Приводимые в табл. 28.1 пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установленные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.
Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.
Представляет интерес с научной и практической точки зрения выделить в финансовой безопасности раздел, именуемый бюджетно-налоговой безопасностью. Бюджетно-налоговая безопасность понимается как обеспечение устойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствия его доходной и расходной частей, способность бюджета удовлетворять государственные нужды в финансовых ресурсах, опираясь на достаточность налоговых и иных поступлений в бюджеты разных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей.
Бюджетно-налоговая безопасность предусматривает:
-недопущение дефицитности бюджетов федерального, регионального, муниципального уровней сверх предельно допустимого уровня;
-соблюдение принципов бюджетного федерализма;
-бюджетное обеспечение государственных расходов на поддержание и развитие производственной и социальной сферы, целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета;
-бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств государства;
-достижение уровня собираемости налогов и неналоговых доходов бюджета в соответствии с установленными законом налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, отчислениями в бюджет;
-предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей стимулы к развитию производства и предпринимательства.
Характерно, что требования двух составляющих бюджетно-налоговой безопасности — бюджетной безопасности и налоговой безопасности — взаимно противоречивы и потому трудно поддаются согласованию. Формально для повышения бюджетной безопасности государства следует увеличивать нагрузку на налогоплательщиков, так как налоги — основной источник поступления средств в бюджеты всех уровней. Но рост налоговых ставок сверх разумных пределов снижает налоговую безопасность, так как вызывает уменьшение уровня собираемости налогов и подавляет стремление налогоплательщиков увеличивать налогооблагаемые доходы.
В соответствии с интересами как бюджетной, так и налоговой безопасности, органично слитыми в единую бюджетно-налоговую безопасность, представляющую основу государственной финансовой безопасности, надлежит искать компромисс между стремлением наполнить государственный бюджет и не угнетать налогоплательщиков чрезмерным налоговым бременем. В зависимости от финансовой ситуации в стране и проблем обеспечения экономического роста государство определяет, регулирует, изменяет доходы и расходы бюджета, виды налогов, уровни налоговых ставок.
Экономические и финансовые процессы последних лет вывели реформирование бюджетно-налоговой системы России как фактор обеспечения экономической безопасности на первое место. После финансового кризиса 1998 г. подобное утверждение стало очевидным и привело к проведению ряда мер по стабилизации бюджетно-налоговой системы, ее укреплению, резервированию финансовых ресурсов. Наряду с дальнейшими преобразованиями организации управления бюджетными процессами на всех уровнях, реализацией курса на повышение собираемости налогов и неналоговых поступлений в бюджетную систему необходим подъем всей экономики, производства как основы формирования финансовых ресурсов страны. Без решения этой фундаментальной проблемы полностью обеспечить экономическую и финансовую безопасность страны не представляется возможным.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»