logo
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности

Экономическая безопасность есть один из видов безопасности, под кото­рой понимают состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций, общества и государства от внутренних и внешних угроз, опас­ностей. Угрозой безопасности называют совокупность условий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба, вреда жизненно важным интере­сам или самому существованию личности, организации, общества, государ­ства. Угроза — это потенциальная возможность, осязаемая вероятность воз­никновения бедствия, крупных потерь.

Жизненно важные интересы — это совокупность условий и потребностей, соблюдение и удовлетворение которых обеспечивает устойчивое, надежное существование и возможности прогрессивного развития человека, государ­ства, общества, систем их жизнеобеспечения.

Опасность характеризуется видом и масштабами ущерба, наносимого здо­ровью, благосостоянию людей, экономическому и природно-экологическому потенциалу, а также возможных потерь людей, экономики в результате пре­вращения угрозы в реальные действия, ситуации.

Исходя из этих понятий и определений выявим сущность и содержание экономической безопасности.

Экономическая безопасность есть способность экономики сохранять устой­чивое состояние, противодействовать угрозам нарушения этого состояния, предотвращать необратимые кризисные ситуации и восстанавливать стабиль­ное положение. Понятие «экономическая безопасность» относится к орга­низации, группе организаций, отрасли, региону, экономике страны и мира. Предельно допустимый нижний (минимальный) уровень экономической безопас­ности системы характеризуется сохранением способности выживания, суще­ствования после осуществления угрозы и нарушения устойчивого состояния экономической системы.

Выживание системы трактуется, с одной стороны, как сохранение жизне­способности непосредственно после возмущающего воздействия на систему, а с другой — как сохранение достаточного для существования ресурсного потенциала в осязаемой перспективе, включая жизненно важные связи между частями экономической системы, а также внутренние стимулы—побудите­ли производственной деятельности. В силу значительной инерционности и огромных масштабов экономической системы целой страны разрушить це­ликом ее ресурсный потенциал, включающий трудовые ресурсы, основные средства производства, природные, научно-технические, информационные ресурсы, достаточно трудно даже при крупных нарушениях ее деятельнос­ти. Но вполне вероятен подрыв экономического потенциала на долгое вре­мя, измеряемое многими годами. К числу самых опасных для экономики относятся угрозы нарушения связей между элементами системы, что способ­но разваливать ее на невзаимосвязанные части, представляющие «груду ре­сурсов», ограниченно способных к производительному функционированию. Подобные наиболее «болевые» точки экономики обычно весьма чувствитель­ны к возмущениям, нарушениям стабильности.

Выживание, поддержание существования системы требует сохранения ее важнейших структурных элементов и обеспечения взаимодействия между ними. Последнее обусловлено, в первую очередь, обеспечением функциони­рования «мозга» экономической системы в виде управляющей системы и действием коммуникаций, связывающих центры управления с функциональ­ными частями, элементами.

Существование (выживание) экономической системы характеризуется со­хранением на определенном уровне, в заданных пределах, ее важнейших (структурообразующих) показателей производства, распределения, обраще­ния, потребления. При спаде показателей, определяющих экономический потенциал и конечное потребление, и при увеличении показателей, характеризующих несовершенство экономики (безработица, уровень бедности, дифференциация доходов), наблюдаются рецессия, способная переходить в деградацию, а то и в деструкцию, развал системы, или ее переход на более низкие уровни существования, функционирования.

Анализ состояния и степени обеспечения экономической безопасности системы требует рассмотрения ее показателей во времени, в динамике как результата воздействия разнообразных факторов внутреннего и внешнего характера. При этом часть факторов может трактоваться в качестве угроз экономической безопасности. Сами угрозы, как правило, представляют со­бой лишь потенциальную опасность для системы. Реализованные угрозы выступают в форме воздействий на систему, приводящих к определенным изменениям ее параметров, в том числе к изменениям показателей состоя­ния и развития. Эти процессы могут быть представлены в виде кибернети­ческой схемы «вход—процесс—выход», отражающей наличие на входе сис­темы угрозы или воздействия, а на выходе — реакции системы, характери­зуемой изменениями показателей ее состояния и развития.

Любое воздействие на систему в форме возмущения, способное нарушить ее нормальное, запрограммированное, спланированное функционирование, есть угроза. Но угроза становится опасностью, если система не способна ее парировать, гасить возмущения, сохранять устойчивость.

Как известно из экономической теории, традиционно развитие, рост или спад экономики рассматриваются в пределах достаточно плавных, стабиль­но протекающих (устойчивых) экономических процессов. Однако вследствие сильных внешних воздействий, возмущений или накопления внутренних противоречий («напряжений») и структурных изменений в системе возможно возникновение кризиса, т.е. переломной ситуации, характеризуемой сниже­нием уровня безопасности до опасного предела, за которым следует кризис. В подобных условиях события могут развиваться по двум разным сценариям.

Во-первых, это сохранение экономической системы ценой мобилизации (расходования) ее внутренних ресурсов и резервов, в том числе предназна­ченных для будущего развития. Такая ситуация, присущая состоянию рос­сийской экономики начала XXI в., характеризуется предельно допустимым физическим и моральным износом основных средств производства, поддер­жанием культуры, науки, образования, здравоохранения на самом скромном бюджетном «пайке», сокращением затрат на другие государственные нужды. Подобный выход из ситуации затянувшихся финансово-экономических на­пряжений чреват длительной фазой преодоления экономического спада, однако не ведет к разрушению системы и предоставляет значительные шан­сы на «выздоровление».

Возможен и другой, более тяжелый вариант развития событий, при кото­ром происходит лавинообразное и скоротечное ухудшение показателей со­стояния системы, которое не удается блокировать доступными методами и средствами. В этом случае имеет место возникновение финансово-экономи­ческого кризиса, влекущего за собой необратимый переход экономики, по­терявшей устойчивость, в более низкое качественное состояние. В самых критических ситуациях возникают полная потеря устойчивости, экономи­ческий крах, ведущие к крупным политическим переменам, изменяющие облик политической и экономической систем страны.

Важно заметить, что развитие катастрофических процессов в неустойчи­вой системе может происходить в результате относительно небольших угроз и воздействий, в том числе и внутреннего характера. Это имеет место, если система уже исчерпала свои ресурсы и резервы или в ней отсутствуют меха­низмы парирования угроз и воздействий (система потеряла устойчивость или близка к этому состоянию).

Высказанные положения нашли довольно широкое развитие в теории ка­тастроф, тесно смыкающейся с теорией устойчивости. Конструктивные при­ложения теория катастроф получила в физике и механике, а для некоторых задач — и в биологии. Идеи теории катастроф были довольно удачно исполь­зованы при изучении истории Земли, природных катаклизмов.

Применительно к экономическим системам теория катастроф в чисто прикладном, инструментальном плане вряд ли может быть использована. Она требует адекватного моделирования экономических явлений, тонкого учета связей в социально-экономических системах, порождает практически непре­одолимые трудности при попытке количественной оценки уровня угроз и безопасности. Тем не менее многие идеи теории катастроф представляются плодотворными для выявления угроз безопасности и прогнозирования их последствий.

С позиций задач прогнозирования и обеспечения экономической безопас­ности определяющую роль играет анализ характера качественного измене­ния критериальных показателей, характеризующих состояние экономики и влияющих на безопасность. Разные варианты изменения критериев эконо­мической устойчивости во времени во взаимосвязи с порождаемыми послед­ствиями представлены на рис. 28.1.

Кривые 1, 2, 3 иллюстрируют переход из состояния устойчивого разви­тия к спаду, кризису с последующим преодолением кризиса и стабилизаци­ей, тогда как кривая 4 иллюстрирует потерю устойчивости. На рис. 28.1 вы­делены различные области изменения рассматриваемого показателя (инди­катора) устойчивости (в качестве которого могут рассматриваться доходы, прибыль, рыночная стоимость компании, курс рубля и др.):

предкризисная область плавного изменения показателей устойчивости системы, представляющая область достаточно устойчивого развития, но об­ладающая в то же время тенденцией к накоплению факторов, способствую­щих снижению устойчивости и приближению кризиса, о чем обычно свиде­тельствуют снижение темпов роста и разброс значений показателя устойчи­вости;

критическая зона, область кризиса, в которой нарушается плавное из­менение показателей и начинаются качественно новые процессы изменений

Рис. 28.1. Возможные варианты изменения показателей устойчивости

в экономической системе, характеризуемые крутым спадом или переходными неустойчивыми явлениями, колебаниями;

• послекризисная область, в которой либо наблюдаются ощутимая стаби­лизация показателей состояния, переход системы в стационарное или ква­зистационарное состояние (условно изображенное в виде кривых 1, 2. 5 либо продолжается резкое, неконтролируемое падение вплоть до полной потери устойчивости, изображенное в виде кривой 4.

Сам факт начала такого падения является признаком надвигающейся ка­тастрофы, а скорость падения уже не может выступать надежным измерите­лем экономического явления, так как возникают нестационарные, неуправ­ляемые процессы. Вместе с тем наличие высоких скоростей падения пред­вещает нарушение устойчивости. Формально определяющим для суждения о потери устойчивости является факт преодоления критического порога, в виде фиксированного, минимально допустимого уровня значения показателя устойчивости. Подобные показатели (индикаторы) уже частично использу­ются в экономической практике в виде минимального, критического уров­ня душевого потребления, уровня инфляции, переходящей в гиперинфля­цию. Эти пороговые значения должны определяться в значительной мере ав­тономно, на основе специальных разработок, а также с учетом опыта, на основе изучения ситуаций реального возникновения кризисов, банкротств

Преодоление критического порога означает переход в недопустимую об­ласть и может характеризоваться как наступление катастрофы.

С позиций экономической безопасности важно не только строить, ана­лизировать представленные выше кривые, но и оценивать, прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также непосредственных экономических и внеэкономических воздействий на их ход. Главное — находить положение критических точек, выявлять возможность резкого, катастрофического спала и достижения критического порога.

Заметим, что одновременно с прогнозно-аналитической задачей заблаго­временного выявления, предсказания вероятного наступления угроз возни­кает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и выработку способа действий в случае наступления катастроф.

При всей важности рассмотрения отдельных показателей, характеризую­щих экономическую безопасность, их изолированный анализ не позволяет выносить обоснованные суждения о безопасности экономической системы в целом. Необходим синтез показателей. Иначе говоря, приходить к заклю­чению о наличии угроз, способных подорвать безопасность системы, жела­тельно на основании не одного, а группы взаимосвязанных критериев.

Сложность проблемы применительно к российской экономике усугубля­ется потерей полноты и достоверности экономической статистики и утратой вкуса к системному экономико-математическому моделированию.

Хотя проблемы экономической безопасности должны рассматриваться преимущественно в рамках экономических процессов, тем не менее наибо­лее сильно катастрофические последствия способны проявляться в социаль­ной и политической сферах. Наибольшую опасность представляют полити­ческие потрясения в обществе, вызванные недовольством масс своим эко­номическим положением. Столь же опасны обусловленные экономическими причинами прямые крупномасштабные разрушения производственного по­тенциала, социальной инфраструктуры и природной среды.

Устойчивость и безопасность социально-экономических систем в суще­ственной степени зависят от социальной психологии масс, проявляющейся в форме стремления к выживанию, сохранению, развитию как целевой уста­новке системы. После проведения демократических реформ в России стрем­ление к самообеспечению экономической безопасности, которое должно быть имманентно присуще обществу в целом, его ячейкам в виде организа­ций, социальных групп, семей, в значительной степени вытеснено патерна­листскими настроениями, желанием возложить груз забот о безопасности на государство, правительство, другие органы власти. Власти же, в свою очередь, не проявили способности быстро преодолеть временную потерю устойчиво­сти, обусловленную рыночными трансформациями экономики и управления, что привело к затягиванию экономического и финансового кризиса, возник­новению труднопреодолимых последствий, сказывающихся по сей день.

Как следует из представленных выше общих положений, о наличии угроз подрыва безопасности свидетельствуют:

неблагоприятная направленность и скорость изменения наиболее важ­ных и представительных показателей, характеризующих состояние и устой­чивость экономической системы;

приближение величины этих показателей к предельно допустимым критическим значениям, именуемым пороговыми, или даже превышение этих значений (выше порога максимума или ниже порога минимума);

отсутствие в системе резерва, запаса устойчивости, позволяющего про­держаться некоторое время в зоне критического состояния и затем выйти из такого состояния.

Так, например, для коммерческой организации угрозу ее экономической безопасности представляют снижение прибыли и рентабельности, возник­новение продолжительной убыточности, неплатежеспособности, не компенсируемой наличием финансовых резервов, достаточных, чтобы удержаться «на плаву» до преодоления негативных тенденций.

Применительно к экономической безопасности государства в качестве примера угрозы назовем продолжительное резкое снижение величины вало­вого внутреннего продукта в расчете на душу населения, инвестиций в эко­номику до уровня, не позволяющего решать задачи воспроизводства главных составляющих ресурсного потенциала: населения и его здоровья, основных средств производства, жилого фонда и коммуникаций, знаний, культурных ценностей. К числу макроэкономических угроз относятся нарастание внеш­него и внутреннего долга до критических величин, переход инфляции в ги­перинфляцию, крутое падение курса национальной валюты.

Задача поддержания, обеспечения экономической безопасности заключа­ется, с одной стороны, в проведении анализа, наблюдения, мониторинга параметров (показателей) экономической устойчивости и выявлении угроз, а с другой — в принятии мер, предотвращающих опасное снижение уровня экономической устойчивости системы.

Основные методические трудности управления экономической безопас­ностью состоят в сложности определения вида, состава, величин, предель­ных значений параметров системы, характеризующих ее безопасность в за­висимости от типа, уровня, исходного состояния этой системы. Очевидно, что критерии безопасности на макро- и микроэкономическом уровнях су­щественно различаются между собой, хотя отдельные из них могут иметь сходный характер. Строго говоря, каждой системе в каждый данный момент времени присущи свойственные ей значения показателей, уровней экономи­ческой безопасности и предельно допустимые величины этих показателей.

Наиболее представительные показатели (параметры состояния), характе­ризующие меру устойчивости, именуют индикаторами (указателями) эконо­мической безопасности. В последние годы в связи с обострением проблем поддержания устойчивого состояния экономики предпринимаются попыт­ки выделения типовых макроэкономических индикаторов экономической безопасности страны и установления их нормативных пороговых значений. Отметим наличие особенностей, затрудняющих решение этой задачи, не всегда учитываемых исследователями, авторами публикаций в области эко­номической безопасности:

круг индикаторов экономической безопасности системы не может быть установлен однозначно, между разными индикаторами существуют причин­но-следственные связи и взаимозависимости, в связи с чем могут использо­ваться на равных правах различные совокупности индикаторов;

пороговые величины определенного индикатора безопасности мог>-зависеть от значений других индикаторов, в связи с чем необходимо устанав­ливать пороговые величины с учетом взаимосвязи показателей экономичес­кой безопасности;

фактически не существует строго известного, заранее заданного поро­га, при пересечении которого система сразу же попадает в необратимое кри­зисное состояние. Системам экономической природы более свойственно наличие пороговой полосы, критической зоны, в пределах которой вероятность возникновения кризисного состояния становится ощутимо высокой. Система способна находиться в этой опасной зоне без полной потери устойчивости в течение определенного периода, зависящего от наличия резервов и степени живучести системы;

4) совокупность рассматриваемых индикаторов безопасности можно со­кратить, выделяя из экономической безопасности ее отдельные виды, час­ти, такие как финансовая, бюджетная, налоговая, кредитная безопасность, и определяя соответствующие им группы индикаторов.

Рассмотрим наиболее типичные виды угроз экономической безопаснос­ти страны. К ним относятся:

крутой спад производства до уровня, неспособного обеспечить удовлет­ворение насущных потребностей экономики и населения;

снижение объема валового внутреннего продукта в расчете на душу на­селения до предела, способного подорвать независимое существование го­сударства, породить социальные катаклизмы в связи с обнищанием народа;

уменьшение доли инвестиций в национальном доходе и общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу до величины, предельно сдер­живающей техническое и технологическое обновление производства, осво­ение научно-технических достижений, развитие науки и образования;

старение основных средств производства, зданий, сооружений, комму­никаций, способное приводить к массовому возникновению чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф;

ухудшение экологии, состояния окружающей среды, порождающее опасность для жизни и существования людей, животного и растительного мира в земной, водной, воздушной среде;

увеличение зависимости национальной экономики от импортных по­ставок жизненно важных для страны и ее населения товаров и услуг, не обес­печенных собственными запасами и надежными гарантиями;

незащищенность экономики страны от внешних и внутренних опасно­стей военного и террористического характера;

попадание значительной части экономики в скрытую от государствен­ного контроля и регулирования криминальную, теневую область, массовое сокрытие доходов и уклонение от налогов;

-коррумпированность аппарата управления экономикой;

-недопустимо высокий уровень инфляции, способный перерастать в ги­перинфляцию;

-невозврат кредитов, невыполнение долговых обязательств, неплатежи на уровне -организаций, компаний, финансовых структур, регионов, государства, бартерные расчеты, -дезорганизующие экономику и финансовую систему;

-дефицитность государственного, региональных и местных бюджетов на уровне, подрывающем финансирование социально-экономических проектов и программ, бюджетной сферы;

-увеличение государственного внешнего и внутреннего долга до уров­ня, приводящего к дефолту;

- недопустимо высокая дифференциация доходов, накоплений, имуще­ственных ценностей разных слоев населения;

- рост безработицы сверх допустимого предела;

- ухудшение демографической ситуации, наносящее ощутимый ущерб воспроизводству населения и трудового потенциала;

- распространение эпидемических и других заболеваний;

- значительное снижение продолжительности жизни людей.