logo
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со сторон государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена жесткому воздействию и контролю государственных ор­ганов, существует государственная монополия внешней торговли, наруше­ние которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономичес­ких связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом peгулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное пере­мещение рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регули­рования правительства используют такие инструменты и способы воздей­ствия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межго­сударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.

Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможен­ные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в., а в его основу легла упоминавшаяся выше теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хо­зяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной экономи­ки, предпринимательства, товаропроизводителей от иностранной конкурен­ции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие тамо­женные тарифы, ограничение импорта.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень пошлин, кото­рыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затруд­няя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за тран­зитный провоз товаров). По способу взимания они делятся на адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и сме­шанные.

Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкуренто­способность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого то­вара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как пра­вило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не про­изводятся в стране.

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представ­ляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошли­нам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения мо­гут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминаци­онные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вво­дятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Существует несколько видов количественных ограничений. Контингенти­рование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определен­ным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное ко­личество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правитель­ственными или уполномоченными на то специальными государственным; органами.

В современной практике внешнеэкономического регулирования количе­ственные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасно­сти других государств. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 г специальный Координационный комитет консультативной группы Северо­атлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не под­лежащих экспорту в другие страны, по отдельному перечню.

В 1992 г. в Париже состоялся форум сотрудничества КОКОМ. В нем при­няли участие 42 страны, в том числе Россия. На заседании было предложено отменить эти списки применительно к государствам бывшего СССР и стра­нам Восточной Европы, но с условием, что они предпримут решительные шаги в целях недопустимости утечки информации о новых технологиях 7 страны, не входящие в это объединение государств.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нета­рифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формаль­ности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты каче­ства, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспор­тирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.

В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на за­рубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в об­ласти формирования экспорта.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях

по сравнению с действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преиму­щественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предостав­лять их на более благоприятных условиях.

Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесроч­ных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система, в какой- то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособно­стью покупателей, инфляционным ростом цен.

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а, следователь­но, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой фор­ме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуют­ся по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конку­рентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидем­пинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров яв­ляются установление различного рода компенсаций, расширение круга то­варов, на которые распространяется льготный режим налогообложения, от­срочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государ­ство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных сек­торах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных това­ров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиа­ционная техника и др.).

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособ­ности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию техно­логии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В от­личие от мероприятий по совершенствованию производства, эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.

Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении раз личной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.