3.Экономические системы
Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.
В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.
В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально – экономические проблемы: что и как производить, и на какой основе распределять созданный национальный продукт
В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Эта система сложилась в XVIII в. И прекратила свое существование в конце XIX – первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.
Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Современная рыночная экономика (современный капитализм). В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:
1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.
Традиционная экономическая система. Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс – землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями.
Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Постиндустриальное общество как будущая система. На рубеже XX –XXI вв. в ведущих развитых странах всё более явственно выступают контуры нового, постиндустриального общества. Постиндустриальное общество – экономическая система будущего, для которой характерной чертой является превращение знаний в главный экономический ресурс. Другими характерными чертами постиндустриального общества являются:
большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах НИОКР, и быстрое освоение их результатов экономикой.
огромное распространение всех видов образования, информатизация всей жизни общества;
либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь;
глобализация хозяйственной деятельности.
Основные этапы развития экономической теории.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV—III вв. до н. э.) обосновывали существовавшее в то время общественное разделение труда и отношение господства и подчинения.
Древний Китай. Основные положения:
разделение «умственного» и «физического» труда;
выделение «высших» и «низших» слоев общества;
освобождение от рабства;
всеобщее равенство;
право частной собственности на землю.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Платона (427-347 гг. до н.э.), Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) – можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки.
Основные положения:
основа оценки блага – полезность;
соизмерение блага на основе полезности, а не труда;
физический труд непрестижен;
эквивалентность обмена
термин – «экономия»: «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение, закон
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем, взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.
Основные положения:
источник богатства – труд;
социальная справедливость;
обмен товаров по справедливым ценам;
запрещены кредит и проценты (каноническим правом);
Меркантилизм (XVI-XVII вв. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Но трактовали они этот вопрос неправильно, потому что источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.
Ранний меркантилизм – политика увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать, меньше.
Физиократы (власть природы) (XVII-XVIII вв.). Данная школа сформировалась во Франции, главным представителем и основателем которой был Франсуа Кенэ (1694—1774).
источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля;
деньги – средство обмена и не представляют собой богатства;
всё богатство создаётся в земледелии;
производительный труд – только земледельческий;
прибыль даёт только земля
Классическая политическая экономия. В этот период происходит развитие отдельных отраслей промышленности, так называемый «мануфактурный период капитализма»
Адам Смит (1723-1780). Две задачи экономической науки:
1) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей её развития;
2) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства.
Давид Риккардо (1772-1823):
единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты);
прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего;
сформулировал законы обратно – пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью;
указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, раскрыл механизм дифференциальной ренты.
Утопический социализм (XVIII-XIX вв.). Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) – Франция и Роберт Оуэн (1771—1858) — Великобритания. Они выступили:
с критикой капитализма и требованием реорганизации производства, распределения и потребления;
с требованием отмены частной собственности,
с требованием ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом;
за установление справедливой социальной системы.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) (XIX-XX вв.) представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы, которая характеризуется следующими принципами:
общественная собственность на средства производства;
отсутствие эксплуатации наемного труда;
равная плата за равный труд;
всеобщая и полная занятость;
ведение хозяйства по единому плану.
Основоположником является К.Маркс, главные достижения которого заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты и т.д.
Маржинализм (XIX-XX вв.) – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи – пользования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Основные представители: К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), У.С. Джевонс (1835-1882)
Главные аспекты маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др.
Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. И воспевало свободную конкуренцию. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономикс».
Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы.
Основные положения:
контроль государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах;
достижение сбалансированного государственного бюджета;
установление высокого кредитного банковского процента.
Самый яркий сторонник на Западе – Милтон Фридмен (род. В 1912 г) В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.
Неолиберализм – теория, согласно которой необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Сторонниками этой концепции являются американский экономист Людвиг фон Мизес (1881-1973) и его ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992).
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), служит обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной или безналичной денежной массы. С помощью этого можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.
Институционально-социологическое направление (институционализм). Все её сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых важную роль играют технико-экономические факторы. Основные представители: Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчел
Экономисты – глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция – совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну, а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического социума, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место.
Методы экономической теории.
Экономическая наука относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми.
Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:
о богатстве;
о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
об отношениях при производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ;
о деловой повседневной жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.
Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.
Экономическая наука использует разнообразные методы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в его и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.
Индукция базируется на умозаключениях от частного к общему. Метод индукции – это выведение теоретических положений и принципов из фактов.
Дедукция предполагает умозаключения от общего к частному, от теории к фактам. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки.
Аналогия предполагает перенос свойств из известного явления или процесса на неизвестное. Например, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Семинар
Предмет экономической науки.
Методы изучения экономической жизни.
Экономический выбор. Экономические отношения.
Экономические системы.
Основные этапы развития экономической теории.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»