Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
В современных условиях происходит интернационализация хозяйственной жизни и системы государственного регулирования. Государство в экономической области превращается в «двуликого Януса», одно лицо которого повернуто к внутренним процессам и проблемам, а другое — обращено вовне. Экономические отношения между странами становятся многосторонними, и государство все более активно подключается к деятельности международных организаций, осуществляющих многостороннее регулирование экономических отношений. Развитие интернационализации экономики приводит к ее глобализации.
Детища первых послевоенных лет, международные экономические организации глобального плана были созданы для того, чтобы не дать «торговым войнам» захлестнуть мировой рынок, чтобы отрегулировать торговые и валютно-финансовые отношения. Эти организации воплощают в себе тенденцию к отказу от торгового протекционизма во всех его формах, к оздоровлению системы международных расчетов и миграции капитала, к созданию и поддержанию нормальных условий международного хозяйственного оборота.
До конца 1995 г. существовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Эта влиятельная организация была создана в 1947 г. для регулирования международных торгово-экономических отношений и объединила к середине 1990-х годов около 100 стран мира. На смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), куда вступили почти все члены ГАТТ. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования в торговле.
ГАТТ обеспечило ежегодный 7%-й рост мирового экспорта в «золотой век» между 1950 и 1970 гг. Вместе с тем остается большой круг нерешенных проблем, которые достались ВТО как преемнице ГАТТ. Среди них, например, возможное негативное влияние на развивающиеся страны протекционистских мер по отношению к интеллектуальной собственности; ограниченная либерализация правил торговли сельскохозяйственной продукцией; противоречия между международной торговлей и охраной окружающей среды, трудовым законодательством.
Вхождение России в ВТО в качестве полноправного члена требует приведения ее режима торговли товарами, услугами, защиты интеллектуальной собственности в соответствие с мировыми правилами. Главные проблемы связаны с неопределенной торговой политикой России в ряде областей, включая сельское хозяйство, вооружение, участие государственных предприятий. В мире отмечается тенденция к перспективному росту объемов экспорта развивающихся и посткоммунистических стран, это может послужить началом нового периода торговой экспансии, столь же динамичного, как период 50—60-х годов XX в.
Важную роль в межгосударственном регулировании валютных связей играет Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирный банк, включающий 4 финансовых института. Основные задачи МВФ — содействие международным экономическим взаимодействиям стран и их валютному сотрудничеству. МВФ регулирует валютные курсы, поддерживает устойчивость валютных паритетов, предоставляет кредитные ресурсы странам — членам МВФ. Членами МВФ являются более 150 стран. После второй мировой войны СССР отказался вступить в эти организации, мотивируя свой отказ идеологическими разногласиями, хотя в тот период ему были обеспечены льготные условия. Россия заняла иную позицию и предприняла энергичные усилия, чтобы добиться вступления в МВФ. Одним из финансовых институтов МВФ является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это межправительственная финансовая организация, предоставляющая долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.
Усиление роли внешнего компонента в экономической политике государства проявляется также и в том, что отдельные страны объединяются в таможенные союзы. Таможенный союз — это организация, устанавливающая режим свободной торговли между входящими в него государствами. Члены таможенного союза устанавливают единые налоги на импорт из третьих стран, не входящих в союз.
Появление в ряде регионов мира таможенных союзов и зон свободной торговли, большой международный авторитет и размах деятельности международных экономических организаций — все это имеет под собой прочный фундамент, объективную материальную основу в виде глубинных процессов интернационализации всех явлений и сторон хозяйственной жизни — торговли, функционирующего и ссудного капитала, систем производственной кооперации, рынков труда, развития науки, транспортных коммуникаций.
В некоторых регионах хозяйственное сближение стран-соседей приобрело такой размах, что количество этих отношений стало переходить в качество. Речь идет о постепенном формировании межгосударственных комплексов интеграционного типа, региональных «гиперструктур». Возникают обширные международные зоны интенсивного экономического воздействия с единым режимом хозяйствования, все более превращающиеся в специфические структурные звенья мировой экономики.
Характерной особенностью современного мирового хозяйства стало расширение региональных группировок, о чем свидетельствует приводимый перечень наиболее крупных из них.
Вот как выглядит первая «десятка» региональных объединений:
1.Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада и Мексика с возможным присоединением Китая;
2.Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Норвегия, Швейцария, Испания, Лихтенштейн;
3.Европейский союз (ЕС) — Ирландия, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Греция, а также вступившие в Союз страны СЭВ;
4.Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили;
5.«Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай;
6.Южно-Африканский комитет развития — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве;
7.Западно-Африканский экономический и валютный союз — Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали;
8.Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества — Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал;
9.Датский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
Одним из наиболее ярких примеров интернационализации экономики, развития международного экономического сотрудничества служит Европейский союз. Возникнув почти 40 лет назад, европейский Общий рынок постепенно перерос рамки «малой Европы» и совершил качественную эволюцию от таможенного союза к экономическому союзу. Европейский союз (ЕС) объединяет ведущие страны Западной Европы. Создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на пути перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. В рамках ЕС осуществлен переход к единой валютной системе с единой денежной единицей.
Единая европейская валюта получила название «евро» и с 1999 г. введена в безналичный оборот, а с 2002 г. — в наличный. Европейская валюта для удобства выполнена в яркой цветовой гамме: купюра в 5 евро имеет серый цвет, в 10 — красный, в 20 — синий, в 50 — оранжевый, в 100 — зеленый, в 200 — коричневый и, наконец, в 500 — пурпурный. Их размеры возрастают по мере увеличения достоинства денежного знака. Задуманный по стоимости как эквивалент доллара, евро затем заметно превзошел доллар
После того как ЕС окончательно утвердил все параметры евро, в 1998 г. приступили к печатанию денежных знаков и выпуску монет. В 2002 г. они, как и было задумано, вошли в обращение и после параллельного хождения с национальными валютами обрели полную самостоятельность. В соответствии с намеченной программой перехода евро стал денежной единицей в рамках ЕС.
По мере экономической интеграции происходит и политическое сближение, все большую действенность приобретают международные институты законодательной, судебной и исполнительной власти (Европейский парламент, Европейский суд и др.).
В возникновении и эволюции ЕС с самого начала огромную роль играли национальные государственные органы европейских стран. Мощные импульсы к интеграции здесь шли «сверху вниз», усиливая и без того ярко выраженную тягу частного капитала к совместному противостоянию натиску американских и быстро набиравших силу японских фирм.
В Северной Америке интеграционные процессы протекали несколько иным путем. Здесь не было никакого аналога Римскому договору, положившему в 1957 г. начало западно-европейской интеграции. В начале века между США и Канадой сложилось относительно свободное движение капиталов, и главные импульсы к размыванию границ между странами шли изначально «снизу» — от американских корпораций, а затем и во встречном направлении — от финансового капитала Канады. А вот системы экономического регулирования и таможенной защиты двух государств не только оставались самостоятельными, но и действовали нередко в прямо противоположных направлениях, служа интересам «своих» групп капитала.
Тем не менее, достигнутая степень хозяйственного взаимодействия США и Канады едва ли ниже, чем в Западной Европе. Что же касается, например, интеграции в сфере автомобилестроения, то она не имеет аналогов в мире.
Таким образом, выход государственной экономической политики за национальные границы происходит двумя основными путями. Первый — развитие двусторонних, чаще всего «соседских» договоренностей, т.е. экономический регионализм. Другой путь пролегает через многосторонние переговоры в рамках ВТО и участие в деятельности международных экономических институтов и организаций.
Последние могут иметь самые разные формы и круг участников — от товарных соглашений и ассоциаций (среди которых своим «весом» выделяется ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти) до функционирующей в системе ООН в виде регулярно проводимых сессий и постоянных рабочих групп Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также самых влиятельных и авторитетных - ВТО, МВФ, МБРР.
Есть и особые институты, объединяющие участников по принципу их принадлежности к «клубу богатых», т.е. группе наиболее промышленно развитых стран. Старейшее и наиболее широкое объединение такого рода — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также созываемые ежегодно совещания «семерки» — переговоры на высшем уровне между руководителями крупнейших государств Европы, Америки и Японии. С 1993 г. в них принимает участие Россия.
В реальной жизни оба упомянутых начала переплетаются во внешнеэкономических связях той или иной страны. Интерес к двусторонним торгово-политическим мероприятиям и инструментам, к углублению сотрудничества с государствами «своего» региона сочетается с активными действиями на многосторонних торговых переговорах и полноправным участием в работе глобальных регулирующих органов.
Для России важную роль играет ее хозяйственное взаимодействие со странами, входящими в СНГ, активно развиваются отношения на двусторонней основе.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1. Блага. Потребности. Ресурсы.
- 3.Экономические системы
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 1
- Тема 2.Микроэкономика. (4 часа)
- 1. Рынок
- 2. Спрос и предложение.
- 3. Факторы спроса, индивидуальный и рыночный спрос.
- Семинар
- Тест к теме 2
- Задачи к теме 2
- Тема 3. Издержки предприятия и его результаты. (4 часа)
- 1. Закон убывающей предельной отдачи (производительности).
- 2. Виды издержек. Эффект масштаба.
- Семинар
- Тест к теме 3
- Задачи к теме 3
- Тема 4. Рыночная структура при несовершенной конкуренции. (2 часа)
- 1. Рыночная власть. Монополия.
- 2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование.
- Семинар.
- Тест к теме 4
- 4.Организация общественных работ – это…
- 5.Организация переподготовки населения относится к…
- 7. Исполнительным органам принадлежит…
- Задачи к теме 4
- Тема 5. Рынок факторов производства и распределения доходов. (2 часа)
- 1.Спрос на факторы производства.
- 2. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- 3. Заработная плата и занятость.
- Тест к теме 5
- Задачи к теме 5
- Тема 6.Рынок капитала. (4 часа)
- 1.Процентная ставка и инвестиции.
- 3.Общее равновесие и благосостояние.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Задачи к теме 6
- Тема 7.Страхование и страховое дело. (2 часа)
- 1. Развитие страхового рынка
- Семинар
- Тест к теме 7
- Тема 8.Биржы и биржевые операции. (2 часа)
- 1. Предмет биржевой торговли и виды бирж
- 2.Устройство бирж. Виды биржевых сделок.
- Биржи как инструмент рыночного ценообразования
- Семинар
- Тест к теме 8
- Тема 9.Экономические закономерности.
- 1. Об особенностях проявления и действия законов в экономике.
- 2. Закон возвышения потребностей
- 3. Принцип ограниченности ресурсов
- 2. Закон убывающей доходности (отдачи)
- Тест к теме 9
- Тема 10.Основные вопросы макроэкономического развития(4 часа)
- Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
- 2. Чистый внутренний продукт (чвп) и национальный доход.
- 3.Методы макроэкономического анализа.
- 4.Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
- 2. Индекс цен.
- Семинар.
- Тест к теме 10
- Задачи к теме 10
- Тема 11.Безработица и инфляция. Цикличность экономического развития. (4 часа)
- 1. Безработица и ее формы.
- 2.Инфляция и ее виды.
- 3. Экономические циклы.
- Семинар.
- Тест к теме 11
- Задачи к теме 11
- Тема 12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3. Стабилизационная политика.
- Семинар.
- Тест к теме 12
- Тема 13. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Бюджетно-налоговая политика. (4 часа)
- Равновесие на товарном рынке.
- Предпосылки простой Кейнсианской модели:
- Потребление и сбережения.
- Тест к теме 13
- Задачи к теме 13
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Банковская система и денежно-кредитная политика. (4 часа)
- Деньги и их функции.
- 2. Равновесие на денежном рынке.
- 3.Денежный мультипликатор.
- Рекомендуемая литература:
- Тест к теме 14
- Задачи к теме 14
- Тема 15. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. (2 часа)
- Экономический рост.
- 2. Международные экономические отношения.
- Семинар
- Тест к теме 15
- Задачи к теме 15
- Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (2 часа)
- 1. Актуализация проблемы обеспечения устойчивого и безопасного экономического развития.
- Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасности
- 3. Финансовая устойчивость и безопасность
- Тест по теме 16
- Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа)
- Планирование и прогнозирование.
- 2. Государственное программирование.
- 3. Государственное регулирование экономики.
- 4.Органы управления экономикой.
- Тест к теме 17
- Тема 18. Внешнеэкономические связи и мировая экономика. (4 часа)
- Сущность всемирного хозяйства.
- 2. Международная торговля.
- 3. Валютные отношения
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
- Интернационализация экономики и международное экономическое сотрудничество
- Тест к теме 18
- Задачи к теме 18
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. (4 часа)
- Экономические реформы в дореволюционной России
- 2. Экономические реформы раннего советского периода
- 3. Экономические реформы в послесталинский период
- Тест к теме 19
- Тема 20. Государственная экономическая политика. (4 часа)
- Что такое экономическая политика?
- 2. Цели государственной экономической политики
- 3.Фискальная экономическая политика
- Тест к теме 20
- Задачи к теме 20
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика»