logo search
1+2 Васильева Н

3.1. Сущность и эволюция предпринимательства

Закон РФ от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и пред­принимательской деятельности» определяет предпринима­тельство как 1)инициативную 2)самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, 3)направленную на получение прибыли (от производства продукции, реализации товаров, оказания услуг…), 4)осуществляемую от своего имени, 5)на свой риск и 6)под свою имущественную ответственность.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъекта­ми предпринимательства могут быть граждане РФ; гражда­не иностранных государств и лица без гражданства; объ­единения граждан.

Статус предпринимателя приобретается после государ­ственной регистрации. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется граж­данином — индивидуальным предпринимателем, не ис­пользующим наемный труд.

Важнейшими чертами предпринимательства являются:

■ экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (субъекта предпринимательства);

прямая экономическая заинтересованность (и личная ответственность за рез-ты деят-ти );

инициативность, новаторство (инновационность)

готовность идти на разумный хозяйственный (предпринимательский) риск;

направленность на получение прибыли, пропорционально готовности идти на риск инициативности;

■ личная ответственность за результаты своей деятель­ности;

■ мобильность и динамичность (предпринимательской) деятельности.

Главная задача предпринимательства в сфере производ­ства — это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи данных продуктов с целью получе­ния прибыли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он мо­жет быть собственником предприятия либо наемным менед­жером. Но в любом случае предприниматель выступает актив­ным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.

Обычно на практике всех, кто занят бизнесом, называют предпринимателями, что, однако, не совсем верно. Пред­приниматель в полном смысле этого слова — предприим­чивый человек, занятый постоянным творческим поиском, принимающий активное участие в деятельности предпри­ятия, эффективно организующий труд персонала, исполь­зующий постоянно возникающие новые возможности хо­зяйствования. То есть предприниматели — это деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером, которые являются источником и руководителя­ми творческой инициативы и предприимчивости работни­ков предприятия.

История российского предпринимательства насчитывает более тысячи лет.

Можно выделить следующие этапы развития предпри­нимательства в России:

- на первом этапе предпринимательство проявлялось преимущественно в сфере торговой деятельности. В XI— XII вв. начали создаваться первые купеческие компании. До монголо-татарского нашествия в стране процветали ре­месла и торговля, что обеспечивало высокий международ­ный авторитет;

- на втором этапе (XV в.) предпринимательство пере­шло в новое качество — организацию производства, соб­ственного дела в целях извлечения прибыли, идущей на дальнейшее развитие производства. В данный период об­разовывались сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляется термин «предпринимательство», который от­носился ко всем лицам, занятым деятельностью, направ­ленной на развитие производства, торговли и получение дохода;

- третий этап (вторая половина XIX в.) был связан с развитием капитализма в России и образованием предпри­нимательских союзов. Однако капитализм в России не про­шел стадии свободной конкуренции и не привел к созда­нию класса собственников-предпринимателей, поскольку начиная с октября 1917 г. была установлена государствен­ная монополия и централизация экономики, лишившие производителей экономической самостоятельности и уст­ранившие конкуренцию между ними (4-й этап);

-> пятый этап — это период нэпа, связанный со ста­новлением предпринимательства в форме смешанных и ча­стных концессий, акционерных обществ;

шестой этап характеризовался перемещением пред­принимательской деятельности из легального сектора в не­легальный.

В 1980-е гг. была поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической пред­приимчивости. В рамках плановой модели экономики воз­рождались такие формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация. Начиная с 1990-х гг. появилось многообразие форм собственности и организационно-правовых форм пред­приятий, произошло коренное изменение отношения к пред­принимательству, которое считается составным и основным компонентом рыночной экономики.