logo search
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике

Историки считают, что государство в его современном виде сложилось не так давно. Начало этого становления связывают с эпохой зарождения капитализма. Главными конструкторами российского государства следует считать Петра I и Екатерину II. Уже тогда среди разнообразных задач государства выделяются экономические: контролировать различными способами экономическую жизнь, организуя ее так чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивало государству получение значительной доли национального дохода - источника его расходов, в том числе содержание правителей, чиновников и армии, а также ведение войн и международных дел.

И все же вопрос о роли государства в экономической жизни общества стал центральным для ученых и правительств именно в XX веке, когда обнаружилась историческая ограниченность взглядов “классической школы”.

До начала XX века преобладала экономика свободной конкуренции, характеристику которой выражала “классическая школа”. В ней подчеркивались 3 аспекта:

Однако потрясения "Великой депрессии" 30-х годов XX века, охвативший все рыночно развитые страны мира, означал, что экономика свободной конкуренции ушла в прошлое. Наступила экономика крупного машинного производства, объективно порождающая тенденцию к монополизму, который не совместим со свободной конкуренцией, основой рыночной экономики. Монополизм превращается в тормоз экономического развития. Еще В.И. Ленин подчеркивал, что всякая монополия порождает застой, загнивание, паразитизм и умирание. Экономика бывшего СССР была малоэффективной, прежде всего, из-за государственного монополизма.

От монополизма, зародившегося еще в конце XIX в., уже нельзя было избавиться, его можно было только постоянно ограничивать. Степень регулирующего воздействия государства определяют цивилизованность современной рыночной экономики.

Концепция активного участия государства в экономических процессах при сохранении рыночной экономики впервые разработана в теории Джона М. Кейнса (1883 - 1946). В 1936 г. была опубликована его работа “Общая теория занятости, процента и денег”. В тот период проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы.

В чем суть концепции, предложенной Д. Кейнсом?

Во-первых, вмешательство государства в процесс воспроизводства неизбежно и необходимо. Во-вторых, ее называют теорией эффективного спроса. Суть подхода состоит в том, чтобы предложить методы активизации и стимулирования совокупного спроса и тем самым воздействовать на расширение производства и предложения товаров. В-третьих, эта теория придает решающее значение инвестициям. Чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы производства. В-четвертых, главными инструментами воздействия государства на экономику является бюджетная и фискальная политика. По выражению Д. Кейнса – “налоги встроенные стабилизаторы”.

Д.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на траекторию равновесного сбалансированного экономического роста.

Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики как регулируемой государством.

Классическая и кейнсианская школы сегодня представлены разнообразными неоклассическими и неокейнсианскими теоретическими течениями. Эти ведущие теоретические направления имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающего определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия.

Рассмотрим объективные обстоятельства, обусловливающие необходимость государственного регулирования современной смешанной экономики. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика. Необходимость в деятельности государства вызывается потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Чисто рыночное распределение не гарантирует права на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Рынок не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с тенденцией на образование монополий.

Государство берет на себя ответственность за создание условий для эффективной конкуренции, устранения инфляционных процессов. Не стоит забывать и о внешнеэкономической политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией. В теории обоснованна модель смешанной экономики при активном участии государства (Рисунок 26.1). На модели кругооборота материальных и денежных средств, образующих экономический организм, охарактеризована роль государства в области распределения, перераспределения и стабилизации экономики. Государство производит покупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов, направляя денежные потоки расходов. Государство представляет также общественные блага и услуги как домохозяйствам, так и предприятиям. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств.

Модель кругооборота позволяет понять, как государство может изменить распределение доходов, осуществлять перераспределение ресурсов, регулировать уровень экономической активности, стабилизировать экономику и обеспечивать ее рост. Например, если в экономике существует кризис, то увеличение государственных расходов (инвестиции) при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупного спроса, объема производства и занятости. При возникновении инфляции необходимо сократить государственные расходы, трансфертные платежи, и увеличить налоги.

В смешанной экономике государство не ограничивается ролью арбитра (поддержание правопорядка, установление прав собственности, защита конкурентов), а само выступает одним из активных участников экономических процессов, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное регулирование экономики. Единство и взаимозависимость двух принципов экономической жизни - рынка с частным интересом и социально-экономической деятельностью государства с общественным благом – образуют сердцевину экономики современных развитых стран.

Рисунок 26.1. - Роль государства в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Выделяют цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности; обеспечения национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, исходя из необходимости увязки частных и общественных интересов.

Различают следующие типы государственного регулирования экономики:

Субъектами государственного регулирования экономики выступают центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Степень обособленности этих органов управления зависит от уровня централизации в стране. Так, в Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации и контроля бюрократии над экономикой. В США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления - механизм посредничества и агрегирования интересов. В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют социальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием правительства, парламента, профсоюзов и партий.

История XX века дает убедительные примеры полезности как широкого вмешательства государства в регулирование экономики (например, в США при президенте Рузвельте ), так и сужение сферы такого вмешательства (приватизация госсобственности в Англии при М. Тэтчер). Важно то, при каких обстоятельствах решается подобная задача, насколько квалифицированы те, кто ее решает и какими методами. Поэтому сегодня в экономической науке преобладает точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночный механизм срабатывает плохо или не работает на пользу общества.