26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
Историки считают, что государство в его современном виде сложилось не так давно. Начало этого становления связывают с эпохой зарождения капитализма. Главными конструкторами российского государства следует считать Петра I и Екатерину II. Уже тогда среди разнообразных задач государства выделяются экономические: контролировать различными способами экономическую жизнь, организуя ее так чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивало государству получение значительной доли национального дохода - источника его расходов, в том числе содержание правителей, чиновников и армии, а также ведение войн и международных дел.
И все же вопрос о роли государства в экономической жизни общества стал центральным для ученых и правительств именно в XX веке, когда обнаружилась историческая ограниченность взглядов “классической школы”.
До начала XX века преобладала экономика свободной конкуренции, характеристику которой выражала “классическая школа”. В ней подчеркивались 3 аспекта:
требования невмешательства государства в экономику;
гимн экономической свободе;
ставка на рыночный механизм регулирования экономики.
Однако потрясения "Великой депрессии" 30-х годов XX века, охвативший все рыночно развитые страны мира, означал, что экономика свободной конкуренции ушла в прошлое. Наступила экономика крупного машинного производства, объективно порождающая тенденцию к монополизму, который не совместим со свободной конкуренцией, основой рыночной экономики. Монополизм превращается в тормоз экономического развития. Еще В.И. Ленин подчеркивал, что всякая монополия порождает застой, загнивание, паразитизм и умирание. Экономика бывшего СССР была малоэффективной, прежде всего, из-за государственного монополизма.
От монополизма, зародившегося еще в конце XIX в., уже нельзя было избавиться, его можно было только постоянно ограничивать. Степень регулирующего воздействия государства определяют цивилизованность современной рыночной экономики.
Концепция активного участия государства в экономических процессах при сохранении рыночной экономики впервые разработана в теории Джона М. Кейнса (1883 - 1946). В 1936 г. была опубликована его работа “Общая теория занятости, процента и денег”. В тот период проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы.
В чем суть концепции, предложенной Д. Кейнсом?
Во-первых, вмешательство государства в процесс воспроизводства неизбежно и необходимо. Во-вторых, ее называют теорией эффективного спроса. Суть подхода состоит в том, чтобы предложить методы активизации и стимулирования совокупного спроса и тем самым воздействовать на расширение производства и предложения товаров. В-третьих, эта теория придает решающее значение инвестициям. Чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы производства. В-четвертых, главными инструментами воздействия государства на экономику является бюджетная и фискальная политика. По выражению Д. Кейнса – “налоги встроенные стабилизаторы”.
Д.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на траекторию равновесного сбалансированного экономического роста.
Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики как регулируемой государством.
Классическая и кейнсианская школы сегодня представлены разнообразными неоклассическими и неокейнсианскими теоретическими течениями. Эти ведущие теоретические направления имеют общие основы. Они рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающего определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия.
Рассмотрим объективные обстоятельства, обусловливающие необходимость государственного регулирования современной смешанной экономики. Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – это смешанная экономика. Необходимость в деятельности государства вызывается потребностями развития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своего функционирования. Так, доходы в рыночной экономике распределяются по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Чисто рыночное распределение не гарантирует права на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Рынок не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с тенденцией на образование монополий.
Государство берет на себя ответственность за создание условий для эффективной конкуренции, устранения инфляционных процессов. Не стоит забывать и о внешнеэкономической политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией. В теории обоснованна модель смешанной экономики при активном участии государства (Рисунок 26.1). На модели кругооборота материальных и денежных средств, образующих экономический организм, охарактеризована роль государства в области распределения, перераспределения и стабилизации экономики. Государство производит покупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов, направляя денежные потоки расходов. Государство представляет также общественные блага и услуги как домохозяйствам, так и предприятиям. Финансирование общественных благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств.
Модель кругооборота позволяет понять, как государство может изменить распределение доходов, осуществлять перераспределение ресурсов, регулировать уровень экономической активности, стабилизировать экономику и обеспечивать ее рост. Например, если в экономике существует кризис, то увеличение государственных расходов (инвестиции) при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупного спроса, объема производства и занятости. При возникновении инфляции необходимо сократить государственные расходы, трансфертные платежи, и увеличить налоги.
В смешанной экономике государство не ограничивается ролью арбитра (поддержание правопорядка, установление прав собственности, защита конкурентов), а само выступает одним из активных участников экономических процессов, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное регулирование экономики. Единство и взаимозависимость двух принципов экономической жизни - рынка с частным интересом и социально-экономической деятельностью государства с общественным благом – образуют сердцевину экономики современных развитых стран.
Рисунок 26.1. - Роль государства в рыночной экономике
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.
Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Выделяют цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности; обеспечения национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, исходя из необходимости увязки частных и общественных интересов.
Различают следующие типы государственного регулирования экономики:
Тотальный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического лагеря.
Различные сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в “шведской”, “японской” моделях, в модели социально-ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, в “китайском” варианте развития.
Крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.
Субъектами государственного регулирования экономики выступают центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Степень обособленности этих органов управления зависит от уровня централизации в стране. Так, в Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации и контроля бюрократии над экономикой. В США преобладает значительное число относительно автономных органов. Для ФРГ характерна более интегрированная система управления - механизм посредничества и агрегирования интересов. В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют социальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием правительства, парламента, профсоюзов и партий.
История XX века дает убедительные примеры полезности как широкого вмешательства государства в регулирование экономики (например, в США при президенте Рузвельте ), так и сужение сферы такого вмешательства (приватизация госсобственности в Англии при М. Тэтчер). Важно то, при каких обстоятельствах решается подобная задача, насколько квалифицированы те, кто ее решает и какими методами. Поэтому сегодня в экономической науке преобладает точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночный механизм срабатывает плохо или не работает на пользу общества.
- Предисловие
- Политическая экономия
- 1. Предмет, структура и функции экономической теории методы экономического анализа
- 1.1. Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.
- 1.2. Предмет, структура и функции экономической теории
- 1.3. Методы экономического анализа
- Контрольные вопросы
- 2. Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
- 2.1. Производство: типы и структура
- Производство
- Производство
- Производство
- Производство
- 2.2. Ресурсы производства и производственные возможности
- Средства производства
- Предметы труда
- Техника
- 2.3. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
- 2.4. Социально-экономический прогресс и периодизация
- 3. Человеческий капитал и качество жизни
- 3. 1. Возникновение и роль человеческого капитала в экономики
- 3.2. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
- 3.3. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
- Контрольные и дискуссионные вопросы
- 4. Собственность и модели экономических систем
- 4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты
- 4.2. Формы собственности и экономическая свобода
- 4.3. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:
- 4.4. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
- Контрольные вопросы
- 5. Становление и развитие рыночной экономики. Закон стоимости.
- 5.1.Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
- 5.2. Товар, его свойства и функциональные форм
- 5.3. Сущность, функции и обращение денег
- 5.4. Денежная система: содержание, назначение и эволюция
- 5.5. Закон стоимости. Возможности и пределы действия рыночного
- Контрольные вопросы
- II. Микроэкономика
- 6. Анализ индивидуальных рынков. Конкуренция и развитие деловой активности населения
- 6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса
- 6.2. Предложение: содержание, факторы. Закон предложения
- 6.3 Рыночное равновесие и равновесные цены
- 6.4 Эластичность: виды и оценка
- 6.5. Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
- 7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 7.2. Кардиналистская модель потребительского поведения.
- 7.3. Ординалисты о состоянии равновесия потребителя.
- Контрольные вопросы
- 8. Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
- 8.1. Предпринимательство, его принципы и формы.
- 8.2. Теория фирмы.
- Контрольные вопросы.
- 9.1. Капитал промышленных предприятий и его воспроизводство.
- 9.2. Кругооборот и оборот капитала предприятия.
- 9.3. Структура капитала предприятий.
- 9.4 Инвестиции и расширение капитала.
- 9.5. Эффективность использования капитала предприятия и пути ее повышения.
- Контрольные вопросы
- 10. Издержки производства, себестоимость и цена продукции.
- 10.1. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 10.2. Структура издержек производстваи расчет себестоимости продукции
- 10.3. Цена и ценовая политика предприятия
- Контрольные вопросы
- 11. Поведение фирм в рыночной экономике
- 11. 1. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
- 11.2. Равновесие фирм на рынке несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок ресурсов и Эффективность производства
- 12. 1. Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы и монопсонии
- 12. 2. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс
- 12. 3. Производственная функция. Способы минимизации издержек и максимизации прибыли
- Контрольные вопросы
- 13. Рынки фАкторов производства
- 13.1. Рынок труда
- 13.2. Рынок капитала
- 13. 3. Рынок земли, рента, цена земли
- Контрольные вопросы
- 14. Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
- Р Прибыль
- 14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения
- 14.3. Человеческий капитал – основа трудовых доходов
- 14.4. Принципы организации и системы оплаты труда.
- Контрольные вопросы
- 15. Предприятия социальных услуг и воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- 15.1. Предприятия социально-культурной сферы
- 15.2. Социальные услуги и социальные технологии
- 15.3. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- Человеческого капитала
- От образования*
- Контрольные вопросы
- 16. Венчурный капитал и финансирование инноваций
- 16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
- 16.2. Оценка инновационных проектов и фирм
- 16.3. Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от инноваций
- Инвестируемая сумма
- Контрольные вопросы
- 17. Информатизация экономики.
- 17.1. Роль информатизации в постиндустриальном обществе.
- 17.2. Особенности организации и эффективность предприятий информатики и связи
- 17.3. Качество информационных продуктов и услуг. Структура и границы цен на информацию.
- Контрольные вопросы
- 18. Природопользование и особенности аграрно-промышленных предприятий. Земельная рента.
- 18.1. Пределы и технологии природопользования
- 18.2. Особенности аграрно-промышленных предприятий
- 18.3. Образование и развитие агропромышленного комплекса.
- 18.4.Рента и ее виды. Земельная рента.
- Контрольные вопросы
- III. Макроэкономика.
- 19. Национальная экономика: структура, равновесие, показатели развития
- 19.1. Структура национальной экономики
- 19.2. Проблема общего равновесия
- 19.3.Основные показатели развития национальной экономики
- Номинальный ввп
- Дефлятор ввп
- Контрольные вопросы
- 20. Потребление, сбережения, инвестиции: их влияние на макроэкономическое равновесие
- 20.1. Потребление и сбережения. Их влияние на национальный объем производства
- 20.2. Инвестиции и национальный объем производства.
- 20.3 Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы
- Контрольные вопросы
- 21. Модели и факторы экономического роста
- 21.1. Необходимость и типы экономического роста
- 21.2.Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 21.3.Модели экономического роста
- 22. Цикличность развития экономики и теории кризисов
- 22.1 Циклический характер экономического развития
- 22.2. Виды экономических циклов
- 22.3. Природа циклов и теории кризисов
- Контрольные вопросы
- 23. Национальный человеческий капитал, труд, занятость, безработица
- 23.1. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны
- Занятое население по уровню образования
- 23.2. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения
- 23.3. Безработица, виды, причины, пути снижения
- Контрольные вопросы
- 24. Денежно-кредитная система. Банки. Антиинфляционная политика
- 24.1. Денежно-кредитная система. Сущность, функции и формы кредита
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- Цены Dm- прямо пропорционально;
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 24.2. Банковская система России.
- 24.3. Регулирование денежно - кредитной системы.
- 24.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы
- 25. Финансовая система и фискальная политика.
- 25.1. Необходимость, сущность и функции финансов
- 25.2. Государственный бюджет
- Расходы (в %)
- 25.3. Налоги. Кривая Лаффера.
- 25.4. Фискальная политика в переходной экономике России.
- Контрольные вопросы
- 26. Экономическая роль государства в рыночной экономике. Макроэкономическое регулирование.
- 26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
- 26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
- 26.3. Экономические функции правительства и макрорегулирование
- Государство
- Контрольные вопросы.
- 27. Доходы населения и социальная политика государства
- 27.1. Источники денежных доходов населения в рыночной экономике. Динамика и структура денежных доходов населения в 1992-1998гг.
- 27.2. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца.
- Население, %
- 27.3. Необходимость социальной защиты населения и ее основные проблемы.
- 27.4. Законодательные основы и программы социальной политики в России
- Контрольные вопросы
- 28. Открытая экономика и международные экономические отношения
- 28.1. Условия и факторы развития международных экономических
- 28.2. Становление форм международных экономических отношений
- 28.3. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 28.4. Внешнеэкономическая политика.
- Контрольные вопросы
- Основы экономической теории