logo
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предисловие

Уважаемые студенты! Вы приступаете к изучению сложной и важной науки – экономики. Данное учебное пособие поможет Вам правильно воспринимать и, главное, понять и усвоить основные экономические категории и закономерности рыночного хозяйства в своеобразных условиях переходного общества России.

Экономические знания составляют важную часть общей профессиональной подготовки специалиста. Изучение экономики формирует Вашу экономическую культуру, развивает навык экономического обоснования технических и управленческих решений, способствует карьерному росту.

Курс экономики состоит из четырех разделов: теоретических основ, микроэкономики, макроэкономики, основных понятий мировой экономики.

В первом разделе раскрываются базисные экономические категории: производство и воспроизводство, ресурсы производства и производственные возможности, человеческий капитал и качество жизни, собственность и ее формы, условия возникновения и содержание рыночного хозяйства.

Во втором разделе – микроэкономике – рассматриваются вопросы теории полезности и потребительского выбора, анализ рынков в единстве взаимодействия спроса, предложения и цен. Интересы и цели поведения предпринимателей. Центральным активным субъектом экономики является предприятие. Создание и формы предприятий, капитал, доходы, издержки, прибыль, заработная плата характеризуют экономическую жизнь предприятий. В силу возросшего значения раскрыты особенности функционирования предприятий в социальной, информационной, инновационной сферах, в агропромышленном комплексе.

В третьем разделе представлены макроэкономические проблемы национальной экономики. Частное предпринимательство и рынок часто вызывают кризисные ситуации. Устойчивый экономический рост требует грамотной макроэкономической политики государства, включая кредитно-денежную, фискальную, антикризисную и социальную политические программы и меры.

Национальная экономика рыночного типа открыта для мирохозяйственных связей. Внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, иностранные инвестиции, платежный баланс и валютный курс характеризуют включенность страны в глобальные экономические процессы. Как обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров и предприятий на мировых рынках, как повысить экономическую мощь страны, ее высокий международный рейтинг – эти проблемы решаются специалистами и руководителями всех предприятий, на всех уровнях управления. Пути и средства решения этих проблем также необходимо знать каждому гражданину России, тем более интеллектуальной элите производства.

Ограниченный объем пособия не позволил с достаточной полнотой рассмотреть все вопросы экономической теории. Интересующихся мы отсылаем к другим учебникам, монографиям, материалам периодической печати.

Учебное пособие разработано авторским коллективом ученых кафедры экономической теории ОрелГТУ, специалистов и ученых Орла и Москвы. Конкретные материалы представили: д.э.н., профессор В.Т. Смирнов, - темы 1,3,6,8,14,15,16,23,27; д.э.н., профессор В.Ф. Бондарев - темы 18,24,25; д.э.н., профессор А.И. Воропаев – темы 14,18; к.э.н. В.А. Кочуев – темы 8,9; к.э.н., доцент Ф.Б. Власов – темы 19, 21, 22, 28; к.э.н., доцент В.И. Романчин – темы 8,11,16,21,26; к.э.н. И.О. Трубина – темы 2, 9; к.э.н. В.Д. Молоканов – тема 1, статистические материалы; к.э.н. О.В. Карпиков – темы 8, 16; к.э.н. Б.А. Бочкарев – тема 20; ст. преп. Т.Н. Васильева, Васильев Л.В. – темы 6,7,10,11,12,13; ст. преп. Ю.Ф. Щекотихин темы 4, 26; ст. преп. Л.П. Ситник – тема 5; к.э.н. И.В. Скоблякова, к.э.н. С.П. Вигурская – темы 3,15,16; к.э.н. А.А. Федотов – тема 17, ст. преп. И.Б. Илюхина – тема 9; к.э.н., доцент О.В. Рудакова – тема 27, к.т.н., доцент М.И. Борзенков – тема 3,16,17.

Авторы и редакторы с благодарностью примут корректные и ценные замечания для улучшения учебного пособия.