6.4 Эластичность: виды и оценка
Исследуем влияние изменения цены на спрос, объем покупаемой продукции и выручку предпринимателя.
Мера гибкости или чувствительности потребителей и производителей к изменению цены продукта называется эластичностью.
Степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от продукта к продукту. Например, рост цены на хлеб незначительно сократит спрос на него. А вот рост цены на шоколад - значительно.
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то спрос на такие продукты называется неэластичным(например, спрос на хлеб). Как правило, спрос на продукты первой необходимости является неэластичным.
Если небольшие изменения в цене ведут к значительному изменению в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты является эластичным(например, спрос на шоколад). Как правило, на предметы роскоши спрос бывает эластичным.
Эластичность измеряется отношением процентного изменения одной переменной величины к процентному изменению другой переменной величины:
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
ЕD = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Приведенное отношение (ЕD) называется ценовым коэффициентом эластичности. Оно показывает, на сколько процентов изменяется спрос в результате изменений на один процент цены. Коэффициент спроса по цене можно рассчитать следующим образом:
где Q1и Q2 - первоначальный и текущий спрос;.
Р1 и Р2 - первоначальная и текущая цена.
Это коэффициент дуговой эластичности. Он позволяет определить эластичность спроса в центре отрезка кривой спроса.
Нисходящая кривая спроса показывает обратную зависимость между ценой и количеством спрашиваемой продукции. Поэтому ценовой коэффициент эластичности (ЕD) будет всегда иметь отрицательное значение. Экономисты игнорируют отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента спроса по ценам.
Р
D
3
2
1 D
1 2 3 Q
Рисунок 6.8 – Случай снижения цены
Подсчитаем ЕD, используя данные (рис.6.8)Р1=2, Q1=1, Р2=1,Q2=2.
ЕD=1 означает: снижение цены на 1% повышает спрос на 1% и наоборот, повышение цены на 1% снижает спрос на 1%.
Если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Отсюда ЕDбольше 1.
Если снижение цены на 3% даёт в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Отсюда ЕDменьше 1.
Если падение цены на 1% вызывает рост спроса на 1%, то такой вид спроса называется единичной эластичности.
Если ЕD равен 0,спрос абсолютно неэластичен т.е. изменение цены не отражается на величине спроса.
Если ЕDравен бесконечности, спрос абсолютно эластичен т.е. любое повышение цены приведет к полному отказу от приобретения товара, если цена понизится, к неограниченному росту спроса.
Простейшим способом проверки эластичности спроса в случае изменения цены продукта является определение общей выручки. Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос неэластичен изменение цены вызывает изменение выручки в том же направлении. В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без изменения.
Таблица 6.2.- Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.
Кол-во спрашиваемой в течение недели продукции (ед.) | Цена ед. продукта (долл.) | Общая выручка (долл.) | Оценка по показателю общей выручки | Коэффициент эластичности ED |
2000 | 5 | 10000 | эластичный |
|
4000 | 4 | 16000 | эластичный |
|
7000 | 3 | 21000 | эластичный |
|
11000 | 2 | 22000 | эластичный |
|
16000 | 1 | 16000 | неэластичный |
|
Рисунок 6.9– Кривая спроса
Кривая спроса фирмы состоит из двух отрезков: эластичного (при цене от 5 до 2 дол.) и неэластичного (при цене от 2 до 1 дол.).
Выручка растет при цене на продукт от 5 до 2 долл., падает при цене от 2 до 1 долл.
Ценовая эластичность, как мы видим, имеет важное значение для фирм - ценоискателей, то есть для фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.)
Рассмотрим факторы ценовой эластичности спроса.
1. Наличие заменителей. Спрос на продукт тем эластичнее, чем больше хороших заменителей он имеет.
2. Удельный вес в бюджете потребителя. Спрос тем эластичнее, чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно, бывает неэластичен, а на предметы роскоши эластичен.
4. Фактор времени. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения.
Спрос на товары зависит от дохода потребителя. Степень эластичности спроса относительно доходаизмеряется следующим образом:
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
ЕI = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение дохода
Она рассчитывается так же, как и ценовая эластичность спроса. Только в знаменателе вместо процентного изменения цены берется процентное изменение дохода.
Для большинства товаров коэффициент эластичности по доходу будет иметь положительное значение, которое свидетельствует о том, что по мере роста дохода увеличивается потребление нормальных товаров, или товаров высшей категории.
Отрицательное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на то, что по мере снижения дохода увеличивается потребление товаров низкого качества.
Спрос на определенный продукт зависит от цен на продукты, которые его заменяют или дополняют. Поэтому рассчитывают перекрестную эластичность спроса.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса Ехупозволяет измерить, на сколько чувствителен спрос на один продукт (например, Х) к изменению цены другого продукта (например, У).
Формула перекрестной эластичности:
процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х
Еху = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены продукта У
Если коэффициент Ехуимеет положительное значение, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами.
Если коэффициент Ехуимеет отрицательное значение, продукты Х и У взаимодополняемы.
Нулевой или почти нулевой коэффициент Ехусвидетельствует о том, что продукты не связаны между собой т.е. являются независимыми товарами.
Концепция перекрестной эластичности позволяет более глубоко понять смысл явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров.
Итак, для того чтобы предвидеть спрос, надо рассчитать по, крайней мере, один прямой (Ед) и серию перекрестных коэффициентов эластичности по цене, а также показатель эластичности спроса по доходу (Е1).
Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению продуктов. Мерой реакции производителя на изменение цены на продукт является эластичность предложения по цене.
Коэффициент ценовой эластичности предложения Есрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса Ед, только вместо величины спроса в знаменателе берется величина предложения.
процентное изменение количества спрашиваемой продукции
ЕD = -----------------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, или фактор времени. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения.
При анализе влияния фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают следующие рыночные периоды:
1) кратчайший – период, недостаточный для изменения объема выпускаемой продукции. Поэтому предложение в этом периоде является неэластичным;
2) среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения производства на существующих площадях. Поэтому предложение в этом периоде является более эластичным;
3) долгосрочный – период, достаточный не только для расширения или сокращения существующего производства, но и для вступления на рынок новых или ухода с него ранее действовавших предприятий. Поэтому предложение в долгосрочном периоде более эластично, чем в предыдущих периодах.
Одно замечание: кривая предложения представляет собой восходящую линию. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена продукта и суммарный доход производителя всегда изменяются в одном и том же направлении.
Концепция ценовой эластичности предложения имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога, на единицу товара. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса потребителем. Почему?
В случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары - заменители. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее, что учитывается правительством в осуществлении своей налоговой политики.
Предприниматели учитывают закономерности спроса при осуществлении своей ценовой стратегии.
Правительство опирается на них при разработке бюджетно-налоговой политики. Например, выбирая, какие товары обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен (спирт, табак).
- Предисловие
- Политическая экономия
- 1. Предмет, структура и функции экономической теории методы экономического анализа
- 1.1. Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.
- 1.2. Предмет, структура и функции экономической теории
- 1.3. Методы экономического анализа
- Контрольные вопросы
- 2. Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
- 2.1. Производство: типы и структура
- Производство
- Производство
- Производство
- Производство
- 2.2. Ресурсы производства и производственные возможности
- Средства производства
- Предметы труда
- Техника
- 2.3. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
- 2.4. Социально-экономический прогресс и периодизация
- 3. Человеческий капитал и качество жизни
- 3. 1. Возникновение и роль человеческого капитала в экономики
- 3.2. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
- 3.3. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
- Контрольные и дискуссионные вопросы
- 4. Собственность и модели экономических систем
- 4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты
- 4.2. Формы собственности и экономическая свобода
- 4.3. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:
- 4.4. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
- Контрольные вопросы
- 5. Становление и развитие рыночной экономики. Закон стоимости.
- 5.1.Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
- 5.2. Товар, его свойства и функциональные форм
- 5.3. Сущность, функции и обращение денег
- 5.4. Денежная система: содержание, назначение и эволюция
- 5.5. Закон стоимости. Возможности и пределы действия рыночного
- Контрольные вопросы
- II. Микроэкономика
- 6. Анализ индивидуальных рынков. Конкуренция и развитие деловой активности населения
- 6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса
- 6.2. Предложение: содержание, факторы. Закон предложения
- 6.3 Рыночное равновесие и равновесные цены
- 6.4 Эластичность: виды и оценка
- 6.5. Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
- 7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 7.2. Кардиналистская модель потребительского поведения.
- 7.3. Ординалисты о состоянии равновесия потребителя.
- Контрольные вопросы
- 8. Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
- 8.1. Предпринимательство, его принципы и формы.
- 8.2. Теория фирмы.
- Контрольные вопросы.
- 9.1. Капитал промышленных предприятий и его воспроизводство.
- 9.2. Кругооборот и оборот капитала предприятия.
- 9.3. Структура капитала предприятий.
- 9.4 Инвестиции и расширение капитала.
- 9.5. Эффективность использования капитала предприятия и пути ее повышения.
- Контрольные вопросы
- 10. Издержки производства, себестоимость и цена продукции.
- 10.1. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 10.2. Структура издержек производстваи расчет себестоимости продукции
- 10.3. Цена и ценовая политика предприятия
- Контрольные вопросы
- 11. Поведение фирм в рыночной экономике
- 11. 1. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
- 11.2. Равновесие фирм на рынке несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок ресурсов и Эффективность производства
- 12. 1. Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы и монопсонии
- 12. 2. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс
- 12. 3. Производственная функция. Способы минимизации издержек и максимизации прибыли
- Контрольные вопросы
- 13. Рынки фАкторов производства
- 13.1. Рынок труда
- 13.2. Рынок капитала
- 13. 3. Рынок земли, рента, цена земли
- Контрольные вопросы
- 14. Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
- Р Прибыль
- 14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения
- 14.3. Человеческий капитал – основа трудовых доходов
- 14.4. Принципы организации и системы оплаты труда.
- Контрольные вопросы
- 15. Предприятия социальных услуг и воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- 15.1. Предприятия социально-культурной сферы
- 15.2. Социальные услуги и социальные технологии
- 15.3. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- Человеческого капитала
- От образования*
- Контрольные вопросы
- 16. Венчурный капитал и финансирование инноваций
- 16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
- 16.2. Оценка инновационных проектов и фирм
- 16.3. Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от инноваций
- Инвестируемая сумма
- Контрольные вопросы
- 17. Информатизация экономики.
- 17.1. Роль информатизации в постиндустриальном обществе.
- 17.2. Особенности организации и эффективность предприятий информатики и связи
- 17.3. Качество информационных продуктов и услуг. Структура и границы цен на информацию.
- Контрольные вопросы
- 18. Природопользование и особенности аграрно-промышленных предприятий. Земельная рента.
- 18.1. Пределы и технологии природопользования
- 18.2. Особенности аграрно-промышленных предприятий
- 18.3. Образование и развитие агропромышленного комплекса.
- 18.4.Рента и ее виды. Земельная рента.
- Контрольные вопросы
- III. Макроэкономика.
- 19. Национальная экономика: структура, равновесие, показатели развития
- 19.1. Структура национальной экономики
- 19.2. Проблема общего равновесия
- 19.3.Основные показатели развития национальной экономики
- Номинальный ввп
- Дефлятор ввп
- Контрольные вопросы
- 20. Потребление, сбережения, инвестиции: их влияние на макроэкономическое равновесие
- 20.1. Потребление и сбережения. Их влияние на национальный объем производства
- 20.2. Инвестиции и национальный объем производства.
- 20.3 Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы
- Контрольные вопросы
- 21. Модели и факторы экономического роста
- 21.1. Необходимость и типы экономического роста
- 21.2.Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 21.3.Модели экономического роста
- 22. Цикличность развития экономики и теории кризисов
- 22.1 Циклический характер экономического развития
- 22.2. Виды экономических циклов
- 22.3. Природа циклов и теории кризисов
- Контрольные вопросы
- 23. Национальный человеческий капитал, труд, занятость, безработица
- 23.1. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны
- Занятое население по уровню образования
- 23.2. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения
- 23.3. Безработица, виды, причины, пути снижения
- Контрольные вопросы
- 24. Денежно-кредитная система. Банки. Антиинфляционная политика
- 24.1. Денежно-кредитная система. Сущность, функции и формы кредита
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- Цены Dm- прямо пропорционально;
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 24.2. Банковская система России.
- 24.3. Регулирование денежно - кредитной системы.
- 24.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы
- 25. Финансовая система и фискальная политика.
- 25.1. Необходимость, сущность и функции финансов
- 25.2. Государственный бюджет
- Расходы (в %)
- 25.3. Налоги. Кривая Лаффера.
- 25.4. Фискальная политика в переходной экономике России.
- Контрольные вопросы
- 26. Экономическая роль государства в рыночной экономике. Макроэкономическое регулирование.
- 26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
- 26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
- 26.3. Экономические функции правительства и макрорегулирование
- Государство
- Контрольные вопросы.
- 27. Доходы населения и социальная политика государства
- 27.1. Источники денежных доходов населения в рыночной экономике. Динамика и структура денежных доходов населения в 1992-1998гг.
- 27.2. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца.
- Население, %
- 27.3. Необходимость социальной защиты населения и ее основные проблемы.
- 27.4. Законодательные основы и программы социальной политики в России
- Контрольные вопросы
- 28. Открытая экономика и международные экономические отношения
- 28.1. Условия и факторы развития международных экономических
- 28.2. Становление форм международных экономических отношений
- 28.3. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 28.4. Внешнеэкономическая политика.
- Контрольные вопросы
- Основы экономической теории