logo
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения

Экономику постиндустриального общества характеризует динамичность, огромное разнообразие сфер и отраслей бизнеса, миллионы наименований производимых товаров и услуг. Эти условия резко повышают риск предпринимательства, а, значит, и цену предпринимательских услуг. Предпринимательский доход становится устойчивым и значительным по величине, видам дохода для миллионов предпринимателей и менеджеров (руководителей предприятий). Для примера в России и в Орловской области доходы от собственности и предпринимательской деятельности с 1994 года превышают совокупную заработную плату работающих по найму.

До 60-х годов текущего века под предпринимательским доходом понимали часть прибыли после уплаты ссудного процента за взятый функционирующим предпринимателем (менеджером) заемный капитал. Разграничение капитала-собственности и капитала-функции выражалось через разделение труда между банками (другими инвестиционными фирмами) и предпринимателями реального сектора экономики. Для организации предприятия и ведения бизнеса предприниматели брали ссуды в банках, а из полученной прибыли выплачивали банкирам процент. В современных условиях кредитная система охватывает практически все отрасли бизнеса, стала всеобщей, собирая все временно свободные денежные средства и предлагая их предпринимателям для прибыльного применения. Собственный капитал предпринимателей также авансируется предприятию под процент, как и заемный капитал. Углубляется разделение труда и рисков внутри класса предпринимателей.

Предприниматели-собственники, владеющие свободными денежными средствами, ищут наиболее прибыльные сферы, отрасли и предприятия для вложения капитала. Капитал-собственность институционально закрепляется в ценных бумагах - акциях, облигациях, векселях. Владельцы ценных бумаг контролируют использование своего капитала через особый рынок ценных бумаг и его институты - фондовые биржи и банки, брокерские конторы, индивидуальных предпринимателей финансовой сферы: инвестиционных консультантов, брокеров, дилеров. Стремясь к максимизации доходов на капитал, собственники капитала продают низкодоходные ценные бумаги и покупают более прибыльные. Тем самым выполняется общественно полезная функция перелива капиталов из отраслей низкодоходных, умирающих в отрасли высокодоходного, прогрессирующего бизнеса. Кроме того, собственники капитала (акционеры, пайщики, вкладчики) назначают и контролируют работу менеджеров, управляющих капиталом и предприятием.

Предпринимательский доход собственников капитала образуется из прироста курсовой стоимости ценных бумаг и годовых дивидендов. Рассчитаем, для примера, доход владельцев акций "Газпрома" при оценке на декабрь1999 г.

Номинальная стоимость акции при первоначальном размещении (Ан) - 10 руб.

Курсовая стоимость покупки акций в декабре 1999 г. - 13 рублей.

Годовой дивиденд за 1999 год - 20 рублей.

На каждой акции ее владелец может получить более 30 рублей дохода. Правда, при перепродажах учитывается разница в ценах покупки и продажи акций предприятий с учетом конъюнктуры рынка ценных бумаг и надежности работы предприятия, в данном случае "Газпрома", в будущем.

Средние и крупные инвесторы, контролирующие крупные пакеты ценных бумаг, стремятся сформировать выгодный "портфель", вкладывая деньги в ценные бумаги разных отраслей и предприятий. Мелким держателям ценных бумаг лучше обращаться за консультациями к профессионалам фондового рынка, или передавать свои пакеты ценных бумаг в доверительное управление банкам, брокерским конторам, финансовым консультантам.

Предприниматель-инноватор занимается разработкой и внедрением инноваций - новых товаров, новых технологий, новой информации. Инновационный бизнес выступает двигателем технического и экономического прогресса. Инновационной деятельностью должно заниматься каждое предприятие, если оно стремится работать прибыльно на конкурентном рынке.

Доход предпринимателя-инноватора образуется из двух источников. Во-первых, новые товары образуют новый рынок, продаются по более высоким ценам по сравнению с товарами-аналогами, вытесняемыми или замещаемыми на рынке. Новые товары иметь престижно и покупатели соглашаются платить более высокую цену. Сравните цены благоустроенных новых квартир и квартир в домах 60-х годов ("хрущобах"). Приведите примеры цен на новейшие марки автомобилей, холодильников, телевизоров. Модные модели одежды в сезоне продаются дороже, а в конце сезона распродаются в 1,5-2 раза дешевле. Быть лидером в обновлении ассортимента на рынке выгодно, получая соответствующий инновационный доход.

Дополнительный доход приносят предпринимателям технологические и факторные инновации. Новые технологии ("ноу-хау") снижают индивидуальные издержки ниже средних. Продажа товаров по средней рыночной цене позволяет предпринимателям-инноваторам получать избыточный доход до тех пор пока не появится более совершенная техника и технология новых поколений. Сравните издержки хранения и переработки на единицу информации при работе на компьютерах первого и пятого поколений. Многократно повышается производительность работ, а, значит, снижаются затраты при работе технологов и конструкторов на автоматизированных рабочих местах, оборудованных современной техникой обработки и графического отображения информации. Новые технологии проведения операций для лечения ряда болезней глаз позволяют клиникам Св.Федорова иметь устойчивые доходы даже в кризисное время, показывая неисчерпаемые резервы инновационного бизнеса.

Предприниматель-организатор или менеджер управляет бизнесом, т.е. учреждает предприятия, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует и контролирует работу предприятия. В истории предпринимательства всемирную известность получили имена крупнейших организаторов бизнеса - Генри Форда, Анри Файоля, Теда Тернера, Ли Якокки, Джорджа Сороса и др. Крупнейшие предприятия и проекты организовывали и обеспечивали эффективную работу российские предприниматели-руководители: Д.Лихачев (Московский автозавод в 30-годы), С. Королев - ракетно-космический комплекс, А.Туполев - авиационный комплекс, В. Стародубцев колхоз им. В.Ленина в Тульской области и многие другие.

Первым источником предпринимательского дохода менеджеров выступает снижение индивидуальных издержек производства ниже средних. Четкая организация бизнеса, строжайшая экономия, предвидение рисков и снижение потерь от них приводят к экономии издержек по каждой статье затрат даже в рамках той же технологии. Организационный эффект выражается в избыточной прибыли при реализации товаров по средним ценам.

Вторым источникам дохода хороших администраторов выступает ускорение оборачиваемости капитала. Предположим, в хлебопекарном производстве среднеотраслевой оборот капитала равен 20 оборотам в год. У хорошего организатора он обернется 25 раз, принося за каждый дополнительный из пяти циклов доход.

Важным источником снижения убытков и увеличения доходов в современных условиях выступает грамотная и активная коммерческая работа. Активный маркетинг, наступательная реклама, высокий уровень сервиса при обслуживании покупателей, эффективная тактика конкурентной борьбы позволяют ускорить оборот капитала в сфере обращения и снизить удельные издержки обращения. Для России и российских предприятий повышение качества менеджмента на рынках является чрезвычайно актуальной задачей.

Для оценки организаторских талантов (способностей) предпринимателей и менеджеров в последние годы используется критерий качества менеджмента. Оценка осуществляется по конечным результатам деятельности предприятия, возглавляемого конкретным менеджером. Чистая прибыль на капитал, скорость оборота капитала, индивидуальные издержки в сравнении со средними и авангардными, качество и ликвидность активов по всем их видам, деловой климат и организационная культура взаимоотношений на предприятии - все эти показатели характеризуют качество менеджмента как решающий фактор обеспечения эффективной работы предприятий. Высшим проявлением качества менеджмента является способность руководителей (менеджеров) обеспечить эффективную работу предприятия в предельных кризисных ситуациях, например, в условиях затяжного кризиса в России. Также менеджеры вправе рассчитывать на справедливую долю в доходах предприятия как вознаграждение за их решающий вклад в успехи фирмы.

Классическим примером в теории менеджмента стал успех в выведении из глубокого кризиса автомобильной фирмы "Крайслер" (США), осуществленный в 80-е годы Ли Якоккой, приглашенным на пост президента корпорации. Как он замечает в книге "Карьера менеджера" (М. -1990): "Еще одна черта, которую люди, по-видимому, ценят во мне, заключается в том, что я хороший менеджер. Я способен сокращать издержки производства, делать деньги и справляться с управлением громадным заведением. Я знаю, как надо сводить бюджет с активом, и я уже обладаю опытом возрождения к жизни терпящей крах компании. Американцы, очевидно, жаждут иметь лидера, который способен сбалансировать бюджет и вернуть стране решимость в достижении своих целей" (стр.308).

Образцы высокого качества менеджмента показывают многие российские руководители. В тяжелейших условиях кризисных лет сохраняют устойчивую работу своих предприятий генеральный директор АО "Ливныгидромаш" В.М. Лихман, директор АОЗТ "Славянское" Д.М. Пониткин, два содиректора СП "Велор" с итальянской стороны г-н Р.Бартоли, с российской - В.М. Ростовцев и многие другие. Они делом доказывают возможность эффективной работы в условиях рынка, возможность активного влияния на среду бизнеса, на преодоление неблагоприятных условий и барьеров.