7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Каждый менеджер должен знать, что происходит со спросом при изменении доходов потребителей и цен на продукты, которые они покупают. Эта информация нужна менеджерам для определения оптимального объёма производства, означающего эффективное использование ресурсов и получение максимальной прибыли. Прежде чем рассматривать модели поведения человека на рынке, выясним сущность таких категорий, как потребность и полезность.
Под понятием «материальные потребности»мы понимаем желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.
В основе оценок полезности и спроса находятся потребности, которые возникают и осознаются каждым человеком через взаимодействие с условиями жизни. Полезные вещи и явления присваиваются человеком для поддержания жизнеспособности. Вредные и опасные условия жизни требуют создания защитных механизмов обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система потребностей сложна и многообразна, что ведет к многозначности понятия потребностей.
Простейшее, биологические потребности осознаются как нужда – голод, жажда, холод, неудовлетворенность. Активность человека, ресурсы направляются на преодоление неудовлетворенности. Интенсивность физиологических потребностей имеет жесткие пределы – от минимума, например, в 2200 ккал приносимых пищей в день, до максимума в 5000 ккал в день, сверх которого начинается ожирение и болезни от переедания.
Пользование сложными техническими изделиями, например, автомобилем, предполагает наличие способности к потреблению– навыка вождения автомобиля, знание правил дорожного движения. Потребность как способность к потреблению особенно важна в осознании и удовлетворении социальных и познавательных потребностей. Например, потребность в знаниях по разному осознана студентами, что проявляется в разной степени усердия, настойчивости, стремлений к овладению знаниями и, соответственно, в успеваемости.
В последние годы потребность трактуется как ценностная ориентация субъекта по освоению материального, социального и духовного мира явлений. Соответственно, выделяются материальные, социальные и духовные потребности в зависимости от объекта присвоения и оценки.
По настоятельности потребности характеризуются как абсолютные (воздух, вода, пища, тепло), необходимые (состав воздуха, качество воды, калорийность пищи), потребности достатка и роскоши (разнообразие напитков, включая алкогольные, гастрономические изыски в питании, статусные потребности).
По способам удовлетворения различают интимные потребности (физиологические, сексуальные), индивидуальные (одежда), семейные (жилище, мебель, дача), коллективные (общественный транспорт), совместные или общественные (телевидение, печать).
Потребности изучаются статистическими, социологическими и аналитическими (экспертными) методами. Для экономики важно выявить предпочтения покупателей при покупке товаров. Закономерности предпочтений покупателей на конкретных товарных рынках изучает теория полезности.
Полезность— это получаемое людьми удовольствие или удовлетворение от данного товара или услуги. Или полезность— это способность товара или услуги удовлетворить потребности. Полезность— понятие во многом субъективное, т.к. полезность определённого продукта будет различной для разных людей. Например, табак для курящего человека имеет полезность, и вреден, отвратителен для некурящего.
Интенсивность удовлетворения потребностей характеризует такое понятие как «предельная полезность». Под предельной полезностью имеется в виду добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. При этом предельная полезность каждой последующей единицы продукта падает. Почему? Потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться или насыщаться.
Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определённого продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности. Например, первое яблоко потребитель съест с большим удовольствием, чем второе, третье и т.д.
Выразим закон убывающей предельной полезности математически. Предположим, что потребитель купил 1 кг яблок, полезность которых измерим в ютилях (ютиль - полезность по - английски). Допустим, что закон убывающей предельной полезности вступает в действие с первого же приобретённого яблока.
Таблица 7.1. - Предельная и совокупная полезность яблок
Единицы продукта | Предельная полезность (ютили) | Совокупная полезность (ютили) |
Первая | 10 | 10 |
Вторая | 9 | 19(=10+9) |
Третья | 8 | 27(=10+9+8) |
Четвёртая | 7 | 34(=10+9+8+7) |
Пятая | 6 | 40(=10+9+8+7+6) |
Из таблицы видно, что предельная полезность каждого дополнительного яблока снижается, а совокупная полезность возрастает.
Закон убывающей предельной полезности объясняет нисходящий характер кривой спроса: если каждая последующая единица продукта обладает всё меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения их цены.
Убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции или повышать качество продукции и реализовать её по той же цене.
Итак, предельная полезность даёт возможность объяснить такой факт, как уменьшение спроса на товар с течением времени. Действительно с увеличением количества потреблённого товара его общая полезность возрастает, в то время как его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Если выразить предельную полезность в деньгах, то кривую спроса на товар можно отождествить с кривой его предельной полезности.
Теорию полезности важна для маркетинга, особого вида человеческой деятельности, направленной на изучение потребностей потребителей, стимулирование сбыта и спроса. Цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое, в свою очередь, создаёт условия для максимального производства, занятости и богатства. Маркетинг обеспечивает разнообразие товаров, предоставляет потребителю широкий выбор, а следовательно, и получение наибольшего удовлетворения.
В конечном счёте, система маркетинга повышает качество жизни населения благодаря стимулированию роста качества , количества, ассортимента, доступности и стоимости производимой фирмами продукции.Одновременно с этими процессами улучшается качество окружающей жизненной и культурной среды.
- Предисловие
- Политическая экономия
- 1. Предмет, структура и функции экономической теории методы экономического анализа
- 1.1. Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.
- 1.2. Предмет, структура и функции экономической теории
- 1.3. Методы экономического анализа
- Контрольные вопросы
- 2. Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
- 2.1. Производство: типы и структура
- Производство
- Производство
- Производство
- Производство
- 2.2. Ресурсы производства и производственные возможности
- Средства производства
- Предметы труда
- Техника
- 2.3. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
- 2.4. Социально-экономический прогресс и периодизация
- 3. Человеческий капитал и качество жизни
- 3. 1. Возникновение и роль человеческого капитала в экономики
- 3.2. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
- 3.3. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
- Контрольные и дискуссионные вопросы
- 4. Собственность и модели экономических систем
- 4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты
- 4.2. Формы собственности и экономическая свобода
- 4.3. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:
- 4.4. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
- Контрольные вопросы
- 5. Становление и развитие рыночной экономики. Закон стоимости.
- 5.1.Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
- 5.2. Товар, его свойства и функциональные форм
- 5.3. Сущность, функции и обращение денег
- 5.4. Денежная система: содержание, назначение и эволюция
- 5.5. Закон стоимости. Возможности и пределы действия рыночного
- Контрольные вопросы
- II. Микроэкономика
- 6. Анализ индивидуальных рынков. Конкуренция и развитие деловой активности населения
- 6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса
- 6.2. Предложение: содержание, факторы. Закон предложения
- 6.3 Рыночное равновесие и равновесные цены
- 6.4 Эластичность: виды и оценка
- 6.5. Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
- 7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 7.2. Кардиналистская модель потребительского поведения.
- 7.3. Ординалисты о состоянии равновесия потребителя.
- Контрольные вопросы
- 8. Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
- 8.1. Предпринимательство, его принципы и формы.
- 8.2. Теория фирмы.
- Контрольные вопросы.
- 9.1. Капитал промышленных предприятий и его воспроизводство.
- 9.2. Кругооборот и оборот капитала предприятия.
- 9.3. Структура капитала предприятий.
- 9.4 Инвестиции и расширение капитала.
- 9.5. Эффективность использования капитала предприятия и пути ее повышения.
- Контрольные вопросы
- 10. Издержки производства, себестоимость и цена продукции.
- 10.1. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 10.2. Структура издержек производстваи расчет себестоимости продукции
- 10.3. Цена и ценовая политика предприятия
- Контрольные вопросы
- 11. Поведение фирм в рыночной экономике
- 11. 1. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
- 11.2. Равновесие фирм на рынке несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок ресурсов и Эффективность производства
- 12. 1. Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы и монопсонии
- 12. 2. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс
- 12. 3. Производственная функция. Способы минимизации издержек и максимизации прибыли
- Контрольные вопросы
- 13. Рынки фАкторов производства
- 13.1. Рынок труда
- 13.2. Рынок капитала
- 13. 3. Рынок земли, рента, цена земли
- Контрольные вопросы
- 14. Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
- Р Прибыль
- 14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения
- 14.3. Человеческий капитал – основа трудовых доходов
- 14.4. Принципы организации и системы оплаты труда.
- Контрольные вопросы
- 15. Предприятия социальных услуг и воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- 15.1. Предприятия социально-культурной сферы
- 15.2. Социальные услуги и социальные технологии
- 15.3. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- Человеческого капитала
- От образования*
- Контрольные вопросы
- 16. Венчурный капитал и финансирование инноваций
- 16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
- 16.2. Оценка инновационных проектов и фирм
- 16.3. Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от инноваций
- Инвестируемая сумма
- Контрольные вопросы
- 17. Информатизация экономики.
- 17.1. Роль информатизации в постиндустриальном обществе.
- 17.2. Особенности организации и эффективность предприятий информатики и связи
- 17.3. Качество информационных продуктов и услуг. Структура и границы цен на информацию.
- Контрольные вопросы
- 18. Природопользование и особенности аграрно-промышленных предприятий. Земельная рента.
- 18.1. Пределы и технологии природопользования
- 18.2. Особенности аграрно-промышленных предприятий
- 18.3. Образование и развитие агропромышленного комплекса.
- 18.4.Рента и ее виды. Земельная рента.
- Контрольные вопросы
- III. Макроэкономика.
- 19. Национальная экономика: структура, равновесие, показатели развития
- 19.1. Структура национальной экономики
- 19.2. Проблема общего равновесия
- 19.3.Основные показатели развития национальной экономики
- Номинальный ввп
- Дефлятор ввп
- Контрольные вопросы
- 20. Потребление, сбережения, инвестиции: их влияние на макроэкономическое равновесие
- 20.1. Потребление и сбережения. Их влияние на национальный объем производства
- 20.2. Инвестиции и национальный объем производства.
- 20.3 Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы
- Контрольные вопросы
- 21. Модели и факторы экономического роста
- 21.1. Необходимость и типы экономического роста
- 21.2.Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 21.3.Модели экономического роста
- 22. Цикличность развития экономики и теории кризисов
- 22.1 Циклический характер экономического развития
- 22.2. Виды экономических циклов
- 22.3. Природа циклов и теории кризисов
- Контрольные вопросы
- 23. Национальный человеческий капитал, труд, занятость, безработица
- 23.1. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны
- Занятое население по уровню образования
- 23.2. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения
- 23.3. Безработица, виды, причины, пути снижения
- Контрольные вопросы
- 24. Денежно-кредитная система. Банки. Антиинфляционная политика
- 24.1. Денежно-кредитная система. Сущность, функции и формы кредита
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- Цены Dm- прямо пропорционально;
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 24.2. Банковская система России.
- 24.3. Регулирование денежно - кредитной системы.
- 24.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы
- 25. Финансовая система и фискальная политика.
- 25.1. Необходимость, сущность и функции финансов
- 25.2. Государственный бюджет
- Расходы (в %)
- 25.3. Налоги. Кривая Лаффера.
- 25.4. Фискальная политика в переходной экономике России.
- Контрольные вопросы
- 26. Экономическая роль государства в рыночной экономике. Макроэкономическое регулирование.
- 26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
- 26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
- 26.3. Экономические функции правительства и макрорегулирование
- Государство
- Контрольные вопросы.
- 27. Доходы населения и социальная политика государства
- 27.1. Источники денежных доходов населения в рыночной экономике. Динамика и структура денежных доходов населения в 1992-1998гг.
- 27.2. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца.
- Население, %
- 27.3. Необходимость социальной защиты населения и ее основные проблемы.
- 27.4. Законодательные основы и программы социальной политики в России
- Контрольные вопросы
- 28. Открытая экономика и международные экономические отношения
- 28.1. Условия и факторы развития международных экономических
- 28.2. Становление форм международных экономических отношений
- 28.3. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 28.4. Внешнеэкономическая политика.
- Контрольные вопросы
- Основы экономической теории