16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
В традиционной экономике технология производства, ассортимент продукции, требования к качеству продукции не изменялись десятилетиями. В постиндустриальном обществе на конкурентных рынках выживание любого предприятия, эффективность его работы всецело зависит от интенсивности инноваций.
Побудительным механизмом развития инновационной деятельности в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность получать инновационную ренту. Инновационная рента – это дополнительный доход, полученный предпринимателями за счет внедрения новейших разработок (новых и усовершенствованных технологий, продуктов, способов организации и управления производством). Таким образом, выживаемости фирм в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность.
Инновационная деятельность представляет собой осознанный выбор и практическое, повседневное осуществление инноваций в бизнесе: продуктовых, технологический, факторных, организационно-управленческих. На инновации выделяются инновационные подразделения. Учреждаются и быстро развиваются специализированные предприятия и фонды. В большинстве развитых стран фактически сформировался особый сектор экономики – сектор инновационного бизнеса.
Инновационная фирма - специализированное предприятие или организация, учрежденные для разработки, внедрения и распространения инноваций как основного вида деятельности.
Инновационный бизнес существенно отличается от других отраслей предпринимательства.
Во-первых, источником инноваций является творческая деятельность ученых, конструкторов, технологов, изобретателей, рационализаторов, т.е. творческих специалистов. Творческие способности являются редкими среди людей. Сам процесс творчества, рождения новых идей и решений окутан ореолом таинственности и загадочности. Творцы идей и новаций получают титулы гениев, талантов, высоких интеллектуалов. Хотя сегодня существуют обучающие программы по развитию творческих способностей у работников массовых профессий - инженеров, менеджеров, квалифицированных рабочих.
Во-вторых, собственность на идеи и новации оформляется как интеллектуальная собственность автора или группы разработчиков и учитывается на балансе предприятий как нематериальные активы. Для инновационных предприятий часто характерно превышение доли нематериальных активов над материальными фондами.
В-третьих, инновационный бизнес имеет более высокую степень предпринимательского риска из-за неопределенности спроса на будущие товары, из-за отсутствия практической проверки многих инноваций. Большой риск инвестиций в инновации нашел отражение в самом названии капитала инновационных фирм как венчурного капитала.
Суть или назначение венчурного капитала состоит в объединении инвестиционных средств для финансирования инновационных проектов или предприятий на первых стадиях их осуществления (3-5 лет), или для расширения и модернизации предприятий, их подразделений на новой технической основе.
По опыту США, где венчурный капитал получил наибольшее развитие, применяется в трех основных формах.
1.Частные венчурные фирмы со средним капиталом от 300 тыс. до 4 млн. долларов. На конец 80-х годов более 200-х таких фирм финансировали прибыльные проекты, добиваясь 5-10-кратного увеличения первоначальных инвестиций за 5-10 лет.
2.Малых инвестиционные компании (МИК) основаны на началах финансовых партнерств. Источниками инвестиций в таких пулах (соглашениях) являются личные средства богатых партнеров, вложения корпораций, пенсионных и благотворительных фондов. Управление партнерством осуществляет, как правило, главный партнер или профессионал - финансист, получающие вознаграждение плюс процент от инновационных доходов. Деятельность МИК почти не отличается от действий частных инвестиционных компаний.
3.Корпоративные (промышленные) венчурные компании, такие как "Ксерокс", "Ситикорн", "ЗМ", "Эксон Дж. Н.", "Монзанто" и др. Они финансируют крупные инновационные проекты стоимостью в 10-15 млн. долларов. Венчурных корпораций в США зарегистрировано более 100. Пионером в этом бизнесе признают учрежденную в 1946 г. Американскую корпорацию по исследованиям и разработкам в Бостоне. Как инвестиционный пул, возглавляемый генералом Дж. Дорио, корпорация финансировала создание новых предприятий. Одним из самых удачных вложений пула было финансирование создания фирмы ДЭК - одного из крупнейших на сегодняшний день производителей вычислительной техники.
В России венчурный капитал только возникает часто в форме иностранных инвестиционных фондов, целевых инновационных фондов учреждений науки и высшей школы. Известность получила деятельность Фонда Сороса, вложивших за 5 лет (1991-1996 гг.) в проекты развития науки и образования более 400 млн. долларов. Наибольшее распространение венчурный бизнес получил в наукоемких отраслях экономики. Значение венчурного бизнеса состоит в следующем:
венчурный бизнес приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйствующих единиц, воздействующих на всю традиционную структуру ведения научных исследований;
венчурный бизнес увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;
венчурный бизнес способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;
венчурный бизнес побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных структур;
венчурный бизнес показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно - -финансовой системы в виде венчурного капитала.
Венчурный капитал, в отличии от других форм инвестирования, характеризуется рядом отличительных особенностей:
венчурный капитал вкладывается в бизнес без материального обеспечении и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск;
обязательно долевое участие венчурного инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%), т.е. венчурный капитал размещается не как кредит, а в виде паевого взноса в уставной капитал фирмы в зависимости от доли участия, которая оговаривается при предоставлении финансовых средств;
венчурный капитал предоставляется на длительный срок и на безвозвратной основе, поэтому в некоторых случаях инвесторам приходится ожидать в среднем 3 – 5 лет, чтобы убедиться в перспективности проектов;
активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой, так как он лично заинтересован в успехе венчурного предприятия, поэтому венчурные инвесторы не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие, консультативные и прочие деловые услуги венчурной фирме, но при этом на вмешиваются в оперативное управление ее деятельностью.
Типичная последовательность вложений венчурного капитала в проект или создание нового предприятия представлена в таблице 16.1.
Поиск венчурного капитала для финансирования инновационных бизнес - проектов обычно ведется на трех рынках:
рынке частного капитала ("денежные мешки"),
рынке инвестиционного капитала,
в государственных и муниципальных инвестиционных фондах.
Таблица 16.1.- Этапы вложения венчурного капитала
Первый этап финансирования | |
Предстартовый капитал | Относительно небольшие суммы, необходимые для подготовки технико–экономического обоснования и финансирования связанных с ним исследований |
Стартовый капитал | 011111111111111 Промышленное проектирование товара и выпуск оптовой партии, финансирование, необходимое для того, чтобы компания фактически начала что – то производить |
Финансирование расширения и развития фирмы | |
Второй этап | Оборотный капитал для поддержания первоначального роста; прибыли еще нет |
Третий этап |
Главный этап расширения компании, на котором быстро растет объем сбыта, самоокупаемость фирмы –находится на нулевом уроне или только пошла в гору, но фирма все еще является частной компанией |
Четвертый этап |
Переходное финансирование для подготовки компании к превращению в АО |
Финансирование скупки и выкупа с подзаемом | |
Традиционная скупка | Приобретение прав собственности на другую компанию и перевод ее под контроль фирмы |
Выкуп с подзаемом |
Руководство компании решает выкупить ее у нынешних собственников |
Приватизация |
Некоторые собственники или менеджеры компании скупают все ее акции в обороте и опять превращают фирму в частную |
Инновационный потенциал – это способность к инновациям, которая зависит как от имеющегося научно-технического потенциала, так и от инвестиционной политики предприятия и инвестиционного климата в стране.
Для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики необходимо желание и готовность предприятий и государства инвестировать в инновации и проводить политику по поддержке рискованных, но и значительно перспективных инноваций.
Поэтому можно определить следующий эффект от инноваций в управлении, в том числе и антикризисном, предприятием.
Во-первых, инновации являются основой для антикризисного управления и финансового оздоровления. Антикризисное управление в центр способов финансового оздоровления предприятий банкротов ставит особые антикризисные процессные и продуктовые инновации. Об этом свидетельствует российская практика антикризисного управления. Например, таким способом осуществляет антикризисное управление российская Федеральная служба по делам о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротствам).
Финансовое оздоровление предприятия с сохранением его как действующего и сохранением рабочих мест и источников налоговых поступлений предполагает в случае наступления банкротства предприятия только три возможных выхода:
налаживание за срок внешнего управления – пока действует мораторий на истребование просроченной кредиторской задолженности предприятия;
налаживание за этот же срок тех же регулярных денежных потоков от выпуска и продаж рентабельной продукции, которые хотя и не позволяют успеть погасить все просроченные долги, но позволяют выйти на стабильное выполнение;
налаживание денежных потоков по ставшей рентабельной продукции (старой или новой).
Все эти меры направлены на то, чтобы наладить денежные потоки от выпуска рентабельной продукции. Следовательно, основная задача антикризисного управления – это сделать продукцию предприятия рентабельной. Для этого необходимо либо снизить издержки, либо увеличить объем реализации.
Процессные антикризисные инновации по снижению издержек – это ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии. Однако данные технологии не должны требовать больших капиталовложений и должны быстро окупаться. По сути, подобные инновации оказываются новшествами уровня рационализаторских предложений, которые предполагают небольшие доработки конструкции и технологического процесса.
Продуктовыми антикризисными инновациями обычно выступают расширение выпуска рентабельных видов продукции, имеющих спрос и для которых имеются производственные мощности; или освоение новой рентабельной продукции, которую можно освоить при имеющемся научно – техническом заделе, с опорой на имеющиеся производственные мощности с возможной полной сменой системы сбыта и переключении на иные товаропроводящие цепочки. Любые другие атикризисные мероприятия могут служить лишь обеспечением центральным продуктовым и процессным инновациям.
Во-вторых, инновации являются наиболее рациональным способом поддержания и наращивания конкурентоспособности предприятия. Если рынок, на котором работает предприятие, является рентным, то коммерческий успех предприятия зависит от его способности к ценовой и продуктовой конкуренции.
Ценовая конкуренция заключается во временном понижении цен на продукт, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, которые не в состоянии выдержать подобного снижения цен, когда их продукция становиться нерентабельной и им не хватает финансовых резервов для продолжения убыточной работы. Потенциал к ценовой конкуренции резко увеличивается, если предприятие имеет задел процессных инноваций, способных снизить себестоимость продукции за счет внедрения ресурсосберегающих и ресурсозаменяющих технологий. В России примером актуальных ресурсосберегающих технологий для многих производств являются новые энерго- и топливосберегающие технологии, так как тарифы на электроэнергию и цены на топливо уже являются высокими, и будут продолжать расти. Новые ресурсозаменяющие технологии ориентированы на замену дорожающих ресурсов на более дешевые с сопутствующим изменением как технологии выпуска продукции, так и , возможно, ее конструкции, рецептуры или состава. В России после практически четырехкратного падения курса рубля по отношению к американскому доллару в 1998 году и резкого удорожания импортных покупных ресурсов наиболее актуальными стали импортозамещающие технологии.
Продуктовая конкуренция требует таких инноваций в выпускаемой продукции (продуктовых инноваций), которые бы, во-первых, улучшали соотношение между качеством продукции и ценой, во-вторых, расширяли спектр нужных потребителям функций и параметров продукта, и, в-третьих, улучшали именно те потребительские показатели, за которые потребители готовы платить дополнительные деньги. Все эти инновации позволяют удерживать и расширять свою долю на рынке. Такая ситуация характерна для рынков высокотехнологичной быстро обновляемой продукции и морально стареющей продукции, а также продукции, на которую потребитель готов тратить значительные суммы, так как эта продукция представляет собой инвестиционный товар длительного пользования.
И ценовая, и продуктовая конкуренция зачастую имеют место одновременно. Чтобы выдержать ценовую и продуктовую конкуренции, предприятие должно иметь надежный доступ к новым технологиям, необходимым для освоения процессных и продуктовых инноваций. На практике могут существовать три вида такого доступа:
приобретение новых технологий;
размещение и оперативное выполнение заказов на разработку новых технологий;
создание необходимых новых технологий собственными силами.
В-третьих, для предприятий в финансовом оздоровлении инновации могут являться способом максимизации текущих и ожидаемых монопольных прибылей. Создав и освоив новую технологию или новый продукт, предприятие получает и закрепляет за собой право на инновационную монополию. Такая монополия представляет собой способность в течение некоторого времени быть единственным кто может выпускать и продавать товар, удовлетворяющий новые потребности, или применять технологический процесс, обеспечивающий резкое повышение качества и существенную экономию ресурсов. Такая монополия доступа доступна любому предприятию крупного, среднего или малого бизнеса.
Инновационную монополию используют для:
максимизации временных монопольных сверприбылей за счет установления завышенных цен на новую продукцию (ценовая политика «снятия сливок»);
закрепления клиентуры по принципиально новому или дешевому по цене товару, когда он пока продается по умеренной цене ради максимизации повторных продаж тем же клиентам и будущей максимизации массы прибылей при стабильно удерживающемся высоком уровне объема продаж;
максимизации временных монопольных сверхприбылей, в результате неснижения цен на становящийся по себестоимости гораздо более дешевый известный рынку и возможно более качественный продукт.
Закрепление клиентуры при этом обеспечивается не только умеренной ценой на новшество или продукт, изготовленный с применением нового технологического процесса, но и использованием ряда специфических маркетинговых приемов. Например, включение в конструкцию большого количества оригинальных конструктивных решений, индивидуальная работа с клиентами, заключение долгосрочных контрактов на поставку впервые освоенного изделия и др.
В-четвертых, для предприятий инновации могут рассматриваться как метод наращивания ценности имущества и рыночной капитализации фирмы.
Для определения категории инвесторов предприятия главный материальный мотив, обуславливающий решения по инвестированию средств, состоит в том, что инвесторы планируют через заранее известное значительное время выходить из предприятия с перепродажей своего пакета акций за гораздо более значительные деньги, чем те, которые были вложены в предприятие. Такие инвесторы помогают в осуществлении инновационных проектов своими связями с поставщиками материалов и технологий, банками, товаропроводящими цепочками, государственными органами. Особенностью инновационных проектов оказывается то, что как раз возможность получения коммерчески прибыльной инновационной монополии, если она становится очевидной для фондового рынка, и повышает рыночную стоимость компании.
- Предисловие
- Политическая экономия
- 1. Предмет, структура и функции экономической теории методы экономического анализа
- 1.1. Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.
- 1.2. Предмет, структура и функции экономической теории
- 1.3. Методы экономического анализа
- Контрольные вопросы
- 2. Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
- 2.1. Производство: типы и структура
- Производство
- Производство
- Производство
- Производство
- 2.2. Ресурсы производства и производственные возможности
- Средства производства
- Предметы труда
- Техника
- 2.3. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
- 2.4. Социально-экономический прогресс и периодизация
- 3. Человеческий капитал и качество жизни
- 3. 1. Возникновение и роль человеческого капитала в экономики
- 3.2. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
- 3.3. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
- Контрольные и дискуссионные вопросы
- 4. Собственность и модели экономических систем
- 4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты
- 4.2. Формы собственности и экономическая свобода
- 4.3. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:
- 4.4. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
- Контрольные вопросы
- 5. Становление и развитие рыночной экономики. Закон стоимости.
- 5.1.Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
- 5.2. Товар, его свойства и функциональные форм
- 5.3. Сущность, функции и обращение денег
- 5.4. Денежная система: содержание, назначение и эволюция
- 5.5. Закон стоимости. Возможности и пределы действия рыночного
- Контрольные вопросы
- II. Микроэкономика
- 6. Анализ индивидуальных рынков. Конкуренция и развитие деловой активности населения
- 6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса
- 6.2. Предложение: содержание, факторы. Закон предложения
- 6.3 Рыночное равновесие и равновесные цены
- 6.4 Эластичность: виды и оценка
- 6.5. Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
- 7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 7.2. Кардиналистская модель потребительского поведения.
- 7.3. Ординалисты о состоянии равновесия потребителя.
- Контрольные вопросы
- 8. Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
- 8.1. Предпринимательство, его принципы и формы.
- 8.2. Теория фирмы.
- Контрольные вопросы.
- 9.1. Капитал промышленных предприятий и его воспроизводство.
- 9.2. Кругооборот и оборот капитала предприятия.
- 9.3. Структура капитала предприятий.
- 9.4 Инвестиции и расширение капитала.
- 9.5. Эффективность использования капитала предприятия и пути ее повышения.
- Контрольные вопросы
- 10. Издержки производства, себестоимость и цена продукции.
- 10.1. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 10.2. Структура издержек производстваи расчет себестоимости продукции
- 10.3. Цена и ценовая политика предприятия
- Контрольные вопросы
- 11. Поведение фирм в рыночной экономике
- 11. 1. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
- 11.2. Равновесие фирм на рынке несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок ресурсов и Эффективность производства
- 12. 1. Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы и монопсонии
- 12. 2. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс
- 12. 3. Производственная функция. Способы минимизации издержек и максимизации прибыли
- Контрольные вопросы
- 13. Рынки фАкторов производства
- 13.1. Рынок труда
- 13.2. Рынок капитала
- 13. 3. Рынок земли, рента, цена земли
- Контрольные вопросы
- 14. Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
- Р Прибыль
- 14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения
- 14.3. Человеческий капитал – основа трудовых доходов
- 14.4. Принципы организации и системы оплаты труда.
- Контрольные вопросы
- 15. Предприятия социальных услуг и воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- 15.1. Предприятия социально-культурной сферы
- 15.2. Социальные услуги и социальные технологии
- 15.3. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- Человеческого капитала
- От образования*
- Контрольные вопросы
- 16. Венчурный капитал и финансирование инноваций
- 16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
- 16.2. Оценка инновационных проектов и фирм
- 16.3. Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от инноваций
- Инвестируемая сумма
- Контрольные вопросы
- 17. Информатизация экономики.
- 17.1. Роль информатизации в постиндустриальном обществе.
- 17.2. Особенности организации и эффективность предприятий информатики и связи
- 17.3. Качество информационных продуктов и услуг. Структура и границы цен на информацию.
- Контрольные вопросы
- 18. Природопользование и особенности аграрно-промышленных предприятий. Земельная рента.
- 18.1. Пределы и технологии природопользования
- 18.2. Особенности аграрно-промышленных предприятий
- 18.3. Образование и развитие агропромышленного комплекса.
- 18.4.Рента и ее виды. Земельная рента.
- Контрольные вопросы
- III. Макроэкономика.
- 19. Национальная экономика: структура, равновесие, показатели развития
- 19.1. Структура национальной экономики
- 19.2. Проблема общего равновесия
- 19.3.Основные показатели развития национальной экономики
- Номинальный ввп
- Дефлятор ввп
- Контрольные вопросы
- 20. Потребление, сбережения, инвестиции: их влияние на макроэкономическое равновесие
- 20.1. Потребление и сбережения. Их влияние на национальный объем производства
- 20.2. Инвестиции и национальный объем производства.
- 20.3 Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы
- Контрольные вопросы
- 21. Модели и факторы экономического роста
- 21.1. Необходимость и типы экономического роста
- 21.2.Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 21.3.Модели экономического роста
- 22. Цикличность развития экономики и теории кризисов
- 22.1 Циклический характер экономического развития
- 22.2. Виды экономических циклов
- 22.3. Природа циклов и теории кризисов
- Контрольные вопросы
- 23. Национальный человеческий капитал, труд, занятость, безработица
- 23.1. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны
- Занятое население по уровню образования
- 23.2. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения
- 23.3. Безработица, виды, причины, пути снижения
- Контрольные вопросы
- 24. Денежно-кредитная система. Банки. Антиинфляционная политика
- 24.1. Денежно-кредитная система. Сущность, функции и формы кредита
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- Цены Dm- прямо пропорционально;
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 24.2. Банковская система России.
- 24.3. Регулирование денежно - кредитной системы.
- 24.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы
- 25. Финансовая система и фискальная политика.
- 25.1. Необходимость, сущность и функции финансов
- 25.2. Государственный бюджет
- Расходы (в %)
- 25.3. Налоги. Кривая Лаффера.
- 25.4. Фискальная политика в переходной экономике России.
- Контрольные вопросы
- 26. Экономическая роль государства в рыночной экономике. Макроэкономическое регулирование.
- 26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
- 26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
- 26.3. Экономические функции правительства и макрорегулирование
- Государство
- Контрольные вопросы.
- 27. Доходы населения и социальная политика государства
- 27.1. Источники денежных доходов населения в рыночной экономике. Динамика и структура денежных доходов населения в 1992-1998гг.
- 27.2. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца.
- Население, %
- 27.3. Необходимость социальной защиты населения и ее основные проблемы.
- 27.4. Законодательные основы и программы социальной политики в России
- Контрольные вопросы
- 28. Открытая экономика и международные экономические отношения
- 28.1. Условия и факторы развития международных экономических
- 28.2. Становление форм международных экономических отношений
- 28.3. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 28.4. Внешнеэкономическая политика.
- Контрольные вопросы
- Основы экономической теории