logo
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.

В минипекарне выпекается в день 1000 буханок хлеба и продается по 3 рубля. Ежедневная выручка составляет 3 тыс. рублей, месячная – 90 тыс. рублей при ежедневной работе, годовая – 1,1 млн. рублей при остановке на 2 недели для ремонта. Издержки производства и реализации составляют 2,5 рубля на одну буханку или 2,5 рублей в день. Значит, валовая ежедневная прибыль составляет 500 рублей в день (3000-2500), 15 тыс. рублей в месяц, 180 тыс. рублей в год. Из валовой прибыли нужно заплатить налоги, выделить средства на инвестиции (накопление), заплатить дивиденды собственникам (акционерам, пайщикам), укрепить резервный капитал, осуществить другие платежи. Такова повседневная практика бизнеса на всех других предприятиях, в действиях индивидуальных предпринимателей. Доходы предприятий производятся, распределяются, используются. Основные категории и виды доходов рассматриваются с учетом перехода России на систему национальных счетов, применяемых в Европе. В этой системе каждому показателю доходов на микроуровне, на предприятиях соответствуют совокупные показатели доходов отрасли хозяйства и страны в целом. В таблице 14.1. представлен счет производства по минипекарне за год по основным статьям доходов и расходов.

Таблица 14.1 Счет производства по минипекарне за 1999 г.

п/п

Показатели доходов и расходов

Доходы

Расходы (издержки)

1

Валовой выпуск (чистые продажи)

1100

2.

Издержки производства, всего

850

2.1

в т.ч. материальные затраты

450

2.2

оплата труда

200

2.3

отчисления в социальные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости)

80

2.4

амортизация

60

2.5

прочие затраты

60

3

Издержки реализации (торговая наценка 10% к выпуску), всего

110

4

Валовая прибыль (1строка-(2строка+3 строка))

240

5

Налог на прибыль (30%)

72

6

Чистая прибыль (4 строка-5строка)

168

Распределение прибыли

7

Инвестиции (накопление), 30%

48

8.

Дивиденды ,30%

48

в т.ч. по привилегированным акциям

18

по обыкновенным акциям

30

9

Отчисления в резервный капитал, 15%

25

10.

Прочие платежи из прибыли

47

Статьи издержек производства и реализации рассматривались в предыдущей теме курса. Здесь раскроем источники и расчет доходов, сосредоточив главное внимание на прибыли и факторах ее увеличения.

Валовой выпуск (объем чистых продаж1) - суммарная стоимость всей произведенной за год продукции, включая производство товаров и услуг, которые могут иметь рыночный или нерыночный характер.

Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.

Рвал. = ВВ-И,

где Рвал.- прибыль валовая; ВВ - валовой выпуск; И - издержки.

По каждому отдельному товару прибыль определяется по разнице между ценой реализации товара и себестоимостью его производства и реализации.

Рi=Цi-Сi

где Рi - прибыль индивидуальная; Цi - цена реализации, Сi - себестоимость.

Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.

Предприниматели и экономисты должны понимать различия между тремя основными видами прибыли.

Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий. В бухгалтерских балансах и счетах учитываются только явные, документально зафиксированные издержки. Для выявления вмененных (скрытых) издержек требуется дополнительный анализ производственных альтернатив (возможностей).

Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала. Процент за капитал или предоставление предприятию права пользования организационно-предпринимательским капиталом (коммерческими секретами, "ноу-хау", ограниченными производственными ресурсами) оказываются для предприятия тоже издержками бизнеса, хотя для владельцев капитала выступают доходом.

Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных (по закону) платежей из прибыли. Из чистой прибыли можно осуществлять накопления, т.е. вкладывать, инвестировать средства в развитие предприятия, в освоение новой, конкурентоспособной продукции, на покупку лицензий по новым технологиям, на улучшение условий труда и другие производственные инновации. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия (профилактории, медсанчасть, культурно-спортивная работа и др.), а также благотворительные проекты.

И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия. Эти вопросы изучаются в теории фирмы (экономика предприятия).

Производственные факторы и пути:

Коммерческие факторы и пути:

Эффективность предприятия оценивается по прибыльности производства или норме прибыли (Р')