logo
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса

Цена на рынке складывается под воздействием спроса и предложения. Спрос предъявляют потребители, предложение осуществляют производители. Цена определяется в результате конкуренции между производителями и потребителями.

Рассмотрим функционирование рынка на примере рынка яблок:

Таблица 6.1. - Спрос и предложение 100 покупателей на яблоки в месяц

Цена за 1 кг. яблок (руб.).

Количество яблок, на которые предъявлен спрос за месяц (кг).

Количество предлагаемых яблок в месяц (кг).

Избыток (+).

Нехватка (-).

(кг).

1

10 000

500

-9 500

2

7 000

3 000

-4 000

3

4 250

4 250

0

4

2 500

5 000

+2 500

5

1 250

5 500

+4 250

Как видно из таблицы, спроспоказывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам в течение определённого периода времени.

По данным таблицы построим кривую спроса на яблоки DD.

Рисунок 6.1 – Кривая спросаDD

Кривая спроса DD выражает обратную связь между ценой яблок и величиной спроса на них. Снижение цены на яблоки (при неизменности всех прочих параметров) ведет к возрастанию величины спроса на яблоки и, наоборот. Экономисты характеризуют эту обратную связь как закон спроса.

Кривая спроса DD имеет форму нисходящей по следующим причинам:

1) в условиях ограниченного дохода люди больше покупают товаров по низкой цене, которая увеличивает покупательную способность потребителя;

2) потребление подвержено действию закона убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше удовлетворения. Поэтому потребители будут покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения его цены.

Следует различать “изменение в величине спроса“и“изменение в спросе“.

Изменение в величине спроса выражается перемещением вдоль кривой спроса DDот одной точки к другой, означающей комбинацию «цена-количество». Причина перемещения – изменение цены товара.

Изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса DD под воздействием неценовых факторов:

1) вкусов покупателей;

2) их доходов;

3) цен на товары-заменители;

4) числа потребителей на рынке;

5) инфляционных ожиданий.

Под влиянием неценовых факторов кривая DD сместится влево-вниз от DD к D1D1, когда спрос уменьшается, или вправо-вверх от DD к D2D2, когда спрос увеличивается.

Рисунок 6.2 – Изменение спроса на яблоки

Например, увеличение доходов потребителей способствует увеличению спроса и сдвигу кривой вправо. И наоборот, снижение доходов способствует уменьшению спроса и сдвигу кривой влево.