26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
Для смешанной экономики характерно разнообразие типов и форм собственности, порождающей разнообразие форм хозяйств и типов предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность, образующая государственный сектор экономики.
Частная и государственная формы собственности отличаются, прежде всего, отношениями владения. В частной собственности субъектом владения выступают физические и юридические лица, которым принадлежат объекты экономической системы. В государственной собственности субъектом владения выступает государство. Государственный сектор экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
Удельный вес государственного сектора экономики в развитых странах различен. Он мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США на долю государства приходится около 20% основного капитала, около 1/3 всей земли, 42% всех электростанций, почтовое обслуживание, 300 с лишним станций телевещания и столько же - радиовещания. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм.
Государственный сектор экономики возникает двумя путями. Первый путь, когда государство (в США, ФРГ, Японии, Швеции) за счет средств бюджета строило или выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. Второй путь, когда государство (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии) осуществляет полную или частичную национализацию ряда отраслей и предприятий. Во второй группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем в первой.
В результате государственная собственность реализуется по следующим каналам:
создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (энергетика, транспорт, связь, коммунальное хозяйство);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, космонавтика, авиация);
национализация убыточных предприятий, в основном, в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.
Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
Существование в условиях смешанной экономики государственного сектора способствует решению общегосударственных экономических задач. Главным логическим обоснованием существования государственного сектора в экономике выступает стремление населения страны устранить или смягчить неустойчивость экономики. Государственный сектор активно используется как средство макрорегулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы.
Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВНП, способствующим решению социальных задач.
Государственный сектор экономики представлен предприятиями двух видов: государственными предприятиями, обладающими статусом юридического лица, и государственными предприятиями, не являющимися юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права. Предприятия частного права - это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия публичного права – это юридически самостоятельные, хозяйственно автономные предприятия, создаваемые актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, представлении субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В России государственные и муниципальные предприятия могут быть созданы только в форме унитарных предприятий. Статус унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом РФ, в котором “унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия”.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такие организации относятся к федеральным казенным предприятиям.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением отдельных случаев.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Государственный и частный сектор экономики взаимосвязаны, но в своей деятельности руководствуются различными принципами. Так, госпредприятия зависимы от государственных структур и поэтому в их деятельности просматривается двойственность - нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых, государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности - работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам. У государственных предприятий меньше обязательств перед другими предприятиями, им, как правило, не грозит банкротство.
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами - в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов. В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но с другой стороны, на госпредприятиях может на время вводится политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией.
Навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки делают госпредприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в более низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так, в США издержки производства на государственных предприятиях в среднем на 20%, а в Англии на 30% выше, чем на частных предприятиях.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (ограничение конкуренции, контроль над ценами и др.) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому государство как сознательный субъект должно осуществлять свою деятельность осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. При высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о приватизации - продаже рентабельных, реконструированных объектов государственной собственности частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась во всех развитых странах Запада.
С начала 90-х годов во всех постсоциалистических странах происходит глубокое сокращение государственного сектора экономики. В ходе реформы в КНР доля государственной собственности в экономике Китая снизилась с 76% (1980 г.) до 35% (1992 г.). На долю частного сектора приходится 60% розничной торговли. Бурный рост экономики Китая обусловлен негосударственным сектором.
В России приватизация началась с 1992 года. На первом ее этапе (с октября 1992 г. по июль 1994 года) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности, в общем объеме стоимости имущества, составила 35%.
С 1 июля 1994 года был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги.
В 2000 году в России к государственной и муниципальной формам собственности относилось 11%: от общей численности предприятий.
Очевидно, что в России государственная собственность еще долго сохранит свою значимость и функцию опорного звена хозяйственной цепи. Это относится, прежде всего, к энергетике, транспорту, производству оборонной продукции и некоторых других отраслей, работающих в интересах всего государства. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Дальнейшего обсуждения и разработки заслуживает проблема размеров государственного сектора экономики в переходный период в России.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что государственный сектор экономики не дает такого мощного стимула к снижению издержек, хозяйственной рациональности, высокой рентабельности как это делает частный сектор.
В целом государственный сектор экономики служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной.
- Предисловие
- Политическая экономия
- 1. Предмет, структура и функции экономической теории методы экономического анализа
- 1.1. Экономика - наука и сфера хозяйственной жизни.
- 1.2. Предмет, структура и функции экономической теории
- 1.3. Методы экономического анализа
- Контрольные вопросы
- 2. Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
- 2.1. Производство: типы и структура
- Производство
- Производство
- Производство
- Производство
- 2.2. Ресурсы производства и производственные возможности
- Средства производства
- Предметы труда
- Техника
- 2.3. Экономический оборот и общественное воспроизводство.
- 2.4. Социально-экономический прогресс и периодизация
- 3. Человеческий капитал и качество жизни
- 3. 1. Возникновение и роль человеческого капитала в экономики
- 3.2. Формирование, оценка и накопление человеческого капитала
- 3.3. Качество жизни: оценка и сравнительный анализ
- Контрольные и дискуссионные вопросы
- 4. Собственность и модели экономических систем
- 4.1. Собственность: экономические и правовые аспекты
- 4.2. Формы собственности и экономическая свобода
- 4.3. Чистый капитализм, командная и смешанная экономика:
- 4.4. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
- Контрольные вопросы
- 5. Становление и развитие рыночной экономики. Закон стоимости.
- 5.1.Условия возникновения и этапы становления рыночной экономики.
- 5.2. Товар, его свойства и функциональные форм
- 5.3. Сущность, функции и обращение денег
- 5.4. Денежная система: содержание, назначение и эволюция
- 5.5. Закон стоимости. Возможности и пределы действия рыночного
- Контрольные вопросы
- II. Микроэкономика
- 6. Анализ индивидуальных рынков. Конкуренция и развитие деловой активности населения
- 6.1 Спрос: содержание, факторы. Закон спроса
- 6.2. Предложение: содержание, факторы. Закон предложения
- 6.3 Рыночное равновесие и равновесные цены
- 6.4 Эластичность: виды и оценка
- 6.5. Конкуренция и её роль в развитии деловой активности предприятий
- Контрольные вопросы
- 7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности
- 7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
- 7.2. Кардиналистская модель потребительского поведения.
- 7.3. Ординалисты о состоянии равновесия потребителя.
- Контрольные вопросы
- 8. Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
- 8.1. Предпринимательство, его принципы и формы.
- 8.2. Теория фирмы.
- Контрольные вопросы.
- 9.1. Капитал промышленных предприятий и его воспроизводство.
- 9.2. Кругооборот и оборот капитала предприятия.
- 9.3. Структура капитала предприятий.
- 9.4 Инвестиции и расширение капитала.
- 9.5. Эффективность использования капитала предприятия и пути ее повышения.
- Контрольные вопросы
- 10. Издержки производства, себестоимость и цена продукции.
- 10.1. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 10.2. Структура издержек производстваи расчет себестоимости продукции
- 10.3. Цена и ценовая политика предприятия
- Контрольные вопросы
- 11. Поведение фирм в рыночной экономике
- 11. 1. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
- 11.2. Равновесие фирм на рынке несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок ресурсов и Эффективность производства
- 12. 1. Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы и монопсонии
- 12. 2. Эластичность спроса на ресурс. Неценовые факторы спроса на ресурс
- 12. 3. Производственная функция. Способы минимизации издержек и максимизации прибыли
- Контрольные вопросы
- 13. Рынки фАкторов производства
- 13.1. Рынок труда
- 13.2. Рынок капитала
- 13. 3. Рынок земли, рента, цена земли
- Контрольные вопросы
- 14. Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата
- 14.1 Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы и пути повышения.
- Р Прибыль
- 14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды, ограничения
- 14.3. Человеческий капитал – основа трудовых доходов
- 14.4. Принципы организации и системы оплаты труда.
- Контрольные вопросы
- 15. Предприятия социальных услуг и воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- 15.1. Предприятия социально-культурной сферы
- 15.2. Социальные услуги и социальные технологии
- 15.3. Воспроизводство индивидуального человеческого капитала
- Человеческого капитала
- От образования*
- Контрольные вопросы
- 16. Венчурный капитал и финансирование инноваций
- 16.1. Инновационная деятельность и венчурный капитал
- 16.2. Оценка инновационных проектов и фирм
- 16.3. Оценка риска и доли инвестора в капитале и доходе от инноваций
- Инвестируемая сумма
- Контрольные вопросы
- 17. Информатизация экономики.
- 17.1. Роль информатизации в постиндустриальном обществе.
- 17.2. Особенности организации и эффективность предприятий информатики и связи
- 17.3. Качество информационных продуктов и услуг. Структура и границы цен на информацию.
- Контрольные вопросы
- 18. Природопользование и особенности аграрно-промышленных предприятий. Земельная рента.
- 18.1. Пределы и технологии природопользования
- 18.2. Особенности аграрно-промышленных предприятий
- 18.3. Образование и развитие агропромышленного комплекса.
- 18.4.Рента и ее виды. Земельная рента.
- Контрольные вопросы
- III. Макроэкономика.
- 19. Национальная экономика: структура, равновесие, показатели развития
- 19.1. Структура национальной экономики
- 19.2. Проблема общего равновесия
- 19.3.Основные показатели развития национальной экономики
- Номинальный ввп
- Дефлятор ввп
- Контрольные вопросы
- 20. Потребление, сбережения, инвестиции: их влияние на макроэкономическое равновесие
- 20.1. Потребление и сбережения. Их влияние на национальный объем производства
- 20.2. Инвестиции и национальный объем производства.
- 20.3 Макроэкономическое равновесие и определяющие его факторы
- Контрольные вопросы
- 21. Модели и факторы экономического роста
- 21.1. Необходимость и типы экономического роста
- 21.2.Факторы экономического роста. Роль научно-технического прогресса.
- 21.3.Модели экономического роста
- 22. Цикличность развития экономики и теории кризисов
- 22.1 Циклический характер экономического развития
- 22.2. Виды экономических циклов
- 22.3. Природа циклов и теории кризисов
- Контрольные вопросы
- 23. Национальный человеческий капитал, труд, занятость, безработица
- 23.1. Национальный человеческий капитал и конкурентоспособность страны
- Занятое население по уровню образования
- 23.2. Совокупный труд и условия достижения полной и продуктивной занятости населения
- 23.3. Безработица, виды, причины, пути снижения
- Контрольные вопросы
- 24. Денежно-кредитная система. Банки. Антиинфляционная политика
- 24.1. Денежно-кредитная система. Сущность, функции и формы кредита
- 1. Теория перманентного дохода:
- 2. Новая концепция спроса на деньги:
- Цены Dm- прямо пропорционально;
- 3. Роль скорости обращения денег:
- 24.2. Банковская система России.
- 24.3. Регулирование денежно - кредитной системы.
- 24.4. Инфляция и антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы
- 25. Финансовая система и фискальная политика.
- 25.1. Необходимость, сущность и функции финансов
- 25.2. Государственный бюджет
- Расходы (в %)
- 25.3. Налоги. Кривая Лаффера.
- 25.4. Фискальная политика в переходной экономике России.
- Контрольные вопросы
- 26. Экономическая роль государства в рыночной экономике. Макроэкономическое регулирование.
- 26.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике
- 26.2. Государственный сектор экономики и границы его развития.
- 26.3. Экономические функции правительства и макрорегулирование
- Государство
- Контрольные вопросы.
- 27. Доходы населения и социальная политика государства
- 27.1. Источники денежных доходов населения в рыночной экономике. Динамика и структура денежных доходов населения в 1992-1998гг.
- 27.2. Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца.
- Население, %
- 27.3. Необходимость социальной защиты населения и ее основные проблемы.
- 27.4. Законодательные основы и программы социальной политики в России
- Контрольные вопросы
- 28. Открытая экономика и международные экономические отношения
- 28.1. Условия и факторы развития международных экономических
- 28.2. Становление форм международных экономических отношений
- 28.3. Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны.
- 28.4. Внешнеэкономическая политика.
- Контрольные вопросы
- Основы экономической теории