logo search
Эк теория Новиковой учебник

3.5. Типология современных экономических систем

  • Чтобы экономика нормально функционировала, она должна обладать набором инструментов для координации выбора мил­лионов людей по поводу того, что и как производить, кому ка­кую работу выполнять и для кого производить продукт.

  • Экономические системы можно классифицировать по кри­терию координации экономической деятельности людей, вос­пользовавшись принципами рынка и иерархии, которые не су­ществуют по отдельности. Каждая экономическая система при­бегает к комбинации этих принципов. В одних системах боль­шинство людей координируют свою деятельность посредством рынка, в других — посредством иерархии.

  • Рыночная координация имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бу­магами, трудом и т.д. на основе колебания цен. Обмениваться — не означает сосредоточиваться в одном месте. Обмен предпола­гает тесный контакт через современные средства коммуника­ции. Цены в данном случае являются источником информации.

  • Иерархия — это способ достижения координации, при кото­ром индивидуальные действия подчинены инструкциям цен­тральной власти. В иерархической системе порядок устанавли­вается не спонтанными действиями обособленных производите­лей (индивидов), а посредством директив, «спускаемых» управ­ляющими (менеджерами) своим подчиненным. Менеджеры дол­жны принимать их как руководство к действию, поскольку соб­людение субординации являлось условием их вступления в ор­ганизацию. Цены при иерархическом способе координации не играют большой роли в передаче информации, эту функцию выполняют различные данные, доклады, инструкции и правила.

    Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внут­ренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рын­ках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие ро­ли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как бывший СССР, име­ет особое значение центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соеди­ненные Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного поряд­ка. Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом коор­динации. Оба подхода широко изучаются как макро-, так и микроэкономикой.

  • Микроэкономика в основном фокусирует внимание на рыночных связях между хаусхолдами, фирмами и правительственными учреждениями — как ус­танавливаются цены на товары и услуги, и как эти цены изменяются под влияни­ем рыночных условий. В последние годы, однако, микроэкономика стала уде­лять больше внимания процессу принятия решений, зачастую иерархическому, происходящему внутри хаусхолдов, фирм и учреждений. Это привело к новому пониманию того, как эти экономические единицы взаимодействуют на рынках.

  • В макроэкономике рынки не менее важны. Теории безработицы требуют по­нимания того, как действуют рынки рабочей силы, а теории инфляции рассмат­ривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на рынках. Деньги, процентные ставки и другие аспекты финансовых рынков вхо­дят в сферу изучения макроэкономики. Но иерархии также в ней фигурируют. Особенное внимание здесь уделяется агентствам федерального правительства, определяющим правительственные расходы, налоги и денежную политику.

  • К какому бы разделу экономической науки мы ни обратились, везде перед на­ми встает проблема координации. Понять суть этой проблемы — значит понять взаимодополняющую роль рынков и власти, стихийного порядка и иерархии.

  • ДоланЭ.Дж., ЛиндсейД.Е. Рынок: микроэкономическая модель/ Пер. с англ. под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича.

  • СПб.: СП «Автокомп», 1992. С. 20—21

  • По критерию координации все современные экономические системы можно подразделить на следующие виды экономики:

    • чистый капитализм;

    • командная (или административно-командная) экономика;

    • смешанная экономика;

    • традиционная экономика.

    1. Чистый капитализм, или капитализм свободной конкурен­ции, имеет ряд характерных черт:

    2. 1) наличие частной собственности на ресурсы;

    1. ограничение роли государства защитой частной собствен­ности и становлением надлежащей правовой структуры, облег­чающей функционирование свободных рынков;

    2. использование хозяйствующими субъектами цен в качес­тве основного информационного источника;

    3. наличие множественности продавцов и покупателей в эко­номической системе, свидетельствующее о рассредоточенности экономической власти.

    1. Такого рода экономические системы существовали еще в средние века, что позволяет назвать их эпохой свободной кон­куренции. Если обратиться к стадиям эволюции рыночной сис­темы, то можно констатировать, что на стадии становления происходило формирование рыночной экономики, для которой органична свободная (или совершенная) конкуренция. В Запад­ной Европе, где и сформировалась рыночная система, этот пе­риод длился с XII по XIX в.

    2. Полярной противоположностью рынку является иерархия, а полярной альтернативой чистому капитализму — командная (или административно-командная) экономика. На практике данная система была реализована в СССР, она отметилась сле­дующими чертами:

    1. наличием общественной (государственной) собственности на все материальные ресурсы и их централизованным распреде­лением;

    2. вмешательством государства во все сферы экономической жизни;

    3. принятием решений государством посредством централизо­ванного планирования, которое носило директивный характер;

    4. обязательным порядком для предприятий, являвшихся собственностью государства, было выполнение планов в соответ­ствии с директивами;

    5. уравнительным (нормированным) распределением ресур­сов и доходов.

    1. В современной экономической действительности все эконо­мические системы располагаются между этими двумя полюса­ми — чистым капитализмом и административно-командной эко­номикой и являются экономиками смешанного типа, или сме­шанными экономиками. Их характерными чертами являются:

    1. наличие наряду с частной собственностью государствен­ной собственности на отдельные виды ресурсов, а соответствен­но — государственного сектора в экономике и государственных предприятий;

    2. использование различных видов государственного регу­лирования, включая индикативное планирование.

    1. Можно считать, что первым опытом государственного регу­лирования в рыночной системе был принятый в конце XIX в. правительством США Акт Шермана, запретивший монополии в экономике. Система государственного регулирования начала формироваться в промышленно развитых странах с 1930-х гг. Ее обоснование сформулировал Дж.М. Кейнс.

    2. Если говорить о причинах, побудивших государство вме­шаться в экономику именно на исходе XIX в., то нельзя не вспомнить, что к тому времени уже окрепли силы (корпорации и профсоюзы), которые стали осознанно воздействовать на ры­ночный механизм, искажая его и нарушая динамическое рав­новесие системы.

    3. В современных условиях существует и четвертый тип эконо­мической системы — так называемые традиционные системы, характерные для слаборазвитых стран, в которых техника про­изводства, распределение и обмен базируются на освященных временем обычаях. Наследственность и касты здесь определя­ют экономические роли индивидов; технический прогресс и внедрение инноваций резко ограниченны, ибо они идут вразрез с местными традициями и угрожают стабильности обществен­ного строя; экономический рост отсутствует, зато ярко выра­жен социально-экономический застой.

    4. ШПо данным профессора Гарвардского университета Дж. Сакса, только 15 % населения земного шара создают почти все мировые технологи-ческие инновации. Половина населения в состоянии адаптировать их в производстве и потреблении. Почти третья часть населения Земли совершен­но не связана ни с инновациями в своих странах, ни с адаптацией этих техноло­гий. А сегодня экономический рост невозможен без инноваций. Соответственно данные регионы попадают в «ловушку бедности», выбраться из которой не представляется возможным. И именно это — одна из причин роста противоре­чий между различными регионами мира, прежде всего между промышленно развитым Севером и аграрным Югом. Американские профессора М. Портер и А. Уорнер вывели индексы «технологического разделения (division)» и доказали необходимость учета данных индексов при расчете темпов роста этих стран.

    5. Бригадин П.И., Новикова И.В. Тенденции мировой экономики и государственное управление // Проблемы управления. 2002. № 2. С. 99

    6. Следует отметить, что разные общества, имеющие собствен­ные культуры и идеологии, используют различные институты для размещения относительно редких ресурсов в экономике. Как уже отмечалось, рыночная система сформировалась в За­падной Европе, и именно эмигранты-европейцы воссоздали в США уже апробированную модель хозяйствования и добились успехов. Но следует заметить, что способ решения дилеммы «неограниченные потребности — ограниченные ресурсы», при­емлемый для одной экономической системы, может оказаться непригодным для другой при наличии в ней противоположных идеологических устоев, культуры, традиций и ценностей.

    7. Основные выводы

    1. В определениях системы различают два аспекта: 1) как отличить системный объект от несистемного; 2) как построить систему путем выделения ее из окружающей внешней среды.

    2. На основе первого подхода (см. п. 1) дается дискрептивное (описательное) определение системы, а на основе второго — конструктивное.

    3. Дискрептивное определение системы базируется на ин­туитивном понимании того, что такое система. Система есть со­вокупность связанных между собой элементов, определяющая цели и свойства системы.

    4. Конструктивное определение: система есть конечное мно­жество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала.

    1. В системном подходе общество, экономика представляют­ся большой динамической системой — социально-производ­ственной организацией людей, взаимодействующих в процессе преобразования природных ресурсов в материальные блага для удовлетворения потребностей общества, распределяющей про­изведенные блага между членами общества.

    2. Системное представление экономики требует выделения надсистемы (метасистемы), образующей ее среду. Для экономи­ки такой надсистемой является общество в целом — социаль­ная система.

    3. Типология — это классификация, представляющая соот­ношение разных типов предметов и явлений материального ми­ра внутри системы в целом. Под типом системы понимают аб­страктную мысленную конструкцию, с которой сопоставляют­ся изучаемые объекты по ряду критериев, фиксируются их сходства и различия, вычленяются системообразующие связи, структурные уровни. Таким образом, составить классифика­ции экономических систем можно по различным критериям.

    4. Есть два способа координации экономической деятельнос­ти людей: на принципах рынка и иерархии. Они не существуют по отдельности. Каждая экономическая система прибегает к комбинациям этих принципов. В одних системах большинство людей координируют свою деятельность посредством рынка, в других — посредством иерархии.

    5. Рыночная координация имеет место тогда, когда покупа­тели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценны­ми бумагами, трудом и т.д. на основе колебания цен. Цены в данном случае являются источником информации.

    1. В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные действия обособленных производителей (ин­дивидов), а посредством директив, «спускаемых» управляющи­ми (менеджерами) своим подчиненным. Цены обычно не игра­ют большой роли в передаче информации, эту функцию выпол­няют различные данные, доклады, инструкции и правила.

    2. По критерию координации все современные экономиче­ские системы можно подразделить на следующие виды: 1) чис­тый капитализм; 2) командная (или административно-команд­ная) экономика; 3) смешанная экономика; 4) традиционная экономика.

    3. Совокупность отношений собственности по поводу эко­номических ресурсов и результатов хозяйственной деятельно­сти является фактором, определяющим тип формирующейся экономической системы.

    1. Субъект собственности — носитель свойств, характер­ных признаков и правомочий, которые определяют особенности объекта. Субъектами могут быть индивидуальные лица, семьи, коллективы, социальные группы, государства, межгосудар­ственные и международные структуры. Субъект собственности олицетворяет активную сторону этих отношений, располагаю­щую возможностью обладать и рационально использовать объ­ект собственности.

    2. Под объектом собственности понимается то, что нахо­дится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельного значения. Объект собственности является пассивной стороной отношений собственности и включает вещество природы, пред­меты, энергию, информацию, имущество, духовные и интел­лектуальные ценности, которые полностью или частично при­надлежат субъекту.

    3. Отношения собственности — это пространственно-вре­менная иерархия совокупности отношений, регулирующих спо­собы эффективного распределения ресурсов и увеличения по­лезности (ценности) благ на основе делимости и комбинирова­ния субъектами частичных прав. Способ регулирования и сба­лансированность этих отношений позволяют сохранять устой­чивость и стабильность экономической системы. Отношения собственности — это комплекс отношений.

    4. Отношения пользования возникают или передаются соб­ственником в момент применения или использования объекта собственности в соответствии с его назначением. Пользова­ние — это извлечение полезного эффекта из экономического блага в рамках его целевого функционирования.

    1. Отношения владения возникают по поводу фактическо­го обладания объектами собственности независимо от извлече­ния из них полезного эффекта. Владение выступает статичной характеристикой отношений собственности, это практическая возможность использовать объект, который не всегда применя­ется эффективно.

    2. Экономическая реализация права на получение дохода является производной от той полезности, которую распределя­ют между собой участники экономической деятельности по по­воду использования одних благ (ресурсов и факторов производ­ства) в целях производства других.

    3. Отношения распоряжения представляют собой наиболее всеобъемлющий способ реализации устремлений и целей субъ­екта. Это объективная возможность йринятия социально зна­чимых решений по поводу характера, меры, объема и порядка

    1. 4 Экономическая теория

    2. использования благ. Субъект может распоряжаться благом практически любым желаемым образом, вплоть до окончатель­ной передачи другому субъекту, глубокой трансформации, пре­образования в другой объект и ликвидации.

    1. Отношения по поводу ответственности за пользование благами нередко образно определяют как «бремя ответствен­ности». Они включают принятие на себя ответственности за эф­фективное функционирование объектов собственности, обяза­тельств по возмещению ущерба, нанесенного объекту.

    2. Степень делимости отношений собственности в экономи­ческой системе, а также границы правомочия, в рамках которо­го собственник реализует свои права, определяются специфика­цией этих прав.

    3. Под формой собственности в экономической теории по­нимается ее структура, характеризуемая по признаку субъек­та — носителя определенных прав.

    4. В мировой практике сложились три вида реализации частной формы собственности: единоличная, партнерская и корпоративная. Единоличная форма характеризуется тем, что субъект собственности персонифицирован как физическое или юридическое лицо, реализующее всю совокупность отношений собственности. Партнерская (многоличностная с точки зрения персонификации субъекта) предполагает объединение объектов собственности на основе совместной реализации прав субъекта­ми с целью осуществления общей предпринимательской дея­тельности. Корпоративная (акционерная) форма представляет собой объединение собственности двух видов — производствен­ной, обособляемой в собственный капитал предприятия, и ак­ционерной, которую образуют свободные денежные средства инвесторов в виде акций.

    5. Акционерные общества могут иметь смешанную форму (вид) собственности, если акционерный капитал разделен меж­ду государственными и частными владельцами.

    6. Государственная собственность включает природные ре­сурсы, основные производственные средства, а также государ­ственные предприятия, права собственности на которые при­надлежат органу государственной власти.

    7. Иностранная собственность на территории данной стра­ны может быть представлена в виде объектов иностранных граждан, организаций, государств, которые целиком или ча­стично принадлежат иностранным субъектам. Проникновение прав собственности иностранных субъектов в экономику явля­ется следствием развития внешнеэкономических связей и включения национальной экономики в мирохозяйственную систему.

    1. Частная собственность возникает двумя путями. Пер­вый путь — за счет сокращения доли государственной собствен­ности и передачи прав на те или иные объекты персонифициро­ванным частным субъектам. Такая смена собственника называ­ется приватизацией.

    2. Под разгосударствлением следует понимать процесс эко­номических преобразований, который ведет к постепенному из­менению функциональной роли государства и сокращению его предпринимательской деятельности в отраслях национальной экономики. Основными направлениями разгосударствления соб­ственности являются приватизация, либерализация, коммер­циализация, создание смешанных предприятий с участием го­сударственной собственности, а также денационализация.

    1. Приватизация — это перевод государственной формы собственности в частную.

    2. Денационализация — это преобразование государствен­ных предприятий в предприятия других форм и видов собствен­ности.

    3. Государственная собственность функционирует в виде республиканской (в Республике Беларусь) или коммунальной (собственник — административно-территориальные единицы).

      1. Рынок Система

      2. Смешанная собственность Смешанная экономика Спецификация прав собственности Среда

      3. Субъект собственности

      4. Типология

      5. Тип системы

      6. Традиционная экономика Формы собственности Частная собственность Чистый капитализм

    1. Основные понятия

    2. Государственная собственность Иерархия

    3. Иностранная собственность Институты

    4. Командная экономика Объект собственности Отношения владения Отношения извлечения дохода Отношения ответственности Отношения пользования Отношения распределения риска

    5. Отношения собственности

    6. Приватизация

    7. Разгосударствление

    8. Вопросы для самопроверки

    9. 1. Что такое «система»? Чем системный объект отличается от несистемного?

    10. 2. Как соотносятся понятия «система» и «среда»?

    11. 3. Приведите классификацию систем по критерию «коорди- нация экономической деятельности».

    12. 4. Охарактеризуйте взаимосвязи элементов собственности.

    1. Права владения, пользования и распоряжения раскрыва­ют категорию «собственность» с юридической точки зрения. Означает ли это, что в экономической системе отсутствуют пользователи, владельцы и распорядители?

    2. Учитываются ли противозаконные сделки между субъек­тами в результатах экономической деятельности?

    3. Обсудите, в чем проявляется усложнение структуры отно­шений собственности.

    4. Существует ли связь между доходами субъекта и той фор­мой собственности, которая сложилась по поводу объекта соб­ственности? Возможна ли ситуация, когда один субъект реали­зует различные отношения собственности по поводу фактора производства?

    5. Дайте сравнительную характеристику корпоративной и коллективной собственности.

    1. Какие функции выполняет собственность в экономиче­ской системе?

    2. Изучите приведенную далее схему и обсудите, какое мес­то в ней может занимать разгосударствление. Существует ли процесс, обратный процессу разгосударствления?

    1. Приватизация

      1. Государственная

      1. Частная

      1. собственность

      1. собственность

    2. Национализация

    1. Определите общие черты традиционной и административ­но-командной экономики. Придает ли наличие общих свойств смешанный характер экономике?

    2. Какие негативные экономические процессы возникают в рыночной и плановой экономике? Какими способами устраня­ются негативные последствия? Как в том и другом случае об­щество реагирует на негативные сигналы?

    3. Зависит ли от формы собственности решение вопросов о том что, как и для кого производить?