1.3. Экономические цели общества
Для чего нужна людям экономика и как она выполняет свои функции? Объяснить это и просто, и одновременно сложно. Просто, потому что экономика как подсистема обеспечивает производство материальных благ, необходимых человеку: чтобы есть, пить, удовлетворять другие материальные потребности, люди должны производить материальные блага, обмениваться ими, а затем потреблять их. Сложность обусловлена ограниченностью ресурсов, из которых человечество производит блага. Независимо от того, на какой ступени развития находится общество, перед ним всегда стоят три фундаментальных вопроса: что, для кого и как производить.
В производстве участвуют три группы ресурсов: труд, капитал, природные ресурсы (земля). Невозможность производить столько благ, сколько хотелось бы, есть следствие редкости ресурсов. Ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не безграничны.
Труд включает в себя все производственные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности.
Капитал (капитальные ресурсы, капитальные блага) объединяет все производственные ресурсы, созданные людьми, — инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, а также нематериальные активы — программные продукты (компьютерные программы), патенты, лицензии и т.п. Иначе говоря, капитал представляет собой набор товаров длительного пользования, предназначенных для производства других товаров.
Земля, или, в более широком смысле, природные ресурсы — это природный дар, используемый людьми в процессе производства, т.е. все то, что можно использовать в натуральном состоянии, без обработки: плодородные земли, площадки для строительства, леса, сырье.
Выше мы отмечали, что экономика есть подсистема человеческой цивилизации, выполняющая совершенно определенные функции. Но любая система (или ее часть) возникает тогда, когда она выполняет определенные функции для системы более высокого уровня. Следовательно, подсистема «экономика» имеет свои цели и наделена соответствующими функциями.
Говоря о том, что предметом экономической теории является изучение поведения людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование, логично предположить, что в масштабе национальной экономики целью общества и смыслом его развития является экономический рост. По устойчивости, уровню и качественному наполнению последнего можно судить об экономическом «здоровье» или «нездоровье» общества. Проблему темпов экономического роста нельзя сводить только к количественной стороне. Важно обеспечение качественного наполнения темпов, учет того, что стоит за каждым процентом прироста — давно устаревшая продукция или современная, отвечающая самым высоким мировым стандартам. Значит, необходимо стремиться к экономическому росту, который в свою очередь обеспечивал бы более высокий уровень жизни людей.
В связи с этим большую роль играет достижение второй цели общества — создание условий для экономической эффективности. Поскольку ресурсы, которыми располагает общество, ограниченны, их необходимо скомпоновать и использовать таким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу.
' Важным показателем, свидетельствующим о благополучии в обществе и его стабильности, является полная занятость — такое положение, когда каждый желающий работать может найти работу, обеспечивающую ему достойное существование. Вот почему в предвыборных кампаниях кандидаты, стремящиеся попасть в парламент, убеждают избирателей, что сумеют добиться сохранения рабочих мест и социального равновесия в обществе.
Стабильность цен, или отсутствие инфляции, также является важной целью, к которой стремится общество. Высокие или, напротив, низкие цены в конечном итоге «бьют» как по производителю, так и по потребителю.
Говоря о рыночной системе, следует иметь в виду, что только экономическая свобода как цель общества может обеспечить нормальное функционирование этой системы. Без свободы выбора (из множества товаров, из располагаемых в экономике ресурсов) рынок не может существовать.
Цивилизованное общество не должно допускать больших разрывов в распределении доходов. Как доказала практика, если разрыв между высоко- и низкодоходными группами превышает соотношение 1:6, в обществе начинаются социальные взрывы, разрушается стабильность. Таким образом, соблюдение социальной справедливости при распределении дохода — важная цель цивилизованного общества. Белорусское общество провозгласило создание социально ориентированного рыночного хозяйства своей целью.
ш
Именно наш подход в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, интересам граждан. Он предполагает, что решение даже самых сложных социально-экономических проблем общества должно проходить с наименьшими социальными издержками.
Каковы характерные особенности этой модели? Первая из них — сильная и эффективная государственная власть. Роль государства в том и заключается, чтобы обеспечить безопасность граждан, социальную справедливость и общественны^сюядод,^лЩь разт, т- вернуться криминалу и коррупции. И только сильная в тасть пшвЬлй/тагвытя*1 нуть экономику Беларуси из бездны экономического кр /1зиса. 2
Вторая характерная особенность нашей модели состоит в том, что част- ный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Однако не в ущерб национальным интересам. Национальные интересы, государство должны быть главным приоритетом и главной целью, во имя которой работает каждый гражданин, предприятие или предприниматель, основавший свое про- изводство на частной форме собственности. \
Третья составляющая белорусской модели — приватизация — не самоцель, а средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника.
Четвертая особенность белорусской модели — интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Они направлены на получение высокого экономического эффекта.
Пятая характерная черта нашей модели — сильная социальная политика государства, краеугольный камень нашей политики. Мы хорошо понимаем, что эффективная экономика — экономика социально ориентированная. И такая ее ориентация — не только в помощи нуждающимся. Это и инвестиции в здоровье человека, в его профессиональное, культурное личностное развитие. Значит — в его будущее и будущее страны.
Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов
22 марта 2002 г.
Общество должно взять на себя обеспечение хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев. Именно в этом проявляется его цивилизованность. Следовательно, социальная обеспеченность — еще одна немаловажная цель общества.
Следует помнить, что в современных условиях ни одна экономика не существует как закрытая. Все экономики в той или иной степени открыты. Они связаны с внешним миром различными формами экономических отношений. Вот почему поддержание разумного баланса между экспортом и импортом, притоком и оттоком капитала, а соответственно и стабильность валютного курса так важны для современной экономики. Эту его цель можно сформулировать как поддержание платежного баланса и валютного курса в соответствии с требованиями, решаемыми в экономике.
1.4. Современные направления экономической теории
Экономическая теория сформировалась на основе познавательного опыта прошлых поколений в области исследования экономических явлений. Она впитала все лучшее, что было создано учеными в сфере экономического анализа, прошла долгий и сложный путь развития.
Ш...Современная теория покрыта шрамами вчерашних проблем, ныне разрешенных, вчерашних промахов, ныне выправленных, и не может быть полностью понята, если не рассматривать ее как наследие прошлого.
« Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.
| М.: Дело, 1994. Р. XXIV
| Обращение к истории формирования и развития экономической науки позволяет глубже понять ее логику, взаимосвязь категорий, законов и концепций.
Мы ограничимся краткой характеристикой экономической теории, остановимся на основных этапах ее развития. Следует отметить, что появление тех или иных взглядов и концепций связано с объективными условиями развития', потребностями и интересами экономической практики, воздействием таких крупных событий, как великие географические открытия, промышленный переворот, мировые войны и революции, экономические кризисы, научно-техническая революция и т.д. Однако в течение долгого времени экономическая наука оставалась простым набором заповедей или рецептов, приспособленных к частным задачам. Лишь в XVIII в. было дано целостное объяснение экономической жизни, которое продолжает развиваться и сегодня. Большинство известных ученых-историков выделяют четыре фазы в развитии экономической теории:
1) донаучного развития (до XVIII в.);
рождения экономической науки (середина XVIII — середина XIX в.);
открытия и разработки основополагающих теоретических принципов (1870—1930 гг.);
современного углубления и развития экономических исследований в области функционирования национальной и мировой рыночной системы.
Первая, самая длительная по времени фаза относится к до-индустриальному периоду истории, она охватывает древние цивилизации и средневековье. Обзор ее первой половины показывает, что экономические идеи еще не имели самостоятельного выражения, были переплетены с религиозной идеологией и политико-правовыми воззрениями. Об этом свидетельствуют социально-философские трактаты просвещенных людей того времени, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже — Корана. В эпохи Возрождения и Реформации начался период, в котором проявилась тенденция к объяснению явлений общественной жизни исходя из изучения реальных фактов и опыта, а не ссылок на богословское учение. Мощным импульсом к развитию экономических знаний послужили международная торговля и политика. В условиях формирования национальных экономических интересов они способствовали становлению экономического анализа и введению таких базовых экономических понятий, как «деньги», «доходы», «цены;». Ведущее учение того времени — меркантилизм, возникший из экономико-теоретического обоснования торговой политики как источника богатства нации. Главной заботой меркантилистов XVI—XVII вв. стало изыскание способов привлечения в государственную казну золота и серебра. Вклад меркантилистов в экономическую науку незначителен, так как результатом их исследований в области национальной экономики, протекционизма, валютного курса стал всего лишь набор предписаний для правительственного пользования.
Однако уже в конце XVII — начале XVIII в. общие знания о взаимосвязях в экономических процессах преобразовались в первые теоретические системы. Появилось несколько произведений, ознаменовавших развитие новой науки — политической экономии. Это «Политическая арифметика» сэра Уильяма Петти, в которой экономические проблемы анализировались с помощью методов статистики, и «Очерк о природе торговли» Ричарда Кантильона, прояснявший роль предпринимателя в экономике.
Начиная с 50-х гг. XVIII в. характер экономических исследований изменился. Они систематизировали, упорядочивали накопленное теоретическое богатство, рассматривали экономику как целостный организм. Новая фаза открылась двумя произведениями: «Экономической таблицей», которую подготовил глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1758), и фундаментальным трудом Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), заложившим основы классической школы политэкономии.
В произведениях представителей этой школы Давида Рик-кардо, Томаса Роберта Мальтуса и Джона Стюарта Милля были выработаны основные понятия экономической науки («стоимость», «цена», «капитал», «продукт», «рента», «прибыль» и т.д.), дана общая картина эволюции экономики. Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и, по сути, как особая отрасль знаний.
ШКлассическая школа сложилась как единство двух начал: теории обмена (рынка) и теории производства (богатства). Обе теории имели ' ' общие истоки. Тем не менее, каждая из них имела свою предметную область, свой подход к изучению, свои линии размежевания с меркантилизмом. Теория обмена развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практике государственного протекционизма, расчищая тем самым дорогу идеологии либерализма; теория производства отвергала меркантилизм за его переоценку роли торговли, стремясь за внешними проявлениями богатства (прежде всего в торговле и денежном обращении) постичь его истинную природу.
В конце этого периода возникла концепция К. Маркса, основные положения которой составили содержание первого тома «Капитала» (1867). Как экономист Маркс разделял идеи английской классической школы и использовал теорию и приемы анализа Д. Рикардо. Но значение Маркса как ученого связано со вкладом в развитие методологии общественных наук. Маркс впервые выдвинул теорию развития капиталистической системы, соединив экономическую теорию с историческими факторами. Его особенно интересовали те закономерности функционирования капитализма, которые подрывают устойчивость последнего, создавая препятствие общественному прогрессу.
В последней трети XIX в. экономическая наука обрела прочный фундамент благодаря развитию экономической теории. Стало очевидным, что для решения экономических проблем и объяснения конкретных явлений не обойтись без поиска повторяющихся регулярных связей, обретающих затем форму закона. В это время в экономической теории господствовали три школы: венская (австрийская), лозаннская и кембриджская. Наиболее характерной чертой их аналитического метода было использование предельных (маржиналистских) величин, заимствованных из математики, в решении ряда проблем. Это позволило характеризовать данный период как своего рода научный переворот, «маржинальную революцию». Ее суть в том, что за исходный пункт экономического анализа принимались потребности человека и законы их насыщения. В противовес объективной концепции стоимости товаров, которую английские классики выводили из количества воплощенного в этих товарах труда, маржиналисты предложили собственную субъективную концепцию: стоимость товара связывалась с его полезностью и ограниченностью, учитывались не только затраты, но и результаты, причем как в сфере обращения, так и в сфере производства. Представители лозаннской школы показали, каким образом все экономические ценности взаимно определяют друг друга. Они охарактеризовали устойчивое равновесие как состояние экономики, при котором действуют силы, автоматически выравнивающие отклонения и восстановляющие первоначальное состояние.
Принципы маржинализма и экономического равновесия были положены в основу неоклассической теории, продолжившей традиции классики как либеральной теории. Неоклассики пошли по пути согласования двух, казалось бы несовместных, теорий — трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Этот альянс осуществил Альфред Маршалл (глава кембриджской школы) в конце XIX в. в своем выдающемся произведении «Принципы экономики» (1890). Придя к выводу, что классики и маржиналисты по сути сосредоточивались на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности, он творчески переработал теории трудовой стоимости (действие объективных факторов) и предельной полезности (действие субъективных факторов) в теорию взаимных связей спроса и предложения. Маршалл обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение и какие факторы их определяют. А. Маршалл считается отцом микроанализа, созданные им методы и сегодня используются для изучения ценообразования, спроса и предложения.
ШПричина такого долголетия не в том, что модель точно отражает дей- ствительность, а в том, что она просто убедительно приводит к ясным ■ однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа
различных экономических проблем. Данная модель далека от всеобъемлющей картины действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни.
Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель.
М.: Экономика, 1991. С. 55—56
Таким образом, характерной особенностью третьего этапа эволюции экономической теории стало формирование идей неоклассической школы, которая продолжила традиции классики как либеральная микроэкономическая теория, анализирующая проблемы рыночного механизма, равновесия и благосостояния на основе субъективной (маржиналистской) теории стоимости. Но одновременно в середине XIX в. появились и другие представления о задачах и предмете экономической науки, начали использоваться различные методы анализа. Они складывались в самостоятельные направления и школы, объединяясь в силу общности взглядов, интересов и способов решения тех или иных проблем.
Одним из наиболее оригинальных направлений, сформировавшихся к концу XIX — началу XX в., стал американский ин-ституционализм, который, критикуя капитализм, пытался его реформировать. Но главное в этом течении — критика неоклассики и маржинализма. Так, по мнению институционали-стов, неоклассические постулаты рыночного равновесия и общих рыночных законов свободной конкуренции слишком упрощенно трактовали реальную действительность и искажали ее. Как считали представители данного течения, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями, поскольку последние не существуют изолированно от других, и важно учитывать все условия и факторы, воздействующие на хозяйственную жизнь: правовые, политические, социальные, психологические. Они утверждали, что государственное управление играет не меньшую роль, чем механизм рыночных цен. Институциональный анализ подводил к проблемам развития и трансформации капитализма, он отвергал анализ экономических отношений только с позиций экономического человека. Роли отдельного индивида в экономике противопоставлялись роль организации и общественный контроль над экономикой. Под государственную ответственность отдавались образование, экология, медицина, социальное страхование. Таким образом, основатели этого направления приблизили экономическую теорию к социально-экономической политике.
Постепенно с американского континента институционализм перекочевал в Европу. Этому направлению обязана своим названием новая стадия капитализма — империализм.
В первой половине XX в. произошли существенные изменения и в рыночной экономике, и в расстановке социально-политических сил. Ведущая до той поры экономическая неоклассическая теория не всегда могла объяснить несбалансированность экономики, факты усиления государственного регулирования, сбои в механизме рыночного саморегулирования. К тому же она исследовала поведение преимущественно индивидуальных хозяйствующих субъектов (микроуровень). В этих условиях получили распространение идеи так называемой «шведской школы», которая соединила идеи теории стоимости и цены и теории денег, до того развивавшихся независимо друг друга. Это позволило сформулировать общую теорию совокупного дохода, объяснить подъемы и спады в экономике.
Все перечисленное способствовало появлению в 1930-е гг. теории Джона Мейнарда Кейнса, изложенной в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), а затем и нового направления — кейнсианства, предложившего свои методы экономического анализа и рецепты регулирования экономики.
Суть концепции Кейнса состоит в том, что активизация и стимулирование общей покупательной способности (эффективного спроса) способны воздействовать на расширение производства товаров, сократить безработицу. Большое значение в ней придается инвестициям, т.е. капиталовложениям, которые увеличивают масштабы производства. Кейнс не верил в автоматизм рыночного механизма и главным условием роста и достижения экономического равновесия считал вмешательство государства в экономическую жизнь. От анализа на уровне хозяйствующего субъекта кейнсианство перешло к анализу совокупных макроэкономических величин.
ШСекрет большого успеха теории Кейнса заключается в том, что эта теория отвечала особенно нужному и актуальному требованию об- щества — теоретически разъясняла экономическую политику, неиз- бежность системы государственного вмешательства в экономику капитализ- ма. Кейнс предложил простую систему агрегатных величин и функциональ- ных отношений, которые можно сравнительно легко статистически наполнить и проверить.
Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и конкретизировали его положения и рекомендации в теории регулирования экономики в условиях спада и подъема производства, разработали положения о бюджетном регулировании с использованием стабилизаторов (налогов, пособий, государственного заказа).
В послевоенный период кейнсианство разделилось на две группировки. Основная часть ученых направила усилия на соединение макроэкономики Кейнса и микротеории неоклассиков. В итоге сформировалась концепция «неоклассического синтеза», сочетающая активную государственную политику по регулированию основных пропорций в экономике с развитием частной инициативы. В 1950—1960-е гг. это направление занимало важное положение в экономической теории, и вплоть до 1980-х гг. оно оказывало сильное влияние на экономическую политику в Западной Европе и США.
Менее представительная группа так называемых «левых кейнсианцев» известна последовательной критикой маржина-лизма и разработкой теории цены на основе прямых материальных затрат. Стимулирование общественного спроса они связывают с проблемами распределения национального продукта. Их идеи в области экономической политики в большой степени воплощены в «скандинавских моделях» смешанной экономики.
Неоклассическое направление, которое шло от А. Смита, подвергалось критике, отодвигалось на второй план, но его идеи не ушли из преподавания в западных университетах, особенно в части, касающейся микроэкономики. В 1970-е гг., в условиях нового этапа научно-технической революции и перехода развитых стран на постиндустриальную стадию развития, когда бизнес стал играть новую роль, идеи неоклассики приобрели особую актуальность. Под именем «неоклассицизм», имея в качестве ядра теорию монетаризма, они вновь стали господствующим направлением экономической науки. Этому способствовал отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику, внедрявшихся кейнсианцами.
Неоклассики нового поколения полагают, что и сегодня рыночная экономика обладает внутренним механизмом равновесия и не нуждается в существенной помощи со стороны государства. Если политика (ее кредитно-денежная и бюджетная составляющие) направлена против инфляции, то с остальными проблемами рынок справится автоматически.
Ряд принципиальных положений неоклассического направления близки представителям неолиберализма — течения современной экономической теории, получившего широкое распространение в Западной Германии. Неолибералы убеждены, что свободный рынок без активной роли государства является наилучшей основой современной экономики. Однако даже они согласны, что рыночные структуры должны формироваться при опоре на государство, которое создает и обеспечивает условия для рыночных отношений, в том числе с помощью антимонопольной политики. Государство допускается и в социальную политику ради справедливого и эффективного распределения национального дохода в пользу социально слабых групп — учащихся, инвалидов, пенсионеров. Германский неолиберализм является типом «государства всеобщего благосостояния» и занимает промежуточное положение между неоклассикой и кейн-сианством.
Во второй половине XX в. получили распространение концепции «государства благоденствия», индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые разрабатывают представители институционализма (социально-институциональное направление). Его теоретики в США и Западной Европе являются сторонниками индикативного планирования, социальных программ. Они развивают конструктивные идеи трансформации посткоммунистических социально-экономических систем, что особенно актуально в условиях перехода к «новой экономике» XXI в.
Итак, сегодня все экономические концепции концентрируются вокруг основных направлений современной теории: неоклассического, неолиберального, неокейнсианского и социально-институционального. В рамках одного направления зачастую сосуществуют несколько школ. В основе их выделения (классификации) лежат различия в методах анализа, понимании предмета и разработке экономических проблем. Такое деление в значительной мере условно. Несмотря на разницу в подходах, они дополняют и обогащают друг друга, углубляют представления об экономике, ее отдельных элементах и их взаимосвязях.
ШСовременная экономическая наука не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлого века. Она не противопостав- ' ляет себя их идеям, а скорее продолжает, развивает или дополняет их
по направлениям, на которые ее предшественники не обратили должного внимания или лишь указали. Кроме того, она отличается совпадением применяемых методов анализа.
Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. С. 45
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические