logo
Эк теория Новиковой учебник

2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики

Процесс производства включает взаимодействие факторов производства с целью создания товаров и услуг, предназначен­ных для потребления. Окружающие нас материальные и нема­териальные предметы, которые служат удовлетворению раз­личных потребностей, называются благами. Для того чтобы возникла объективная необходимость в производстве того или иного блага, необходимо наличие у индивида конкретной по­требности, а также установление связи между данной потребно­стью и предметом, который может ее удовлетворить. Следова­тельно, благо зависит от наличия тех или иных потребностей, и набор вещественных и нематериальных благ не может быть шире наличных потребностей. В то же время, обеспечивая удов­летворение определенных потребностей, блага нередко способ­ствуют их развитию и усложнению.

Во взаимодействии потребностей и благ имеет значение при­нцип безграничности. Безграничность потребностей проявля­ется в их постоянном расширении и усложнении. Однако не все блага, с помощью которых удовлетворяются потребности, без­граничны. Внешний мир предоставляет человеку блага в изоби­лии (или «свободные блага»), и человек не испытывает при их использовании опасения за их сокращение. В обычных услови­ях ему не надо прилагать специальные усилия или тратить деньги на покупку благ, запасы которых безграничны. Но даро­вых благ природы в современных условиях осталось немного (воздух, свет, солнце и некоторые другие).

Почти все существующие в мире блага, имеющиеся в распо­ряжении как отдельного человека, так и всего общества, нахо­дятся в недостаточном количестве. Запасы благ никогда не мо­гут полностью соответствовать безграничным потребностям. Возможности количественного роста благ зависят от науч­но-технического прогресса и развития производства. Но расши­рение масштабов производства и выпуск качественно новых то­варов способствуют возвышению потребностей. Благ всегда меньше, чем это необходимо для удовлетворения насущных потребностей. Поэтому экономическими благами называются ограниченные, или редкие блага. Только свойство редкости де­лает благо экономическим. Не имеет смысла продавать или по­купать блага, имеющиеся в неограниченном количестве.

Ограниченность товаров может возникать по естественным причинам (редкость обнаружения в природе), проявляться от ограничений, устанавливаемых обществом (юридические огра­ничейия), и религиозных воззрений (рис. 2.3). Экономическая теория делает акцент на универсальной ограниченности благ.

Экономическая

Религиозная

Естественная

Ограниченность (редкость) благ

Юридическая

; Рис. 2.3. Виды редкости

Ограниченность распространяется и на блага, создаваемые человеком. Это касается не только запасов, но и возможностей (или средств), имеющихся для их воспроизводства в данных конкретных условиях.

В зависимости от возможности пополнения запасов блага подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Таким образом, объем и степень восполнимости запасов различ­ных благ также характеризуются ограниченностью.

Свойство удовлетворять человеческие потребности присуще экономическим благам, так как они являются носителями по­лезности. Продукт или услуга становятся полезными с того момента, когда потребитель действительно испытает в них пот­ребность. Именно поэтому В. Парето предлагал заменить тер­мин «полезность» на «предпочтительность».

На основе индивидуальных оценок важности для потреби­теля того или иного блага представителями маржинализма бы­ла разработана теория ценности. В классической теории объ­ективная концепция стоимости товаров базировалась на за­тратах общественного труда, воплощенного в товаре, а в теории предельной полезности субъективная концепция стоимос­ти основывалась на полезности существующего в ограниченном количестве блага, способности продукта удовлетворять потреб­ности экономических субъектов. Цену любого блага можно рас­сматривать как выражение степени его полезности. Полезность всегда имеет субъективный характер. Субъективность этой кате­гории наглядно проявляется в том, что многие блага обладают полезностью вопреки тому, что объективно они вредны.

Наделенность благ свойствами ограниченности и полезно­сти отражает рис. 2.4.

В экономической теории первую классификацию экономи­ческих благ предложил К. Менгер, подразделив их на нийшие и высшие. Блага низшего порядка — это те, которые непосред­ственно удовлетворяют потребности человека. Блага высшего (второго, третьего) порядка служат для производства благ низ­шего порядка. К ним традиционно относят сырье, материалы и производственный капитал, необходимые для создания благ потребительского назначения. Современный подход включает в содержание капитала социальные нормы взаимодействия, бла­годаря чему понимание благ высшего порядка расширилось. К ним отнесены нормы и правила экономического поведения, поскольку при использовании последних решаются вопросы распределения благ первого и второго порядка.

Экономические блага в форме материального продукта или услуги подразделяются на две большие группы:

1) потребительские товары и услуги, которые непосред- ственно удовлетворяют личные потребности индивидов {потре- бительские блага);

2) производственные товары и услуги, которые используют- ся в процессе производства для создания потребительских това- ров {капитальные блага).

Капитальные и потребительские блага в зависимости от дли­тельности применения подразделяются на блага разового и дли­тельного пользования. Это разграничение важно для изучения равномерности потребительского спроса. Так, производство благ длительного пользования менее равномерно, а потребность в их покупке более изменчива и нестабильна. Экономические блага, созданные для обмена (купли-продажи), являются товарами.

Экономические блага существуют в форме не только матери­ально-вещественного продукта, но также работ и услуг.

Работами в экономике называют трудовую деятельность, рассматриваемую как продукт, результат; ее полезность пред­полагает экономическую форму оценки. Услуги это вид эко­номической деятельности, результатом которой является изме­нение качества и полезных свойств уже созданных материаль­ных продуктов. Экономический продукт в виде услуг предпола­гает новое качество, возникающее благодаря определенной дея­тельности. Хотя услуги не создают новые товары, они направ­лены на удовлетворение других потребностей. Вместе с тем от­дельные виды услуг (например, информационные) влияют на результативность всей экономики государства. Так, в 1995 г. в США благодаря информации производилось около 3/4 добав­ленной стоимости национальной экономики.

С Счетом отраслевой производственной структуры все про­изводимые блага и услуги подразделяются на промежуточные продукты (подлежащие дальнейшей обработке в ходе производ­ственного цикла) и конечные, поступающие в сферу личного ко­нечного потребления.

Следует различать частные и общественные блага. Частные блага производятся фирмами и домашними хозяйствами, а об­щественные — в государственном секторе.

Экономические блага, которые приобретаются потребителя­ми в результате рыночного обмена, обладают двумя свойства­ми. Во-йервых, потребление единицы такого блага сокращает число его единиц, доступных другим субъектам. Иными слова­ми, эти блага конкурентны в потреблении. Во-вторых, доступ к ним может быть исключен для потребителей, которые за них не заплатили (свойство исключаемости благ). Товары и услуги, характеризующиеся неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении или тем и другим одновременно, относят к оби^е-ственным благам.