2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
Главная задача экономики состоит в использовании экономических ресурсов в целях получения экономического продукта (материальных благ, работ, услуг). Экономический продукт служит цели удовлетворения потребностей всех экономических субъектов. Лишь немногие блага имеются в столь больших количествах, что не требуют выбора со стороны субъектов.
Такие характерные свойства потребностей, как неограниченность, ненасыщаемость, непрерывный рост в количественном и качественном отношении, свидетельствуют о невозможности установления разумного предела их удовлетворения.
Конечно, некоторые потребности отдельного индивида вполне могут быть удовлетворены полностью. Даже если представить, что данная конкретная потребность в данный период полностью удовлетворена, то и в этом случае очевидно, что все другие одновременно существующие у субъекта потребности остались неудовлетворенными. Тем более это касается коллективных, общественных, государственных потребностей, конкретные пределы и уровни полного удовлетворения которых недостижимы.
имеющиеся в распоряжении для их удовлетворения, ограниченны. Но правильно ли говорить о неограниченных человеческих потребностях? Че- ловеку может казаться, что в данный момент ему хочется иметь только не- сколько вещей: машину, новый СО-плейер и благоустроенную квартиру. Одна- ко представим, что на следующей неделе он выиграет 100 млн руб. Как индиви- дуум с эгоистическими интересами счастливчик поспешит купить машину, сЬ-плейер и т.д. Но теперь он может себе позволить отдых на дорогом курорте, сделать подарки родным и друзьям, отложить сбережения, чтобы долгие годы жить на ежегодные проценты. Какую-то сумму денег он может потратить на благотворительность. |
Итак, хотя перечень потребностей для большинства людей неограничен, они могли бы составить обоснованно длинный список желанных товаров и услуг всех видов лучшего качества, а также включить в него некоторые потребности, которые не являются личными или эгоистическими.
Субъекты желали бы потреблять практически неограниченное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и структурное разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует использования экономических ресурсов.
Средства, которыми человек располагает для удовлетворения своих потребностей, либо недостаточны в данный момент, либо нерационально распределены в экономическом пространстве. Даже если бы человек имел избыточные материальные ресурсы, то и тогда он был бы ограничен в потреблении такого важного ресурса, как время. К тому же субъект не может воспользоваться всеми благами одновременно, поскольку многие из них являются взаимоисключающими. Люди должны распределять имеющиеся у них денежные средства в силу конечности и ограниченности последних. Деньги можно потратить множеством способов.
С одной стороны, объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризует их относительность по отношению друг к другу и выражается в понятии редкости. С другой стороны, ограниченность благ относительно потребностей в них выражается понятием недостаточности. Мы говорим о двух сторонах ограниченности благ. А ограниченность потребительских благ, ресурсов и технологий выступает универсальным свойством экономических благ.
Для достижения какой-либо цели субъект (индивидуальный или коллективный) вынужден жертвовать другими своими целями или использовать ограниченные средства и дефицитное время. Поэтому всякий экономический выбор сопровождается жертвой, цену которой французский экономист Р. Барр назвал ценой приспособления. Она является реальной стоимостью жертвы, приносимой экономическим субъектом, выбидающим между несколькими возможными действиями.
Фирмы сталкиваются с проблемами распределения прибыли, найма?работников, приобретения оборудования, закупки сырья и т.д. В масштабах национальной экономики общество стоит перед необходимостью распределения национального дохода на разные цели (инвестиции, социальное обеспечение и др.).
Таким образом, любой экономический субъект неизменно делает выбор одного из взаимоисключающих решений. Необходимость этого обусловлена ограниченностью благ и невозможностью их одновременного потребления и использования. Все вышеустановленные формы ограниченности благ предполагают возникновение проблемы выбора (рис. 2.5).
Неудовлетворенные потребности
Бесплатные блага
Потребности, которые удовлетворяются
Редкие и недостаточные экономические блага .
Рис. 2.5. Проблема выбора в экономике
Проблема выбора является всеобщей, она не зависит от типа экономической системы. Экономика, или экономическая теория, в самом общем виде есть наука о том, как люди делают выбор в мире редкости. Все, что имеет ценность, является редким — деньги, товары, время, способности человека. В то же время человеческие желания почти неограниченны. Поскольку ресурсы, необходимые для удовлетворения бесконечных потребностей в товарах и услугах, имеют предел, постольку выбор — это не теоретическое допущение, а реальность жизни.
На уровне экономики в целом общество должно решать, что производить, как производить и для кого (мы уже говорили об этом в главе 1). Каждое общество отвечает на эти вопросы по-своему. Отличие в подходе к аллокации ресурсов в разных экономических системах, тем не менее, демонстрирует общий механизм решения проблемы выбора и преодоления редкости ресурсов. Под аллокацией ресурсов, в экономической теории понимают их размещение на основе нахождения оптимального способа распределения ограниченных благ.
В условиях первобытнообщинного производства инливид собственным трудом производил необходимые для потребления продукты, самостоятельно решая вопрос о распределении природных ресурсов, орудий труда и времени, которые требовались для охоты, рыбной ловли и т.д. В рамках натурального'хозяйства крестьянин производил столько, сколько было необходимо для удовлетворения собственных потребностей и запросов семьи.
В современных условиях невозможна изолированная деятельность в плоскости «человек—природа». Даже в простейшем производстве наблюдается разделение функций. Возникновение разделения труда (специализация индивидов на выполнении определенных операций) привело к обособлению производителей и потребителей. Появилась объективная необходимость в экономической координации, т.е. согласовании деятельности экономических субъектов, планов и действий различных индивидов. Причем изменение экономического поведения одного индивида может, потребовать изменения поведения других. Экономика социальна, и ее функционирование определяется потребностями, планами и поступками множества субъектов, каждый из которых зависит от потребностей, планов и поступков других.
Принятие решения о том, что производить, косвенно зависит от желаний конечного потребителя. Индивиды, специализируясь на производстве одного блага, получают другие необходимые блага при помощи обмена.
Современное общество состоит из домашних хозяйств, т.е. субъектов, которые, с одной стороны, потребляют товары и услуги, а с другой — предлагают ресурсы и факторы для производства экономических благ. Кроме них общество представлено фирмами — организациями, решающими, какие товары и услуги производить. Исходя из принимаемых решений, они используют ресурсы, предлагаемые домашними хозяйствами (рис. 2.6).
Ресурсы ограниченны, но общество хочет с их помощью получить максимально возможное удовлетворение потребностей. Наличие проблемы выбора означает, что между домашними хозяйствами и фирмами должны существовать определенные отношения. Социальная связь, посредством которой осуществляется координация потребностей домашних хозяйств и фирм, раскрывает содержание механизма согласования экономического поведения, или механизма координации.
Одним из способов, определяющих экономическое поведение, является изменение цен. Рост или снижение цены на конкретный товар может происходить под действием спроса и предложения или являться результатом директивного планирования.
Механизм координации экономического поведения включает решение ранее сформулированных проблем: что, как и для кого производить?
«Что производить» — проблема определения номенклатуры и объема выпускаемой продукции фирмами в определенный период времени.
«Как производить» — проблема способов организации производства и выбора технологии.
«Для кого производить» — проблема определения субъектов, которые будут покупать выбранные товары и услуги, станут потребителями выпускаемой продукции.
Механизмы координации в любой экономической системе должны решать эти вопросы, чтобы система избежала внутренних противоречий и неустойчивости в своем развитии.
В современной экономике можно выделить два механизма координации: иерархию и спонтанный порядок.
На иерархическом подчинении основано управление внутри фирмы, любой экономической организации, государственного аппарата и всего народного хозяйства (административно-командная система).
Спонтанный порядок соответствует рыночной организации экономической деятельности. Экономические субъекты, принимая решения, руководствуются рыночными сигналами. Ориентируясь на движение цен, потребители и производители стремятся к личной выгоде. При этом достигаются полная координация действий и рост общественного благосостояния. Сказанное соответствует идее А. Смита о «невидимой руке рынка»: действия человека, стремящегося к личной выгоде, словно невидимой рукой направляются такимюбразом, что служат интересам общества полнее, чем если бы человек сознательно стремился служить им.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические