logo
Эк теория Новиковой учебник

5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя

  • Напомним, что каждая точка на графике спроса показывает резервную (или максимальную) цену, которую готов уплатить потребитель за каждую последующую единицу товара. Анало­гично каждая точка на кривой предложения показывает мини­мальную цену, за которую производитель готов продать свой товар. Вместе с тем при установлении рыночного равновесия все сделки совершаются практически по одной цене, за исклю­чением случаев ценовой дискриминации, когда продавец за­прашивает разную цену за один и тот же товар, ориентируясь на конкретного потребителя. Если бы продавец мог определять, кто из покупателей готов заплатить за товар больше, он требо­вал бы с него большую цену, а для покупателя с низкой плате­жеспособностью устанавливал бы небольшую цену. Примеры ценовой дискриминации встречаются при проведении аукцио­нов, торговле на рынке (от умения торговаться здесь зависит цена купли-продажи), при установлении цен на проезд в транс­порте для разных категорий населения и т.д.

  • На рынке всегда найдется потребитель, готовый заплатить за товар больше других — цену Рг; другой согласится заплатить не более Р2; третий — Р3 и т.д. Но при установлении равновесия на рынке все заплатят одну равновесную цену Ре.

  • Таким образом, потребитель, готовый заплатить Рг, а реаль­но платящий Ре, получает выгоду в размере Р^ - Ре. Эта выгода называется излишком потребителя. Если покупается более одной единицы товара, то излишек такого потребителя рассчи­тывается умножением разницы между резервными ценами по­купки и рыночной ценой на объем покупки товара. Второй по­купатель получит излишек в размере Р2 - Ре, и т.д. Наконец, последний покупатель, для которого резервная цена будет рав­на Ре, не получит излишка, так как рыночная цена совпадет с той максимальной суммой, которую он готов был заплатить за товар. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в от­дельных единицах), то общая величина излишка потребителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой (Р2 - Ре) х х я1 + 2 - ре) ■ сз2 +...+ (р5 - ре) ■ (?5.

  • Если функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка потребителя будет равна площади треуголь­ника, ограниченного кривой спроса до точки рыночного равно­весия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией ры­ночной цены (заштрихованный треугольник на рис. 5.28а).

  • Излишек потребителя можно интерпретировать и по-друго­му. Если представить не рыночный, а индивидуальный спрос, то нисходящая форма кривой спроса будет объясняться в том числе законом убывающей предельной полезности, когда каж­дая следующая единица товара приносит потребителю все меньшую пользу, и все меньшую цену он готов за нее платить. Так, за первую единицу товара покупатель согласен заплатить Р1( за вторую — Р2 и т.д. Однако если потребитель покупает 6 ед. товара, он не платит за каждую из них свою резервную це­ну, а платит за все единицы только рыночную цену Ре, тем са­мым получая излишек в виде разницы между резервными и ры­ночной ценами.

  • По аналогии с излишком потребителя можно рассмотреть и излишек производителя (см. рис. 5.27). Допустим, самый эф­фективный производитель на рынке (возможно, имеющий са­мые низкие издержки) в состоянии предложить количество то­вара С?! по цене Р10; другому, менее эффективному производите­лю невыгодно продавать товар дешевле чем по цене Рд; третий производитель готов выйти на рынок только с ценой Р8 и т.д. Ус­ловия могут быть и другими. В ином варианте первый произво­дитель назначает цену Р10, предлагая товар в объеме (¿1, и при этом он хочет увеличить объемы продаж. Это означает, что у не­го возрастут производственные издержки, следовательно, коли­чество товара Я2 он не сможет уже продать так дешево, как

  • Цены Р6—Р10 (см. рис. 5.27) — это минимальные цены, за которые производители готовы продать свой товар. Однако в конечном счете на рынке устанавливается единая цена Ре, и каждый производитель получает выгоду в виде разницы между минимально приемлемой и рыночной ценой. Эта разни­ца называется излишком производителя. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в отдельных единицах), то об­щая величина излишка производителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой (Ре - Рю) " Я\ + (Ре ~ Ря) х х (32 +...+.(Ре - Р6) • ф5. Если же функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка производителя будет равна площади треугольника, ограниченного кривой предложе­ния до точки рыночного равновесия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены (заштрихованный тре­угольник на рис. 5.286).

  • При равновесном объеме продаж сумма излишков потреби­телей и производителей достигает минимума.

  • Понятия излишка потребителя и излишка производителя широко используются при анализе рыночных процессов, затрат и выгод субъектов рынка от тех или иных мер государственного регулирования, изменений рыночной ситуации и т.д.

  • Завершим пример с рынком шоколада и рассчитаем излиш­ки потребителей и производителей (см. данные табл. 5.1 и 5.2). Как было определено, равновесная рыночная цена на данном рынке колеблется между 17 и 18 ден. ед. Примем среднее значе­ние — 17,5 и обратимся к отдельным вариантам наблюдений (рис. 5.29).

  • Р\

  • О 1 , , ^

  • 10 20 30 О

  • Рис. 5.29. Излишки потребителей и производителей на рынке шоколада

  • Величина излишка потребителя равна: (40 - 17,5) • 1 + (32 - 17,5) • 4 + (25 - 17,5) • 5 + (19 - 17,5) • 5 = 125,5.

  • Аналогично рассчитаем величину излишка производителя на данном рынке:

  • (17,5 - 5) • 1 + (17,5 - 7) • 4 + (17,5 - 10) • 5 + (17,5 - 14) • 5 = 109,5.

  • Судя по результатам расчетов, потребители на рынке шоко­лада получают выгоду, эквивалентную 125,5 ден. ед., а про­изводители — 109,5 ден. ед. Не следует отождествлять излиш­ки потребителей и производителей с показателями прибылей, доходов и т.д. Они взаимосвязаны, но это не одно и то же.

  • Если функции спроса и предложения представить как не­прерывные, то излишки потребителей и производителей можно рассчитать алгебраическим путем, определив площади соответ­ствующих фигур. Для прямых линий спроса и предложения это площади треугольников, их можно рассчитывать по соответ­ствующим правилам; для нелинейных функций спроса и пред­ложения площади фигур рассчитываются как интегралы функ­ций на соответствующем отрезке.