5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
Напомним, что каждая точка на графике спроса показывает резервную (или максимальную) цену, которую готов уплатить потребитель за каждую последующую единицу товара. Аналогично каждая точка на кривой предложения показывает минимальную цену, за которую производитель готов продать свой товар. Вместе с тем при установлении рыночного равновесия все сделки совершаются практически по одной цене, за исключением случаев ценовой дискриминации, когда продавец запрашивает разную цену за один и тот же товар, ориентируясь на конкретного потребителя. Если бы продавец мог определять, кто из покупателей готов заплатить за товар больше, он требовал бы с него большую цену, а для покупателя с низкой платежеспособностью устанавливал бы небольшую цену. Примеры ценовой дискриминации встречаются при проведении аукционов, торговле на рынке (от умения торговаться здесь зависит цена купли-продажи), при установлении цен на проезд в транспорте для разных категорий населения и т.д.
На рынке всегда найдется потребитель, готовый заплатить за товар больше других — цену Рг; другой согласится заплатить не более Р2; третий — Р3 и т.д. Но при установлении равновесия на рынке все заплатят одну равновесную цену Ре.
Таким образом, потребитель, готовый заплатить Рг, а реально платящий Ре, получает выгоду в размере Р^ - Ре. Эта выгода называется излишком потребителя. Если покупается более одной единицы товара, то излишек такого потребителя рассчитывается умножением разницы между резервными ценами покупки и рыночной ценой на объем покупки товара. Второй покупатель получит излишек в размере Р2 - Ре, и т.д. Наконец, последний покупатель, для которого резервная цена будет равна Ре, не получит излишка, так как рыночная цена совпадет с той максимальной суммой, которую он готов был заплатить за товар. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в отдельных единицах), то общая величина излишка потребителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой (Р2 - Ре) х х я1 + (р2 - ре) ■ сз2 +...+ (р5 - ре) ■ (?5.
Если функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка потребителя будет равна площади треугольника, ограниченного кривой спроса до точки рыночного равновесия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены (заштрихованный треугольник на рис. 5.28а).
Излишек потребителя можно интерпретировать и по-другому. Если представить не рыночный, а индивидуальный спрос, то нисходящая форма кривой спроса будет объясняться в том числе законом убывающей предельной полезности, когда каждая следующая единица товара приносит потребителю все меньшую пользу, и все меньшую цену он готов за нее платить. Так, за первую единицу товара покупатель согласен заплатить Р1( за вторую — Р2 и т.д. Однако если потребитель покупает 6 ед. товара, он не платит за каждую из них свою резервную цену, а платит за все единицы только рыночную цену Ре, тем самым получая излишек в виде разницы между резервными и рыночной ценами.
По аналогии с излишком потребителя можно рассмотреть и излишек производителя (см. рис. 5.27). Допустим, самый эффективный производитель на рынке (возможно, имеющий самые низкие издержки) в состоянии предложить количество товара С?! по цене Р10; другому, менее эффективному производителю невыгодно продавать товар дешевле чем по цене Рд; третий производитель готов выйти на рынок только с ценой Р8 и т.д. Условия могут быть и другими. В ином варианте первый производитель назначает цену Р10, предлагая товар в объеме (¿1, и при этом он хочет увеличить объемы продаж. Это означает, что у него возрастут производственные издержки, следовательно, количество товара Я2 он не сможет уже продать так дешево, как
Цены Р6—Р10 (см. рис. 5.27) — это минимальные цены, за которые производители готовы продать свой товар. Однако в конечном счете на рынке устанавливается единая цена Ре, и каждый производитель получает выгоду в виде разницы между минимально приемлемой и рыночной ценой. Эта разница называется излишком производителя. Если спрос на товар дискретный (т.е. товар выражен в отдельных единицах), то общая величина излишка производителя на рассматриваемом рынке будет выражаться суммой (Ре - Рю) " Я\ + (Ре ~ Ря) х х (32 +...+.(Ре - Р6) • ф5. Если же функцию спроса рассматривать как непрерывную, то величина излишка производителя будет равна площади треугольника, ограниченного кривой предложения до точки рыночного равновесия, вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены (заштрихованный треугольник на рис. 5.286).
При равновесном объеме продаж сумма излишков потребителей и производителей достигает минимума.
Понятия излишка потребителя и излишка производителя широко используются при анализе рыночных процессов, затрат и выгод субъектов рынка от тех или иных мер государственного регулирования, изменений рыночной ситуации и т.д.
Завершим пример с рынком шоколада и рассчитаем излишки потребителей и производителей (см. данные табл. 5.1 и 5.2). Как было определено, равновесная рыночная цена на данном рынке колеблется между 17 и 18 ден. ед. Примем среднее значение — 17,5 и обратимся к отдельным вариантам наблюдений (рис. 5.29).
Р\
О 1 , , ^
10 20 30 О
Рис. 5.29. Излишки потребителей и производителей на рынке шоколада
Величина излишка потребителя равна: (40 - 17,5) • 1 + (32 - 17,5) • 4 + (25 - 17,5) • 5 + (19 - 17,5) • 5 = 125,5.
Аналогично рассчитаем величину излишка производителя на данном рынке:
(17,5 - 5) • 1 + (17,5 - 7) • 4 + (17,5 - 10) • 5 + (17,5 - 14) • 5 = 109,5.
Судя по результатам расчетов, потребители на рынке шоколада получают выгоду, эквивалентную 125,5 ден. ед., а производители — 109,5 ден. ед. Не следует отождествлять излишки потребителей и производителей с показателями прибылей, доходов и т.д. Они взаимосвязаны, но это не одно и то же.
Если функции спроса и предложения представить как непрерывные, то излишки потребителей и производителей можно рассчитать алгебраическим путем, определив площади соответствующих фигур. Для прямых линий спроса и предложения это площади треугольников, их можно рассчитывать по соответствующим правилам; для нелинейных функций спроса и предложения площади фигур рассчитываются как интегралы функций на соответствующем отрезке.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические