logo
Эк теория Новиковой учебник

5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов

  • Как можно применить теорию спроса и предложения на практике, при исследовании конкретных рыночных ситуа­ций? Рассмотрим несколько примеров.

  • Прежде всего, интересно изучить последствия государствен­ного регулирования цен. Правительства разных стран пытаются регулировать рынок, и одним из самых простых способов (но не самым безобидным для экономики) иногда представляется ре­гулирование цен. Государственные чиновники, заключив, что цены на рынке какого-либо товара слишком высоки и раздра­жают потребителя или слишком низки и приносят убытки про­изводителям, не могут не попытаться их подкорректировать. Способов существует несколько, например административное установление «твердой цены».

    1. В отсутствие государственного вмешательства рыночное рав­новесие обеспечивалось при цене Ре и объеме продаж Яе-

    На рис. 5.30 изображены графики функций спроса и предло­жения товара.

  • \Ситуация 1. Допустим,, что государственный орган, упол­номоченный на соответствующие действия, решил, что более справедливой является цена Р1; и распорядился продавать то­вар не дороже данного уровня («потолок», выше которого цена подняться не может).

  • Рассмотрим вариант для законопослушных продавцов и по­купателей. Цена снизится, однако не все производители про­должат поставлять свой товар на рынок, поскольку им при­шлось бы работать себе в убыток. Государство совсем не хотело снижать объем производства, и, чтобы поправить дело, оно бу­дет вынуждено дотировать неэффективных производителей, выделяя средства из государственного бюджета (если этого не сделать, величина предложения снизится до Я\)- Но вот благо­даря снижению цены величина спроса выросла (если, конечно, данный товар относится к разряду нормальных) до уровня Я2 и превысила величину предложения на рынке. Иными словами, появился дефицит товара в размере Я2 - Яъ а следом за ним — необходимость рационировать распределение товара. Самым известным способом рационирования являются очереди: когда товара не хватает на всех, его получают те, кто стоит в очереди первым. Другим способом рационирования является введение нормативов потребления и продаж по правилу «одна штука то­вара в одни руки» или по талонам.

  • Теперь рассмотрим вариант для не столь законопослушных граждан. Если цена снизится, товар исчезнет из официальной продажи и будет продаваться на «черном рынке» по цене, выше назначенной государством и, возможно, большей, чем до введе­ния регулирующих мер, чтобы компенсировать риск наказания за нарушение правил продажи.

  • Еще одним вариантом поведения рыночных субъектов будет снижение качества товара: произведя большее количество това­ра менее высокого качества, а значит, более дешевого, фирмы смогут поставить на рынок больше товара.

  • Ситуация 2. Допустим, что уполномоченный государствен­ный орган решил, что производители несут убытки, потому что цены на какой-либо товар слишком низки. Государство может установить минимальную цену продаж («пол» цены, ниже ко­торого цена опуститься не может), например, на уровне Р2. В результате производители значительно увеличат объем вы­пуска (до Я2). Однако потребителям не требуется такое значи­тельное количество товара, и величина спроса при цене Р2 будет всего Я\- На рынке возникнет излишек товара в размере Я2-Я\. Не сумев продать весь товар, одни фирмы станут отправлять его на склады, другие — снижать цены, третьи и вовсе разорятся.

  • Государство должно будет либо дотировать фирмы, либо выку­пить излишки товара, чтобы каким-то образом избавиться)! от них, удалив с внутреннего рынка страны. Подобное может,сло-житься и в результате такой внешнеторговой политики, когда ограничивается импорт (а значит, уменьшается внутреннее предложение, растут цены) и стимулируется экспорт товара. Кроме того, государство, пытаясь стимулировать потребительс­кий спрос, иногда тем или иным образом «заставляет» потреби­телей покупать товар.

  • Инструментарий спроса и предложения успешно использу­ется для анализа таких мер экономической политики, как до­тации и налоги. Государство может не вмешиваться в рыноч­ное ценообразование напрямую, а делать это косвенно. Во-пер­вых, посредством дотаций производителям с целью удешевле­ния товара: дотации снизят издержки производства фирм, т.е. увеличат рыночное предложение, а следовательно, приве­дут к снижению рыночных цен и росту объема продаж. Во-вто­рых, снижая налоги, включаемые в издержки производства (эффект тот же). В-третьих, через дотации потребителям (бес­платные талоны на питание для бедных, жилищные субсидии и т.д.), в результате которых вырастет рыночный спрос, а зна­чит, цены и объемы продаж. В-четвертых, снижая подоходный и иные налоги, уплачиваемые гражданами, — это увеличит до­ходы потребителей, следовательно, поднимет спрос на нормаль­ные товары и предметы роскоши, но одновременно снизит спрос на товары низшей категории.

  • Рассмотрим воздействие налогообложения на благосостоя­ние рыночных субъектов. Возьмем в качестве примера потовар-ный налог, или налог с продаж. Допустим, что каждый прода­вец с каждой проданной единицы товара должен уплачивать налог в размере Т (рис. 5.31).

  • Р

    1. о, о, О


  • Р, Р.

  • \ Поскольку продавцы будут вынуждены уплачивать налог, они не смогут продавать товар так же дешево, как до его введе­ния. Предложение товара уменьшится, кривая предложения сдвинется вверх на величину налога Т, снизится и объем про­даж с е до а цена вырастет с Ре до Рх. Отметим, что цена на рынке вырастет в меньшем объеме, чем составляет величина налога (на рис. 5.31 видно, что АР < Г). Это означает, что про­давцы не полностью перекладывают груз налога на покупате­лей, а частично оплачивают его сами. Если бы кривая рыночно­го спроса выглядела вертикальной линией, это значило бы, что цена на рынке выросла точно на величину налога, т.е. налог полностью уплачивается потребителями, а объем продаж не из­менился.

  • Благосостояние потребителей в результате введения налога снизится, и они станут покупать меньше товара по более высо­кой цене; благосостояние производителей также уменьшит­ся — они будут продавать товар по большей цене, но в меньшем количестве и должны будут выплачивать налог. Излишек по­требителя снизится пропорционально площадям фигур а, Ь, с. Излишек производителя изменится на величину, пропорцио­нальную ^ + а)-^ + а1 + е + д). Государство соберет налог в раз­мере (21 Т, или пропорционально площади а + Ъ + / + а*.

  • Благосостояние общества в результате введения налога с продаж (как сумма излишков производителей, потребителей и дохода государства) уменьшится. Если кривая й2 сместится па­раллельно кривой это уменьшение будет равно сумме пло­щадей фигур сие.

  • Основные выводы

    1. Закон спроса отражает обратную зависимость между ве­личиной спроса на товар и ценой товара вследствие действия за­кона убывающей предельной полезности, эффектов дохода и за­мещения. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения. Данные за­коны не абсолютны, из них есть исключения.

    2. Различают индивидуальный спрос (со стороны отдельного потребителя) и рыночный спрос (со стороны всех потребителей на рынке). Неценовыми факторами, влияющими на индивиду­альный спрос, являются: вкусы потребителей, цены на бла­га-субституты и комплементарные блага, доходы потребителей, ожидания потребителей. Для рыночного спроса дополнитель­ным фактором является количество потребителей на рынке.

    1. Неценовыми факторами, влияющими на рыночное пред­ложение, являются издержки производства, зависящие от цен на ресурсы, технологий производства, налогов, а также цены на другие товары в экономике, ожидания продавцов, сезонные ко­лебания.

    2. Рыночное равновесие соответствует равенству величины спроса и величины предложения товара. Для него характерно отсутствие товарных дефицитов и излишков на рынке в течение определенного периода времени. Установившиеся цена и объем продаж на рынке называются равновесными. Дефицит това­ра — это превышение величины спроса над величиной предло­жения при определенном уровне цены. Излишек товара — это превышение величины предложения над величиной спроса при определенном уровне цены.

    3. Равновесие на рынке отдельного товара называется час­тичным, или отраслевым, равновесием. Равновесие на рынках всех товаров в экономике называется общим экономическим равновесием.

    4. В стандартном случае рост спроса приводит к росту цен и объемов продаж; снижение спроса — к снижению цен и объ­емов продаж; рост предложения сопровождается ростом объе­мов продаж и снижением цен; уменьшение предложения при­водит к снижению объема продаж и росту цен. Количественные изменения объемов продаж и цен зависят от параметров функ­ций спроса и предложения.

    5. В модели Маршалла рыночное равновесие наступает вслед­ствие корректировки объемов спроса и предложения товара, в модели Вальраса — вследствие корректировки рыночных цен.

    6. Если на рынке не наблюдается ценовой дискриминации, т.е. купли-продажи одинаковых товаров разными рыночными субъектами по разным ценам, то потребители и производители, участвующие в сделках, получают выгоду (излишек) как раз­ницу между ценой, которую субъект готов платить (получать), и фактической рыночной ценой.

      1. Излишек производителя Излишек товара Индивидуальный спрос Кривая предложения Кривая спроса Кривая Энгеля

    1. Основные понятия

    2. Величина (объем) предложения Величина (объем)спроса Дефицит товара Закон предложения Закон спроса Излишек потребителя

    3. Нормальный товар Товар Гиффена

    4. Предложение Товар низшей категории

    5. Равновесная рыночная цена Цена

    6. Резервная цена Ценовая дискриминация

    7. Рыночное равновесие Эффект Веблена

    8. Рыночный спрос Эффект «сноба» Спрос

    9. Вопросы для самопроверки

    1. В чем разница между изменением спроса и изменением величины спроса, изменением предложения и изменением ве­личины предложения? Как графически иллюстрируется изме­нение величины спроса (величины предложения) и спроса (предложения)?

    2. В чем сущность рыночного равновесия? Как определить, находится ли рассматриваемый рынок в состоянии равновесия?

    3. Как государство может повлиять на рыночную цену? К чему может привести государственное регулирование цен?

    4. Если картофель будет товаром низшей категории, а сред­ние доходы в стране вырастут, что произойдет со спросом на картофель? С ценой картофеля?

    1. Задачи и тесты

    1. Сдвиг кривой спроса вправо означает, что производители предлагают меньшее количество товара при каждом уровне цен. (Да/Нет).

    2. Если одновременно снизится спрос на товар и возрастет предложение товара, цена товара упадет. (Да/Нет).

    3. Если одновременно увеличатся доходы потребителей и снизится предложение черной икры, то цена икры вырастет.

    1. (Да/Нет).

    2. 4. Если кривая спроса на товар сдвинулась влево, это объяс- няется:

    3. а) снижением величины спроса в результате роста цены то- вара;

    4. б) ростом предложения данного товара;

    5. в) снижением доходов потребителей.

    6. 5. Рост цены металла вызовет:

    7. а) смещение кривой предложения гвоздей вправо;

    8. б) поворот кривой предложения гвоздей до вертикального положения;

    9. в) снижение рыночного объема продаж гвоздей;

    10. г) рост спроса на гвозди.

    11. 6. При установлении государством фиксированной цены то- вара на уровне более низком, нежели рыночный:

    12. а) спрос на товар падает;

    13. б) предложение товара растет;

    14. в) на рынке возникает излишек товара;

    15. г) может сформироваться теневой рынок данного товара.

    1. Подумайте, как изменится ваш спрос на шоколад при из­менении вашего дохода. Постройте кривую Энгеля для вашего случая.

    2. Зависимость величины рыночного спроса на хлеб от его цены выражена формулой Бх = 80 - 20Р, функция предложе­ния имеет вид 5Х = -40 + 40Р. Постройте графики спроса и предложения, определите равновесную рыночную цену и объ­ем продаж хлеба.

    3. Все потребители имеют одинаковые функции индивиду­ального спроса, которые выражены уравнением Д = 10 - 2Р. На рынке имеется четверо потребителей.