logo
Эк теория Новиковой учебник

7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности

  • Экономическое поведение потребителя на рынке определя­ется стремлением к максимально возможному удовлетворению потребностей. Поскольку потребности безграничны, а средства их удовлетворения ограниченны, потребитель сталкивается с проблемой выбора:

    • какие потребности нужно удовлетворить в текущий пери­од, а какие следует отложить на потом;

    • какие блага и услуги покупать (и в каких количествах), я от потребления каких можно отказаться?

    1. Каждый потребитель имеет собственную систему предпочте-шш (потребностей), которая характеризуется а) иерархией (размещением потребностей по значимости) и б) разной сте­пенью удовлетворенности. Поэтому из множества производи­мых товаров он выбирает те, которые представляют для него большую полезность. Из главы 2 вам известно, что полезность представляет собой свойство благ удовлетворять ту или иную потребность и что это свойство, заданное производителем, про­является в различных потребительских характеристиках това­ра. Но, рассматривая поведение потребителя, важно понять, что полезность оценивается каждым потребителем не только исходя из этих объективных характеристик товара.

    2. Полезность — это, прежде всего, субъективное суждение потребителей о товаре. Оценить полезность товара очень важно для потребителя, и в данном случае субъективность не связыва­ется с искаженным, неправильным представлением о реальных свойствах товара. Она означает, что один и тот же товар может быть по-разному оценен разными потребителями и даже одним и тем же потребителем, но в разные периоды времени. Это про­исходит потому, что потребитель оценивает товар, исходя из интенсивности или степени напряженности конкретной по­требности. Рассмотрим, от каких факторов зависит эта интен­сивность, а следовательно, оценка полезности.

    3. • Чем более значимую потребность удовлетворяет товар, тем выше оценивает его полезность потребитель при прочих равных условиях. В первую очередь каждый потребитель стре­мится удовлетворять более важные для него потребности. Соот­ветственно он выше оценивает полезность благ, удовлетворяю­щих эти потребности. Так, например, наиболее высокую полез­ность с точки зрения Робинзона Крузо имел мешок зерна, ис­пользуемого им для питания, а меньшую — такой же мешок зерна, предназначенного для посева на следующий год. Нерав­нозначность потребностей отражена в уже известной схеме — пирамиде Маслоу (см. § 2.1), которая, однако, не учитывает ин­дивидуальных особенностей потребителей. Значимость одной и той же потребности для разных потребителей различается. Например, полезность мяса, рыбы, овощей, фруктов не может быть одинаково оценена вегетарианцами и теми, кто предпочи­тает животный белок. Полезность кондиционеров следует оце­нивать с точки зрения конкретного климата. Полезность авиа­рейсов или скоростных поездов больше ценят люди тех профес­сий, для которых особую значимость имеет время. Учебник по экономической теории имеет большую полезность для студен­тов экономических вузов. Понятно, почему разные потребите­ли по-разному реагируют на рыночные цены этих товаров.

    • Чем в большей мере удовлетворена потребность, тем мень­шую полезность для потребителя имеет связанный с ней товар при прочих равных условиях. Напряженность потребности | особенно высока в начале потребления. После частичного ее ; удовлетворения напряженность падает, а при полном удовлет- ; ворении интенсивность потребности близится к нулю. Соответ­ственно оценивается полезность. Полезность продуктов пита­ния для голодного человека очень высока, даже может превы­шать полезность всех других благ. Полезность первого автомо­биля или телевизора в семье, как правило, выше, чем второго или третьего.

    • Чем менее доступны данное благо или услуга, тем выше при прочих равных условиях их полезность. Например, вода в пустыне оценивается по полезности очень высоко, а для живу­щего на берегу реки полезность воды менее значима. Произве­дения искусства эпохи Возрождения оцениваются по полезнос­ти выше, чем современные. Природные ресурсы, запасы кото­рых истощаются и не воспроизводятся, новый, уникальный, дефицитный товар будут оцениваться потребителями по полез­ности выше. Последнее, в частности, наблюдалось при появле­нии на белорусском рынке «кока-колы», маргарина «Рама», хот-догов и др. Новизна этих товаров вызвала бурный рост спроса, порожденный высокой оценкой полезности. Но с удов­летворением спроса эффект новизны перестал действовать, и многие потребители вернулись к привычным субститутам (то­варам-заменителям).