logo
Эк теория Новиковой учебник

5.3. Отраслевое рыночное равновесие

  • Потребители (покупатели) взаимодействуют на рынке с про­изводителями (продавцами), и каждый из них преследует свои интересы. Результатом взаимодействия является конкретная рыночная ситуация. При анализе рыночных ситуаций мы бу­дем опираться на постулаты рациональности субъектов рынка и рыночного равновесия. Постулат рациональности означает, что все экономические субъекты — и потребители, и произво­дители — на рынке действуют таким образом, чтобы максими­зировать свои полезности и прибыли. (Об этом речь пойдет в следующей главе.) Постулат рыночного равновесия означает, что цены и объемы продаж на рынке будут изменяться до тех пор, пока величины предложения и спроса не уравняются. Дан­ные постулаты не абсолютны, из каждого можно найти исклю­чения, но в большинстве случаев принципы рациональности экономических субъектов и рыночного равновесия не противо­речат реальности.

  • Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения (рис. 5.12). В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Яе при равновесной цене Ре. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равно­весия.

  • О, О

  • Рис. 5.12. Рыночное равновесие

  • Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соот­ветственно изменяется и положение точки равновесия. Кроме того, на рынке практически всегда существует не одна цена, а набор цен на один и тот же товар, с большим или меньшим разбросом: один и тот же товар продается на географически раз­ных рынках за различную цену, в разные моменты времени це­на товара разная, продавцы могут варьировать цену в зависи­мости от того, кто у них покупает товар, аналогичным образом могут поступать и покупатели — все эти и многие другие при­чины позволяют говорить о точке статичного равновесия лишь как об абстракции. Однако в научных целях такая абстракция весьма полезна, она позволяет более или менее адекватно опи­сать рыночную ситуацию и получить приемлемые выводы на основе анализа. В принципе же рынку присуще динамичное, а не статичное равновесие, т.е. постоянные изменения и при­способления цен и объемов продаж.

  • Математически точку рыночного равновесия можно найти, решив систему из двух уравнений (Яв = f2(P) и Яо = f1(P)) с дву­мя неизвестными ((} и Р).

  • В данном случае рассматривается рынок одного товара, поэ­тому равновесие называется частичным, или отраслевым ры­ночным равновесием. Поскольку в экономике рынки всех благ и ресурсов взаимосвязаны, то анализируется также ситуация общего равновесия, когда в состоянии равновесия находятся все рынки в экономике.

  • В состоянии равновесия ни у покупателей, ни у продавцов нет стимулов к изменению своего поведения, т.е. изменению ве­личины спроса или предложения. Действительно, все потреби­тели, готовые заплатить за единицу товара цену Ре или выше, могут купить этот товар, для остальных покупателей он оста­нется слишком дорогим. Одновременно продавцы, которые в состоянии поставить на рынок товар по цене Ре или дешевле, смогут найти своего покупателя, а прочие, менее эффективные производители, будут вынуждены уйти с рынка. Для потреби­телей, желающих купить товар дешевле рыночной цены, не найдется продавца; для продавцов, желающих продать товар дороже рыночной цены, не найдется покупателя.

  • Вопрос о том, как устанавливается рыночное равновесие, весьма сложен. Допустим, производители пожелали назначить за свой товар цену Рг (рис. 5.13). По такой цене в соответствии с функцией предложения они смогут поставить на рынок товар в количестве С">2 (точка 2). Однако по такой высокой цене поку­патели захотят и смогут купить лишь количество Я\ товара (в соответствии с точкой 1 на кривой спроса). На рынке возник­нет излишек товара в количестве Я2~Я\- Конкуренция между продавцами заставит их снизить цену, чтобы продать свой то­вар. Рыночная цена начнет опускаться, а те продавцы, которые будут неспособны снизить цену до величины Ре, уйдут с рынка. Напротив, если по какой-то причине рыночная цена упадет до

  • уровня Р2, то по такой низкой цене потребители предъявят спрос в количестве ф2 (точка 4). Но производители смогут пред­ложить только небольшое количество товара Я1 (точка 3), и на рынке возникнет дефицит товара, в результате конкуренции между покупателями цены поднимутся до уровня Ре.

  • Р

  • Р,

  • Р. Р2

  • Неоднозначен сам процесс поиска рынком точки равнове­сия: торгуются ли рыночные субъекты между собой, ориенти­руются ли они на существующие цены или на цены в какой-то прошлый промежуток времени, являются ли рыночные колеба­ния затухающими или нет? Можно привести примеры ситуа­ций, когда точка равновесия так и не достигается.

  • На вариантах а рис. 5.14—5.16 изображены кривые спроса и предложения, на вариантах б — колебания цены и объема производства с течением времени t. Допустим, в какой-то на­чальный момент времени величина спроса не совпадает с вели­чиной предложения.

  • В первом случае (рис. 5.14) на рынке изначально будет наб­людаться излишек товара (величина предложения больше ве­личины спроса). Тогда в следующий временной период про­изводители из-за снижения цены сократят объемы производ­ства товара. По более низкой цене потребители купят больше товаров, а превышение спроса над предложением (товарный де­фицит) подтолкнет цену вверх, и так далее с затухающей ам­плитудой. Колебания рыночных цен и объемов производства будут гаснуть, пока рынок не придет в состояние равновесия.

  • Во втором случае отклонение от равновесия будет увеличи­ваться (рис. 5.15).

  • В третьем случае (рис. 5.16) статичное равновесие также не наступит, а будут наблюдаться циклические колебания с посто­янной амплитудой.

  • во

  • а) б)

    Рис. 5.14. Затухающие колебания цены и объема производства на рынке

  • во

  • а) б)

  • Рис. 5.15. Возрастающие колебания цены и объема производства на рынке

  • во

  • О

  • а) б)

  • Рис. 5.16. Постоянные колебания цены и объема производства на рынке

  • Представленный процесс установления рыночного равнове­сия называется паутинообразной моделью. Как следует из рис. 5.14—5.16, развитие ситуации по каждому из трех сцена­риев зависит от наклонов кривых спроса и предложения. (Более подробно о свойствах функций спроса и предложения будет рас­сказано в следующей главе.) По-видимому, развитие рыночной ситуации наиболее часто происходит по первому варианту (гас­нущие колебания), если не вмешиваются внешние силы. Одна­ко и ситуация циклических колебаний также не редкость, в частности, для рынков продовольственных товаров с малым сроком хранения: сельскохозяйственные товаропроизводители выращивают большой урожай овощей, в результате чего цены на них сильно падают, и на следующий год товаропроизводите­ли решают сократить объем производства, в результате чего це­ны растут.

  • ШРассмотренная выше теория спроса, предложения и рыночного рав­новесия разработана классиком экономической науки английским экономистом Альфредом Маршаллом (1842—1924). Традиционно его подход сравнивается с подходом другого выдающегося экономиста, фран­цузского ученого Леона Вальраса (1834—1910).

  • Концепция Вальраса формировалась в рамках теории общего экономи­ческого равновесия (т.е. в масштабах всей экономики), а не частичного равно­весия (в масштабах отдельных рынков), как концепция Маршалла. В ней ис­следуются ситуации обмена товаров друг на друга, а не на деньги. Например: на рынке имеются два субъекта, один из которых владеет некоторым количе­ством товара А, а другой — некоторым количеством товара В. Данные субъек­ты вступают в сделку обмена, и цена одного товара при этом выражается в еди­ницах другого товара.

  • Особенностью модели Вальраса является и то, что экономические субъек­ты не собираются обменивать весь имеющийся у них товар на другой товар, а предпочитают обменять лишь часть, причем объем этой части зависит от пропорций обмена, или цен. Наличное количество товара не равно величи­не предложения данного товара. В модель Маршалла, напротив, заложены ус­ловия полностью рыночного хозяйства, когда весь произведенный товар про­дается на рынке и наличное количество товара совпадает с его предложением.

    1. На рис. 5.17а кроме кривой спроса на товар А изображена также кривая на­личного количества товара В, которая показывает, какое максимальное коли-

    На рис. 5.17 приведены кривые спроса на товары А и 8. Формальным отли­чием модели Вальраса является изображение количества, как зависимой пе­ременной, по вертикальной оси, а цены, как независимой переменной, — по го­ризонтальной (в модели Маршалла — наоборот).

  • чество товара 6 можно обменять на товар А, или какое максимальное количе­ство товара А можно купить. В модели Маршалла обе кривые совпадают, так как продается и покупается весь объем товара.

  • Еще одно отличие модели Вальраса состоит в том, что кривые спроса всег­да касаются оси координат, поскольку допускается, что при определенных це­нах величина спроса на товар может равняться нулю, т.е. обмен совершаться не будет. Цена товара А, выраженная в единицах товара 6, обратно пропорцио­нальна цене товара 8, выраженной в единицах товара А.

  • В модели рассматриваются рынки двух товаров, и равновесие может уста­новиться лишь одновременно на обоих рынках. В этом суть принципа общего экономического равновесия: равновесие на рынке отдельного товара может наступить только в том случае, если существует равновесие на рынках всех то­варов в экономике.

  • Значимым моментом для модели Вальраса является следующая зависи­мость: если в экономике есть только два товара и осуществляется обмен этими товарами, то кривая спроса на товар А будет вытекать из кривой предложения товара 8, и наоборот. Если субъект желает обменять имеющийся у него товар 8 на товар/А, то его спрос на товар А является пропорциональным его предложе­нию товара 8 по каждой из цен обмена. Площади прямоугольников ОХР1Л/в0 и О-[вУР-[яа0 должны быть равны.

  • Несколько отличаются кривые предложения на рынке товаров А и 8 (рис. 5.18). На рынке товара А она восходящая (имеет положительный наклон), а товара 8 — нисходящая (имеет отрицательный наклон). Поэтому если на рынке товара А равновесие устанавливается путем разнонаправленного дви­жения (навстречу друг другу) спроса и предложения, тона рынке товара 8 име­ет место однонаправленное движение спроса и предложения, но с разными скоростями, в результате чего точка равновесия может быть найдена.

  • а) б)

  • Рис. 5.18. Кривые спроса и предложения на рынках товаров А и 8

  • Рыночное равновесие по Вальрасу для двух товаров устанавливается сле­дующим образом: необходимо и достаточно, чтобы величина спроса (Вальрас употреблял термин «действительный спрос») на каждый из двух товаров бы­ла равна величине его предложения. Если этого нет, то для достижения равно­весной цены требуется повышение цены на товар, величина спроса на который выше величины предложения, и снижение цены на товар, величина предложе­ния на который больше величины спроса.

  • Сравнение процессов установления рыночного равновесия по Вальрасу и Маршаллу позволяет заметить их основное отличие: подход Вальраса осно­ван на изменении цен, которое регулирует дисбаланс величин спроса и пред­ложения, подход же Маршалла основан на изменении величин спроса и пред-

  • КеИ5И1%ТОВ8Ра ДЛЯ УРавновешивания цены спроса и цены предложения

  • Рис. 5.19. Процедура установления рыночного равновесия:

  • а) по Вальрасу;

  • б) по Маршаллу

    1. Р

    1. 0

    1. Рис. 5.20. Непересекающиеся кривые спроса и предложения

    Установление рыночного равновесия не всегда возможно и уж тем более неоднозначно для различных ситуаций. Прежде всего, возникает вопрос: а обязательно ли должны кривые спро­са и предложения пересекаться? На рис. 5.20 отражены случаи непересекающихся кривых, исключающие установление како­го-либо рыночного равновесия.

  • цена, которую готовы заплатить потребители, ниже цены, за которую его могут продать производители. Существование та­кого рынка невозможно. До недавних пор не было рынка кос­мического туризма, так как очень высокие цены на полет были не по карману потенциальным туристам. Однако уже появи­лись первые космические путешественники, и список желаю­щих слетать в космос растет. К примерам этого ряда можно от­нести развитие рынков новых товаров — продуктов новых тех­нологий: пока массовый спрос на товар не развился, а серийное производство не наладилось, издержки высоки. Предприятия, осваивающие новые товары, могут какое-то время осознанно нести убытки, если ожидают, что в будущем данный рынок ра­зовьется. Свою роль могут сыграть и государственные дотации, позволяющие увеличить либо предложение (дотации произво­дителям), либо спрос (дотации потребителям).

  • Другой проблемой теории рынка является существование более чем одной точки равновесия (рис. 5.21а). Если кривые спроса или предложения меняют наклон с положительного на отрицательный (или наоборот), они могут иметь более одной точки пересечения. Но возможна и такая ситуация, когда кри­вые спроса и предложения совпадают на продолжении некото­рого отрезка (рис. 5.216). В таком случае координаты точки равновесия определить невозможно, вариантов множество, и го­ворят о неопределенности рыночного равновесия.