5.3. Отраслевое рыночное равновесие
Потребители (покупатели) взаимодействуют на рынке с производителями (продавцами), и каждый из них преследует свои интересы. Результатом взаимодействия является конкретная рыночная ситуация. При анализе рыночных ситуаций мы будем опираться на постулаты рациональности субъектов рынка и рыночного равновесия. Постулат рациональности означает, что все экономические субъекты — и потребители, и производители — на рынке действуют таким образом, чтобы максимизировать свои полезности и прибыли. (Об этом речь пойдет в следующей главе.) Постулат рыночного равновесия означает, что цены и объемы продаж на рынке будут изменяться до тех пор, пока величины предложения и спроса не уравняются. Данные постулаты не абсолютны, из каждого можно найти исключения, но в большинстве случаев принципы рациональности экономических субъектов и рыночного равновесия не противоречат реальности.
Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения (рис. 5.12). В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесного объема производства Яе при равновесной цене Ре. Эта точка пересечения кривых спроса и предложения называется точкой статичного рыночного равновесия.
О, О
Рис. 5.12. Рыночное равновесие
Спрос и предложение на рынке постоянно колеблются, соответственно изменяется и положение точки равновесия. Кроме того, на рынке практически всегда существует не одна цена, а набор цен на один и тот же товар, с большим или меньшим разбросом: один и тот же товар продается на географически разных рынках за различную цену, в разные моменты времени цена товара разная, продавцы могут варьировать цену в зависимости от того, кто у них покупает товар, аналогичным образом могут поступать и покупатели — все эти и многие другие причины позволяют говорить о точке статичного равновесия лишь как об абстракции. Однако в научных целях такая абстракция весьма полезна, она позволяет более или менее адекватно описать рыночную ситуацию и получить приемлемые выводы на основе анализа. В принципе же рынку присуще динамичное, а не статичное равновесие, т.е. постоянные изменения и приспособления цен и объемов продаж.
Математически точку рыночного равновесия можно найти, решив систему из двух уравнений (Яв = f2(P) и Яо = f1(P)) с двумя неизвестными ((} и Р).
В данном случае рассматривается рынок одного товара, поэтому равновесие называется частичным, или отраслевым рыночным равновесием. Поскольку в экономике рынки всех благ и ресурсов взаимосвязаны, то анализируется также ситуация общего равновесия, когда в состоянии равновесия находятся все рынки в экономике.
В состоянии равновесия ни у покупателей, ни у продавцов нет стимулов к изменению своего поведения, т.е. изменению величины спроса или предложения. Действительно, все потребители, готовые заплатить за единицу товара цену Ре или выше, могут купить этот товар, для остальных покупателей он останется слишком дорогим. Одновременно продавцы, которые в состоянии поставить на рынок товар по цене Ре или дешевле, смогут найти своего покупателя, а прочие, менее эффективные производители, будут вынуждены уйти с рынка. Для потребителей, желающих купить товар дешевле рыночной цены, не найдется продавца; для продавцов, желающих продать товар дороже рыночной цены, не найдется покупателя.
Вопрос о том, как устанавливается рыночное равновесие, весьма сложен. Допустим, производители пожелали назначить за свой товар цену Рг (рис. 5.13). По такой цене в соответствии с функцией предложения они смогут поставить на рынок товар в количестве С">2 (точка 2). Однако по такой высокой цене покупатели захотят и смогут купить лишь количество Я\ товара (в соответствии с точкой 1 на кривой спроса). На рынке возникнет излишек товара в количестве Я2~Я\- Конкуренция между продавцами заставит их снизить цену, чтобы продать свой товар. Рыночная цена начнет опускаться, а те продавцы, которые будут неспособны снизить цену до величины Ре, уйдут с рынка. Напротив, если по какой-то причине рыночная цена упадет до
уровня Р2, то по такой низкой цене потребители предъявят спрос в количестве ф2 (точка 4). Но производители смогут предложить только небольшое количество товара Я1 (точка 3), и на рынке возникнет дефицит товара, в результате конкуренции между покупателями цены поднимутся до уровня Ре.
Р
Р,
Р. Р2
Неоднозначен сам процесс поиска рынком точки равновесия: торгуются ли рыночные субъекты между собой, ориентируются ли они на существующие цены или на цены в какой-то прошлый промежуток времени, являются ли рыночные колебания затухающими или нет? Можно привести примеры ситуаций, когда точка равновесия так и не достигается.
На вариантах а рис. 5.14—5.16 изображены кривые спроса и предложения, на вариантах б — колебания цены и объема производства с течением времени t. Допустим, в какой-то начальный момент времени величина спроса не совпадает с величиной предложения.
В первом случае (рис. 5.14) на рынке изначально будет наблюдаться излишек товара (величина предложения больше величины спроса). Тогда в следующий временной период производители из-за снижения цены сократят объемы производства товара. По более низкой цене потребители купят больше товаров, а превышение спроса над предложением (товарный дефицит) подтолкнет цену вверх, и так далее с затухающей амплитудой. Колебания рыночных цен и объемов производства будут гаснуть, пока рынок не придет в состояние равновесия.
Во втором случае отклонение от равновесия будет увеличиваться (рис. 5.15).
В третьем случае (рис. 5.16) статичное равновесие также не наступит, а будут наблюдаться циклические колебания с постоянной амплитудой.
во
а) б)
Рис. 5.14. Затухающие колебания цены и объема производства на рынке
во
а) б)
Рис. 5.15. Возрастающие колебания цены и объема производства на рынке
во
О
а) б)
Рис. 5.16. Постоянные колебания цены и объема производства на рынке
Представленный процесс установления рыночного равновесия называется паутинообразной моделью. Как следует из рис. 5.14—5.16, развитие ситуации по каждому из трех сценариев зависит от наклонов кривых спроса и предложения. (Более подробно о свойствах функций спроса и предложения будет рассказано в следующей главе.) По-видимому, развитие рыночной ситуации наиболее часто происходит по первому варианту (гаснущие колебания), если не вмешиваются внешние силы. Однако и ситуация циклических колебаний также не редкость, в частности, для рынков продовольственных товаров с малым сроком хранения: сельскохозяйственные товаропроизводители выращивают большой урожай овощей, в результате чего цены на них сильно падают, и на следующий год товаропроизводители решают сократить объем производства, в результате чего цены растут.
ШРассмотренная выше теория спроса, предложения и рыночного равновесия разработана классиком экономической науки английским экономистом Альфредом Маршаллом (1842—1924). Традиционно его подход сравнивается с подходом другого выдающегося экономиста, французского ученого Леона Вальраса (1834—1910).
Концепция Вальраса формировалась в рамках теории общего экономического равновесия (т.е. в масштабах всей экономики), а не частичного равновесия (в масштабах отдельных рынков), как концепция Маршалла. В ней исследуются ситуации обмена товаров друг на друга, а не на деньги. Например: на рынке имеются два субъекта, один из которых владеет некоторым количеством товара А, а другой — некоторым количеством товара В. Данные субъекты вступают в сделку обмена, и цена одного товара при этом выражается в единицах другого товара.
Особенностью модели Вальраса является и то, что экономические субъекты не собираются обменивать весь имеющийся у них товар на другой товар, а предпочитают обменять лишь часть, причем объем этой части зависит от пропорций обмена, или цен. Наличное количество товара не равно величине предложения данного товара. В модель Маршалла, напротив, заложены условия полностью рыночного хозяйства, когда весь произведенный товар продается на рынке и наличное количество товара совпадает с его предложением.
На рис. 5.17а кроме кривой спроса на товар А изображена также кривая наличного количества товара В, которая показывает, какое максимальное коли-
На рис. 5.17 приведены кривые спроса на товары А и 8. Формальным отличием модели Вальраса является изображение количества, как зависимой переменной, по вертикальной оси, а цены, как независимой переменной, — по горизонтальной (в модели Маршалла — наоборот).
чество товара 6 можно обменять на товар А, или какое максимальное количество товара А можно купить. В модели Маршалла обе кривые совпадают, так как продается и покупается весь объем товара.
Еще одно отличие модели Вальраса состоит в том, что кривые спроса всегда касаются оси координат, поскольку допускается, что при определенных ценах величина спроса на товар может равняться нулю, т.е. обмен совершаться не будет. Цена товара А, выраженная в единицах товара 6, обратно пропорциональна цене товара 8, выраженной в единицах товара А.
В модели рассматриваются рынки двух товаров, и равновесие может установиться лишь одновременно на обоих рынках. В этом суть принципа общего экономического равновесия: равновесие на рынке отдельного товара может наступить только в том случае, если существует равновесие на рынках всех товаров в экономике.
Значимым моментом для модели Вальраса является следующая зависимость: если в экономике есть только два товара и осуществляется обмен этими товарами, то кривая спроса на товар А будет вытекать из кривой предложения товара 8, и наоборот. Если субъект желает обменять имеющийся у него товар 8 на товар/А, то его спрос на товар А является пропорциональным его предложению товара 8 по каждой из цен обмена. Площади прямоугольников О1ЛХР1Л/в0 и О-[вУР-[яа0 должны быть равны.
Несколько отличаются кривые предложения на рынке товаров А и 8 (рис. 5.18). На рынке товара А она восходящая (имеет положительный наклон), а товара 8 — нисходящая (имеет отрицательный наклон). Поэтому если на рынке товара А равновесие устанавливается путем разнонаправленного движения (навстречу друг другу) спроса и предложения, тона рынке товара 8 имеет место однонаправленное движение спроса и предложения, но с разными скоростями, в результате чего точка равновесия может быть найдена.
а) б)
Рис. 5.18. Кривые спроса и предложения на рынках товаров А и 8
Рыночное равновесие по Вальрасу для двух товаров устанавливается следующим образом: необходимо и достаточно, чтобы величина спроса (Вальрас употреблял термин «действительный спрос») на каждый из двух товаров была равна величине его предложения. Если этого нет, то для достижения равновесной цены требуется повышение цены на товар, величина спроса на который выше величины предложения, и снижение цены на товар, величина предложения на который больше величины спроса.
Сравнение процессов установления рыночного равновесия по Вальрасу и Маршаллу позволяет заметить их основное отличие: подход Вальраса основан на изменении цен, которое регулирует дисбаланс величин спроса и предложения, подход же Маршалла основан на изменении величин спроса и пред-
КеИ5И1%ТОВ8Ра ДЛЯ УРавновешивания цены спроса и цены предложения
Рис. 5.19. Процедура установления рыночного равновесия:
а) по Вальрасу;
б) по Маршаллу
Р 0 Рис. 5.20. Непересекающиеся кривые спроса и предложения
Установление рыночного равновесия не всегда возможно и уж тем более неоднозначно для различных ситуаций. Прежде всего, возникает вопрос: а обязательно ли должны кривые спроса и предложения пересекаться? На рис. 5.20 отражены случаи непересекающихся кривых, исключающие установление какого-либо рыночного равновесия.
цена, которую готовы заплатить потребители, ниже цены, за которую его могут продать производители. Существование такого рынка невозможно. До недавних пор не было рынка космического туризма, так как очень высокие цены на полет были не по карману потенциальным туристам. Однако уже появились первые космические путешественники, и список желающих слетать в космос растет. К примерам этого ряда можно отнести развитие рынков новых товаров — продуктов новых технологий: пока массовый спрос на товар не развился, а серийное производство не наладилось, издержки высоки. Предприятия, осваивающие новые товары, могут какое-то время осознанно нести убытки, если ожидают, что в будущем данный рынок разовьется. Свою роль могут сыграть и государственные дотации, позволяющие увеличить либо предложение (дотации производителям), либо спрос (дотации потребителям).
Другой проблемой теории рынка является существование более чем одной точки равновесия (рис. 5.21а). Если кривые спроса или предложения меняют наклон с положительного на отрицательный (или наоборот), они могут иметь более одной точки пересечения. Но возможна и такая ситуация, когда кривые спроса и предложения совпадают на продолжении некоторого отрезка (рис. 5.216). В таком случае координаты точки равновесия определить невозможно, вариантов множество, и говорят о неопределенности рыночного равновесия.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические