6.5. Практическое значение анализа эластичности
Определение эластичности спроса и предложения широко используется для анализа рыночных ситуаций, в частности, при исследовании взаимосвязи эластичности спроса и доходов товаропроизводителей. Многих волнует вопрос: если продавцы увеличат цену товара, выручка о-: продажи увеличится или уменьшится? С одной стороны, рост цены положительно влияет на сумму выручки, но с другой — действие закона спроса приводит к снижению величины спроса при росте цены, что отрицательно сказывается на величине выручки продавцов. Какое направление примет результирующая двух данных сил, зависит от эластичности спроса в конкретном интервале изменения цены и количества товара.
Подойдем к проблеме математически. Выручка продавцов — это произведение цены товара и его реализованного количества (или величины спроса):
Л = Р ■ Я = Р ■ £,
где Л — сумма выручки.
Так как величина спроса является функцией от цены (I) = КР)), то выручку можно выразить формулой
Л = Р ■ /(Р),
т.е. как функцию от цены. Функция будет возрастающей, убывающей или постоянной — в зависимости от знака ее первой производной. Производная от выручки определяется следующим образом:
# = (Р/(Р))' = Р'/(Р) + /'(Р)Р = = £ + сШ / <1Р ■ Р = И ■ [1 + (сШ / йР) ■ (Р / £>)] = I) • (1 + Ев/Р).
Первая производная от функции выручки является произведением величины спроса и суммы единицы и коэффициента эластичности спроса по цене. Величина спроса имеет положительное значение, поэтому знак первой производной выручки зависит от значения эластичности спроса. При \Е0/Р\ > 1, или Ео/р < _1 (мы помним, что эластичность спроса обычно отрицательная) первая производная функции выручки от цены имеет отрицательный знак; при \ЕВ/Р\ < 1, или Е0/Р > -1 она имеет положительный знак; при \Е0/Р\ — 1, или Ев/Р = -1 первая производная функции выручки равна нулю.
Другими словами, если на данном отрезке спрос эластичен, то рост цены приведет к снижению общей выручки продавцов, а ее снижение будет сопровождаться увеличением выручки (рис. 6.11).
| | |
| | |
| |
|
Рис. 6.11. Изменение общей суммы выручки при снижении продавцами цены
и эластичном спросе
Геометрически выручка — это площадь прямоугольника, заключенного между уровнем цены и объемом продаж (спроса). Допустим, изначально уровень цены на рынке был Р1; объем продаж равнялся Я1г а равновесие достигалось в точке А (см. рис. 6.11). Сумма выручки продавцов составляла величину, равную площади прямоугольника Р^АЯ^О. Если бы продавцы снизили цену до Р2, величина спроса поднялась бы до £32, а равновесие сместилось в точку В. При этом сумма выручки, изменившись, стала бы выражаться прямоугольником Р2ВО.20, который заметно больше первого. Следовательно, сумма выручки выросла бы при снижении цены. На данном отрезке прямой спрос эластичен (в § 6.1 отмечалось, что на участках прямой, лежащих левее ее середины, функция эластична).
Но представим, что спрос является неэластичным. В этом случае при изменении цены объем продаж изменяется слабее, чем цена, а общая сумма выручки меняется в том же направлении, что и цена (рис. 6.12). При снижении цены с уровня Р1 до Р2 объем продаж увеличивается с до (32, но этого недостаточно, чтобы перекрыть влияние снижения цены. Сумма выручки, выраженная в площадях соответствующих прямоугольников, уменьшается с Р^С^О до Р2В(Э20.
При спросе с единичной эластичностью изменение цен и объемов продаж никак не сказывается на сумме выручки (рис. 6.13). В этом случае последствия изменения цены полностью перекрываются изменением объема продаж. Конечно, для функции спроса, выраженной прямой, участок с единичной эластичностью сводится к точке, но для кривой, выраженной соответствующей степенной функцией, единичная эластичность спроса может наблюдаться на всем протяжении кривой.
Р
Р
Р,
Рг
Р,
Рг 0
ну, меньшую величины налога. Налог распределяется в некоторой пропорции между продавцами и покупателями. Изменяется величина излишка потребителя и производителя. Рассмотрим, что влияет на данные изменения.
То, как распределяется налоговое бремя между производителями и потребителями, зависит от наклонов кривых спроса и предложения. На рис. 6.14 изображены относительно пологая кривая спроса и относительно крутая кривая предложения. Это означает большую степень изменчивости спроса, чем предложения, при изменении цены. В данном случае цена товара растет значительно слабее, чем величина налога, т.е. большая часть налога выплачивается продавцами, а меньшая — потребителями.
Итак, при неэластичном спросе сумма выручки продавцов изменяется в том же направлении, что и цена товара; при эластичном спросе сумма выручки изменяется в направлении, обратном изменению цены товара; при спросе с единичной эластичностью сумма выручки не изменяется при изменении цены и объема продаж.
Продавец, стремящийся к максимизации суммы дохода от реализации продукции, должен оценивать эластичность спроса на продаваемый им товар. При эластичном спросе выгоднее снижать цену, тогда рост объема продаж приведет к увеличению выручки. Если спрос неэластичен, продавцу выгоднее увеличивать цену, тогда снижение объема продаж будет менее значительным и сумма выручки возрастет. Конечно, сумма выручки — не единственный показатель, интересующий продавца, в следующей главе будет показано, что еще важнее для него прибыль.
Рассмотрим далее влияние параметров кривых спроса и предложения на излишки потребителя и производителя, а также на распределение налогового бремени. Вспомним пример с налогом с продаж из предыдущей главы (см. рис. 5.31). Если спрос на облагаемый налогом товар не является абсолютно неэластичным, то цена продажи товара увеличивается на величи-
На рис. 6.15 приведена обратная ситуация — относительно крутой график спроса и относительно пологий график предложения. Это означает большую степень изменчивости предложения, чем спроса, при изменении цены. В таком случае большая часть налога перекладывается на потребителей, а не на производителей, так как цена товара вырастает почти на величину налога.
Основные выводы
Единичная эластичность Неэластичное предложение Неэластичный спрос Перекрестная эластичность спроса по цене Совершенно неэластичное предложение
Совершенно неэластичный спрос
Совершенно эластичное
Эластичность спроса по цене — это относительное изменение величины спроса на товар, деленное на относительное изменение цены товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина спроса на товар, если цена товара изменится на один процент (одну долю).
Эластичность предложения по цене — это относительное изменение величины предложения товара, деленное на относительное изменение цены товара. Она показывает, как количественно (на сколько процентов, или на какую долю) изменится величина предложения товара, если цена товара изменится на один процент (одну долю).
В зависимости от величины коэффициента эластичности различают эластичный, неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью. Выделяют также понятия совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.
В зависимости от метода расчета различают точечную эластичность, измеренную в определенной точке кривой, и дуговую эластичность, измеренную на отрезке кривой.
На эластичность спроса влияют наличие товаров-заменителей, доля затрат на приобретение товара в общем объеме потребительских расходов, время, имеющееся у потребителя для приспособления к изменению цены.
Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, как изменится величина спроса на данный товар при изменении цены другого товара.
Эластичность спроса по доходу показывает, как изменится величина спроса при изменении дохода потребителей. Спрос эластичен по доходу для товаров роскоши и неэластичен для товаров первой необходимости.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, имеющееся у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Чем длительнее временной период, тем выше эластичность предложения.
При неэластичном спросе сумма выручки продавцов изменяется в том же направлении, что и цена товара; при эластичном спросе сумма выручки изменяется в направлении, обратном направлению изменения цены товара; при спросе с единичной эластичностью сумма выручки не изменяется при изменении цены и объема продаж.
Основные понятия
Совершенно эластичный спрос
Эластичное предложение Эластичность
Эластичность предложения по цене
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по цене Эластичный спрос предложение
Вопросы для самопроверки
1. В чем различие между дуговой и точечной эластичностью?
Почему спрос на различные товары имеет разную эластичность? Почему предложение различных товаров имеет разную эластичность?
Вспомните классификацию рыночных структур (см. главу 4) и подумайте, для товаров каких типов структур (монополия, совершенная конкуренция, олигополия и т.д.) коэффициент перекрестной эластичности спроса будет максимальным (минимальным)?
Чем отличается показатель наклона кривых спроса и предложения от показателя эластичности данных кривых?
Подумайте, как будет изменяться ваша величина спроса на мороженое, если вы будете становиться все богаче и богаче? Мороженое для вас: а) товар низшей категории; б) предмет первой необходимости; в) предмет роскоши?
Тесты и задачи
Чем больше заменителей имеет товар, тем менее эластичен спрос по цене на него. (Да/Нет).
Если зависимость величины спроса от цены выражена прямой линией, то эластичность спроса на протяжении всего отрезка не изменяется. (Да/Нет).
Спрос на товар является неэластичным, если затраты на его покупку составляют 80 % всех доходов покупателя и у товара много заменителей. (Да/Нет).
4. Если при изменении цены товара общая выручка от его продажи не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности спроса:
а) равен 1; в) больше 1;
б) меньше 1; г) равен нулю.
Спрос на рынке описывается уравнением QD = 100 - 2Р. Нарисуйте кривую спроса и определите на ней эластичный и неэластичный участки спроса.
Спрос на рынке описывается уравнением QD = 200 - 4Р. Рассчитайте точечную и дуговую эластичность спроса на любом участке кривой.
Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями:
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические