logo
Эк теория Новиковой учебник

2006 (Прогноз)

2005

2004

2002 2003

2001

Год (на 1 января)

Рис. 72.3. Государственный внешний и внутренний долг в Республике Беларусь, % к ВВП: ■ внутренний долг И внешний долг

Всего за период 1992—2003 гг., поданным Минфина, Беларусью фак­тически было привлечено иностранных кредитов под гарантии Пра-вительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн дол. США. Заемные средства использовались на закупку технологического оборудо­вания в рамках экспортоориентированных или импортозамещающих проек­тов, а также (частично) для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов финансировались поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сель­ского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивалось сотрудничество и в сфере предоставления ин­жиниринговых и строительных услуг. Ряд реализованных проектов имели соци­альное значение.

В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), Международный валютный фонд (259,94), Европейский

  • банк реконструкции и развития (174,63), Международный банк реконструкции/и i развития (160,75), Чехию (146,58)6. _j

  • Фактически в 2003 г. были профинансированы поставки товаров и услуг на \ сумму 48,83 млн дол. США, что значительно ниже уровня поступлений в тече- ,' ние предыдущих трех лет (в 2000 г. — 152,9, в 2001 г. — 118,2, в 2002 г. — 142,54 млн дол. США). В I квартале 2004 г. фактически привлеченные средства i внешних займов составили 6,363 млн дол. США. \

  • Продолжалась реализация следующих проектов: строительство корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехни­ки РО «Белагросервис» (кредитная линия Германии); реконструкция завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО "Химволокно"» (кре­дит Кувейта); модернизация инфраструктуры в социальной сфере (кредит МБРР); проект финансирования малого и среднего бизнеса (привлечение средств ЕБРР).

  • Снижение поступлений кредитных средств в республику в 2003 г. обуслов­лено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный ком­плекс "Минск"», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и ма­шинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвести­ционных проектов (предложений). Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 г., когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР.

  • В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно пре­вышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предостав­ления Беларуси кредитных линий Эксимбанками Турции и Ирана, консорциу­мом банков АКА под гарантии страхового общества «Гермес».

  • Кроме того, банковскими институтами и фондами России, Австрии, Швей­царии, Бельгии, Чехии, Польши, Венгрии, Сербии, Кувейта, а также междуна­родными организациями — Европейским банком реконструкции и развития и Международным банком реконструкции и развития осуществляется финан­сирование отдельных особо значимых инвестиционных проектов. Лимиты страхования и финансирования торговых операций указанными странами с Беларусью не установлены, что открывает новые возможности для реализа­ции взаимовыгодных инвестиционных проектов.

  • Подписанное 18 сентября 2003 г. в Лондоне соглашение между ЕБРР и «Приорбанк» ОАО предусматривает получение синдицированого кредита в размере 36 млн дол. Объем кредита Европейского банка, выступившего орга­низатором кредита, составит 12 млн дол. США, которые будут поступать в те­чение трех лет. Другая часть в размере 24 млн дол. США за два года должна быть предоставлена синдикатом из шести банков (Российской Федерации, Португалии, Германии и Австрии). Полученные средства предназначены на финансирование проектов предприятий малого и среднего бизнеса негосудар­ственной формы собственности, в том числе на инвестиции в основной и обо­ротный капитал, импорт товаров и услуг.

  • Источники: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. Na 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»; данные Министерства финансов Республики Беларусь

  • Абсолютные размеры бюджетного дефицита и государствен­ного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличива­ется при росте ВНП. Целесообразно использовать относительные показатели задолженности, к которым относятся следующие:

    • показатели, характеризующие долговое бремя в долго­срочном периоде, т.е. степень зависимости национальной эко­номики от прошлого притока иностранного капитала: а) отноше­ние долга к ВНП, б) отношение долга к экспорту товаров и услуг;

    • показатели потока, в прямой зависимости от величины которых находится потребность в краткосрочной корректиров­ке внешнеторговой и валютной политики, что обусловлено уравновешиванием платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга): а) отношение суммы обслуживания дол­га к ВНП, б) отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг.

    1. Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение ВНП к численности населения страны и отношение долга к чи­сленности населения.

    2. По показателям, используемым международными финансо­выми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем за-кредитованности.

    3. В 2004 г. отношение внешнего долга Беларуси к ВВП не пре­высило 4,3 % (максимально допустимый показатель по методике МВФ — 50 %); отношение платежей по обслуживанию и погаше­нию внешних займов к объему экспорта товаров и услуг составило 1,7 % (норматив — до 30 %); отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг — 6,4 % (норматив — не более 27,5 %).

    4. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда воз­никает дефицит госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. При избытке бюджета, напротив, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

    5. У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьезные социально-экономические последствия.

    6. ♦ Рост государственного долга способен сократить запас ка­питала в экономике. Тот, кто владеет государственными бума­гами, вместо них мог бы вложить средства в покупку акций предприятий или предоставление кредитов, финансируя тем самым инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то нали-

    1. чие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением за­пасов акционерного капитала уменьшаются и возможности вы­пуска продукции по сравнению с потенциальными. А это озна­чает, что наличие бюджетного дефицита приводит к сниже­нию уровня жизни в будущем. В промышленно развитых стра­нах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опас­ность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефи­цита полной занятости вытесняет частные инвестиции в резу­льтате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для госу­дарственных расходов, и тем меньше величина средств, доступ­ных для финансирования инвестиций. Рост реальной процент­ной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвести­ций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.

    • Процентные платежи по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выпла­чивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бре­мени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогообложения отрицате­льно влияет на эффективность распределения ресурсов в эко­номике. Так же, как подоходные налоги снижают само желание работать, налоги, увеличенные с целью выплаты процентов по долгу, отзываются сокращением выпуска продукции. Кроме того, правительство может столкнуться с политическими ос­ложнениями. Возникает порочный круг: если долг велик, то и процентные выплаты по нему велики, однако именно из-за вы­соких процентных платежей правительству приходится прибе­гать к новым займам, чтобы выплачивать старые, а это означа­ет дальнейшее нарастание долга.

    • Использование такого источника финансирования дефи­цита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счете может привести к инфляции — еще одной причине беспокойства по поводу существования дефицита. Однако между государствен­ным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнитель­ного количества денег не существует автоматической связи. Правительство, имея дефицит госбюджета, еще достаточно дол­го не ощущает тяжести проблем, а небольшой дефицит спосо­бен сохраняться практически постоянно. В этом случае величи­на государственного долга относительно объема ВНП может да­же уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита госбюд­жета. Секрет в том, что в экономике с устойчивым ростом дохо­дов долг может расти, не выходя за пределы допустимых гра­ниц. И только тогда, когда дефицит становится настолько ве­лик, что рост долга ведет к значительному опережению роста доходов, экономика сталкивается с реальными трудностями. Действительно серьезной проблемой является именно продол­жительный и значительный дефицит госбюджета, поскольку для его финансирования, как правило, приходится прибегать к инфляционной денежной эмиссии.

    1. Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюдже­та — одна из наиболее важных и острых. Как следствие нега­тивных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обра­щение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает воз­можности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

      Дефицит республиканского бюджета на 2005 г. сформировался в раз­мере 910 млрд руб., или 1,5 % ВВП, что соответствует параметрам Программы социально-экономического развития Республики Бела­русь на 2001—2005 гг. В 2005 г., как и годом раньше, не предполагалось привлекать к финансиро­ванию дефицита бюджета кредиты Национального банка.

    2. Внутренние источники финансирования дефицита бюджета составляли 386,3 млрд руб. Положительное сальдо внутреннего финансирования образо­валось в основном за счет размещения государственных ценных бумаг (278,0 млрд руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд руб.).

    3. По внешним источникам финансирования дефицита бюджета погашение кредитов международных финансовых организаций превышало привлечение на 13,7 млн дол. США, или в эквиваленте 30,7 млрд руб. Погашение кредитов правительств иностранных государств (при отсутствии их привлечения) соста­вило 70,3 млн дол. США, что эквивалентно 157,5 млрд руб. и включает в основ­ном погашение ранее предоставленных кредитов Российской Федерации, США и ФРГ. С учетом предполагаемого привлечения прочих источников внеш­него финансирования в размере около 318 млн дол. США (711,9 млрд руб.) в целом внешнее финансирование дефицита бюджета составляло в эквива­ленте 523,7 млрд руб.

    4. Источник: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»

    5. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управ­ления государственным долгом является основным инструмен­том экономической политики государства.

    6. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю поли­тику. От размера государственного бюджета, состава и соотно­шения его доходов зависят реализация программ экономичес­кого и социального развития, устойчивость финансового поло­жения страны. Бюджет может активно влиять на экономичес­кую активность, инвестиционную политику, структуру эконо­мики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в един­стве и взаимосвязи и обеспечивают проведение единой бюджет­ной политики государства.

    7. Для эффективного проведения бюджетной политики в облас­ти выработки и реализации подходов к формированию доходных источников необходимы: а) совершенствование налоговой поли­тики; б) сокращение налоговой нагрузки; в) максимальное ис­пользование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и (по возможности) снизить налоговое давление на экономику, ограничив его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

    8. Основные выводы

    1. С возникновением государства устанавливаются опреде­ленные отношения по поводу распределения и перераспределе­ния создаваемых экономических благ между производителями и домашними хозяйствами с одной стороны и государством — с другой. Финансы являются инструментом государственного регулирования экономики и одновременно составляют систему денежных отношений, существующих между различными субъ­ектами в связи с образованием и использованием фондов денеж­ных средств. Следует помнить: финансы — это не деньги!

    2. Финансовые отношения, которые имеют определенную систему организации, способы формирования и использования фондов денежных средств и осуществляются через соответству­ющие учреждения и рынки, образуют финансовую систему.

    1. ' Финансовая система подразделяется на взаимосвязанные под­системы, которые обеспечивают формирование и использова­ние финансовых ресурсов у государства (государственные, или централизованные, финансы), хозяйствующих субъектов и на­селения (частные, или децентрализованные, финансы). В со­став государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, госу­дарственное страхование.

    2. 3. Государственный бюджет является основным финансо- вым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ре- сурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом обусловливает его определяющее место в перераспределении национального дохо­да, главенствующее положение в финансовой системе. Важней­шими в построении бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Расходная часть бюджета от­личается разнообразием, но в большинстве стран предназначе­на для финансирования общегосударственных программ (ин­вестиционных, экономических), развития производственной и социальной инфраструктуры и др. Среди государственных до­ходов наиболее распространенной формой являются налоги.

    1. Налоги — экономическая категория, исторически связан­ная с появлением, существованием и функционированием госу­дарства. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, перераспределительной, регулирую­щей и стимулирующей. Под налоговой системой понимается построенная на четко сформулированных принципах налогооб­ложения совокупность действующих в данном государстве на­логов, законодательно установленных и взимаемых уполномо­ченными органами государственной власти. Общими в построе­нии налоговых систем являются принципы справедливости, простоты и дешевизны налогов (согласно определению А. Сми­та). В соответствии с этими принципами современные налого­вые системы используют различные виды налогов.

    1. Если расходы государства превышают его доходы, то об­разуется бюджетный дефицит. Различают циклический и струк­турный виды бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате цик­лических колебаний совокупного дохода, под действием встро­енных стабилизаторов экономики. Недискреционная фискаль­ная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста ВНП и сокращение их поступлений во время спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменени­ем величин государственных расходов, налогов и сальдо гос­бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Ее следствием является структурный дефицит гос­бюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налого­обложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и струк­турным дефицитом. Бюджетный дефицит может финансиро­ваться за счет кредитно-денежной эмиссии, увеличения налого­вых поступлений в госбюджет, государственного заимствования.

    1. Щ

    2. 6. Бюджетные дефициты порождают государственный долг, Государственный долг увеличивается с возникновением дефи-цита госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налого­вых поступлений. Напротив, при избытке бюджета превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с! населением, т.е. погасить свой долг. Различают внутренний и внешний государственный долг. Наиболее обременительным яв* ляется внешний долг, поскольку страна вынуждена покрывать его и проценты по нему за счет экспорта товаров, сырья, услуг,; золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпуска зай« мов либо за счет роста налогов; последнее обременительно для населения и негативно влияет на активность работающих.

      1. Бюджетный дефицит Внешний государственный долг

      2. Внутренний государствен­ный долг

      3. Встроенный (автоматичес­кий) стабилизатор Государственные финансы Государственный бюджет Государственный долг Государственный кредит Дискреционная фискальная политика

      Основные понятия

    3. Консолидированный бюджет Налоги

    4. Налоговая система Недискреционная фискальная политика

    5. Структурный бюджетный дефицит

    6. Финансовая система Финансовый механизм Финансы

    7. Фискальная политика Циклический бюджетный дефицит

    8. Вопросы для самопроверки

    1. Каковы содержание и функции финансов с позиций нор мативной и позитивной теории? Какое место занимают финан сы в экономической системе?

    2. Что такое финансовая система? В чем состоят различия в подходах к определению понятия «финансовая система»?

    3. Охарактеризуйте понятие «государственный бюджет». Как проявляются распределительная и контролирующая функ­ции бюджета? Для каких целей создаются целевые бюджетные и внебюджетные фонды?

    4. Перечислите основные классификации расходов государ­ственного бюджета. Охарактеризуйте основные принципы рас­ходования бюджетных средств в Республике Беларусь.

    1. Что представляет собой налоговая система? Какая налого­вая система считается оптимальной? Можно ли говорить о су­ществовании оптимальной налоговой системы?

    2. Объясните, почему увеличение налоговой ставки способ­ствует сокращению бюджетного дефицита, даже если при этом оно понижает уровень доходов.

    3. Обсудите причины возникновения бюджетного дефицита в Республике Беларусь в 1990-х гг. Каким был данный дефи­цит — структурным или циклическим? Обсудите возможные пути устранения бюджетного дефицита в республике.

    4. По каким причинам государственный долг может расти? Почему наличие государственного долга может быть бременем для экономики?

    1. Задачи и тесты

    2. 1. Дефицит государственного бюджета — это:

    3. а) превышение доходов государства над его расходами;

    4. б) увеличение расходов государства;

    5. в) превышение расходов государства над его доходами;

    6. г) уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

    7. 2. Дефицит государственного бюджета может финансиро- ваться за счет:

    8. а) перераспределения прав собственности;

    9. б) продажи золотовалютных резервов;

    10. в) эмиссии денег и государственных ценных бумаг;

    11. г) все ответы неверны.

    12. 3. К встроенным или автоматическим стабилизаторам отно- сятся:

    13. а) расходы по обслуживанию государственного долга;

    14. б) подоходные налоги и пособия по безработице;

    15. в) расходы на охрану и защиту природной среды;

    16. г) таможенные акцизы и пошлины.

    17. 4. Структурный дефицит государственного бюджета пред ставляет собой разность между:

    18. а) текущими государственными расходами и доходами;

    19. б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в услови ях полной занятости;

    20. в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по госу дарственному долгу;

    21. г) текущими государственными расходами и доходами, кото рые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.