13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
На рубеже XX—XXI вв. мировая цивилизация столкнулась с достаточно сложными процессами, которые были связаны с принципиальными переменами в экономической и социальной среде в глобальном масштабе, что вызвало изменения в расстановке сил, сферах влияния и борьбу за них. Этот тектонический сдвиг в мировой экономике соразмерен процессам более чем 800-летней давности, когда в Западной Европе происходило становление рыночной экономики, способствовавшей централизации власти, формированию национальных государств и созданию предпосылок для последующего экономического роста. По оценкам западных экспертов, развитие событий в ближайшие 50 лет будет определяться действием интеграционных сил, которые через регионализацию приведут к глобализации. Страны, не участвующие в этом процессе, останутся на обочине истории, в стороне от новой индустриальной пострыночной цивилизации. Таким образом, глобализация представляется первым и главным вызовом XXI в., она обусловливает и усиливает противоречия мировой экономики.
Глобализация — это объективный процесс втягивания всего мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных рыночных и нерыночных хозяйств, в рыночные отношения и тесное переплетение их экономик, создание единой мировой рыночной экономики с адекватной инфраструктурой. Сегодня мировая экономика, как отмечалось выше, представляет собой совокупность национальных экономик, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономическими и политическими взаимосвязями. Она формируется как единый организм. Иначе говоря, сегодня идут те же процессы, что и 800 лет назад, когда складывались рыночные государственно оформленные экономики.
В начале XXI в. данные процессы характеризуются следующими феноменами:
интеграцией информационного и финансового пространства;
интеграцией рынков и производственных систем в глобальном масштабе;
использованием высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, что в конечном итоге изменяет образ жизни людей и их мышление;
опережающим развитием информационных, телекоммуникационных технологий и средств транспорта, которые обеспечивают интеграционные процессы;
переносом центра тяжести в мировой макроструктуре (сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг) на сферу услуг, что обусловлено повышением роли образования и качества человеческого капитала в экономическом развитии, использованием науки в производстве.
Последствием глобализации становится постепенное отрицание национального суверенитета государств, остававшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Этот процесс означает формирование единого мирового хозяйства и его новой структуры. Уже сегодня мировая экономика предстает не только в виде простой суммы национальных хозяйств, но и как реально существующая геоэкономика, т.е. мироцелостная экономическая система, единицами которой наряду с национальными государствами являются новые субъекты — транснациональные корпорации (ТНК), международные (межнациональные) компании (МНК), их альянсы, региональные группировки и международные организации, которые связаны определенными взаимоотношениями.
Процесс глобализации мировой экономики идет главным образом по двум направлениям: а) через транснационализацию; б) через регионализацию, или региональную экономическую интеграцию, стран.
Транснационализация — это процесс формирования транснациональных корпораций и их расширения.
Транснациональная корпорация — это компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, и чаще всего в нескольких странах, где она имеет сеть отделений, филиалов и предприятий. Транснационализация осуществляется главным образом через инвестиции, прежде всего прямые иностранные инвестиции (ПИИ), о которых говорилось выше. О степени транснационализации компании судят по доле а) зарубежных активов в суммарном объеме ее активов, б) продаж за рубежом в общем объеме ее продаж, в) численности ее работников в зарубежных филиалах в общей численности занятых в компании.
Наряду с вышеприведенными показателями и на их основании рассчитывается индекс транснациональности компаний, представляющий собой среднюю величину следующих соотношений:
зарубежных активов и суммарного объема активов;
зарубежных продаж и общего объема продаж;
• численности работников за границей и общего числа занятых7.
На основе этих индексов устанавливается рейтинг компаний.
В последнее годы стал актуален индекс транснациональности принимающих экономик (стран). Он рассчитывается как среднее следующих показателей:
• притока ПИИ — как процент от валового капиталообразования за последние три года;
• ПИИ в акции принимающей страны — как процент в ВНП;
добавленной стоимости иностранных филиалов — как процент в ВНП;
численности занятых в иностранных филиалах — как процент от общей численности занятости в стране.
В табл. 13.2 представлены страны, занявшие 1—3-е места в 2000 г. при расчете данного индекса по группам стран (развитые, развивающиеся и страны Центральной и Восточной Европы).
Таблица 13.2
Индекс транснациональности принимающих экономик в 2000 г., %
Развитые страны
Развивающиеся страны
Страны ЦВЕ
Бельгия/Люксембург — 75,6
Гонконг, Китай — 109,8
Венгрия — 25,5
Ирландия — 47,4
Нигерия — 62,8
Эстония — 25
Дания — 36,4
Тринидад и Тобаго — 46,9
Чехия — 24
Источник: World Investment Report. 2003. P. 6.
Сегодня в мировой экономике работают 70 000 ТНК, имеющих 690 000 зарубежных филиалов. В 2004 г. их продажи достигли 9 трлн дол. В зарубежных филиалах ТНК создается 1/10 мирового валового продукта8.
Согласно международной статистике лидерами и в инвестировании, и в получении инвестиций являются развитые страны: 2/3 мировых ПИИ приходится на ПРС (по собственности и размещению). Однако абсолютный объем ПИИ после событий 11 сентября 2001 г. в ПРС стал сокращаться. Например, в 2003 г. приток ПИИ в ПРС упал на 25 % .
В целом с 2001 по 2003 г. приток ПИИ соответственно составил -41,1; -17,0; -17,6 %, отток — -39,2; -17,3; 2,6 %. В 2004 г. отток ПИИ увеличился на 18 %, приток — на 2 %.
Основные тенденции на мировом рынке инвестиций тесно связаны с динамикой мирового производства. Если производство растет, то увеличиваются инвестиции, и наоборот: если растут инвестиции, то развивается и производство. Без инвестиций рост невозможен, особенно в условиях высокотехнологичного производства, которое, как известно, сосредоточено в развитых странах.
Почему растет мировое производство? Что стимулирует его к постоянному развитию? Почему ПИИ идут из одних стран в другие?
Анализ мировой практики за последние десять лет позволил определить основные факторы расширения (экспансии) мирового производства:
политика либерализации в различных странах предполагает открытость национальных рынков ко всем видам ПИИ и готовность к соответствующим соглашениям;
ускоренные технологические изменения с их растущими издержками и рисками заставляют искать способы их снижения. Кроме того, падение цен на транспортные и коммуникационные услуги позволяет размещать производства по всему миру;
сильная конкуренция побуждает фирмы открывать новые пути роста эффективности (например, маркетинговые исследования рынков на ранних стадиях производства), а также разрабатывать всевозможные мероприятия по уменьшению издержек на всех стадиях воспроизводственного процесса, включая слияния и поглощения компаний.
Производство высокотехнологичных товаров сосредоточено в развитых странах, но более высокие темпы его роста наблюдаются в развивающихся странах.
При этом следует отметить, что в мировом производстве падает доля ресурсопотребляющих и добывающих производств, но увеличивается доля нересурсопотребляющих производств.
Растет мировой экспорт продуктов информации и коммуникационных технологий, в последние годы его доля составляла примерно 15 %, высокотехнологичного производства — около 25 %. Доля продукции средне- и низкотехнологичного производства имеет тенденцию к снижению. Первая составляет 20 %, вторая — 15 % (ресурсопотребляющего производства также 15 %).
А что собой представляют товары, связанные с высокими технологиями? В 2002 г. структура продуктов, занимавших десять первых мест в мировом экспорте, была такова:
Продукт Годовые темпы
роста, %
Электронные микрсхемы 18,9
Запасные части и комплектующие для машин по обработке данных 14,3
Цифровые запоминающие устройства, поставляемые отдельно 41,9
Теле- и радиопередатчики, приемники 24,9
Медикаменты 14,5
Запчасти и комплектующие для телекоммуникационных и звукозаписывающих приборов 13,0
Телефонная и телеграфная аппаратура 16,4
Укомплектованные центральные процессоры 14,8
Электрические приборы для замыкания/размыкания электрических цепей 11,8
10. Другое электрооборудование 12,5
Сегодня это наиболее интенсивно растущие мировые рынки.
Регионализация — это направление глобализации, связанное с образованием международных экономических регионов, т.е. устойчивых систем экономических связей между странами, однородных по степени и характеру интернационализации, которое способствует подготовке национальных хозяйств к вхождению в мировую экономику. Она происходит за счет:
а) экономической либерализации внутри региона и протек- ционизма на его границах с целью поддержания совместного экспортоориентированного производства;
б) совместного завоевания рынков третьих стран и совмест- ного присоединения к международным правилам, по которым осуществляются экономические отношения;
в) достижения регионом относительной экономической са- модостаточности в ходе его ориентации на внутрирегиональ- ный рынок, рынки соседних стран (как потенциальных участ- ников интеграции) и рынки развитых стран (как наиболее устойчивых).
Региональная экономическая интеграция (РЭИ) — это объективный процесс экономического взаимодействия стран, ведущий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождаемый заключением интеграционных договоров, согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти.
Примерами региональных интеграционных организаций являются:
в Европе: Европейский союз (ЕС; EU), Центрально-Европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA);
Америке: Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA), Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR), Карибское сообщество и общий рынок (КАРИ-КОМ; CARICOM);
Юго-Восточной Азии: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; APEC), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН; ASEAN), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC);
Африке и на Ближнем Востоке: Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS), Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC), Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ; GCC);
• Евразии: Содружество Независимых Государств (СНГ; CIS), Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Альянс Грузии, Украины, Армении и Молдовы (ГУАМ9), Единое экономическое пространство Беларуси, России, Казахстана и Украины (ЕЭП).
Интеграция происходит на трех взаимосвязанных уровнях.
Микроэкономический уровень интеграции — торгово-экономические отношения и совместное производство экономических субъектов участвующих стран.
По мере развития микроуровня растет несоответствие системы институтов целям развития международных отношений в регионе. В результате развивается институциональный уровень интеграции — национальные институты, институты региональной интеграции и система отношений микро- и макроэкономических субъектов по поводу сближения, гармонизации, унификации, слияния или устранения национальных институтов, создания и поддержания институтов региональной интеграции.
Институты региональной интеграции — это правила и механизмы, обеспечивающие выполнение данных правил, нормы поведения, которые определяют формы и границы инте
грационных отношений (национальные, межгосударственные и наднациональные органы власти и их экономическая политика, финансовые институты, институт собственности, хозяйственное право, договоры между странами и их субъектами и т.д.)- Межгосударственные органы власти — это институты региональной интеграции, решения которых адресуются участвующим государствам. Наднациональные органы власти — институты, решения которых адресуются напрямую субъектам данных государств.
По мере взаимодействия микроэкономического и институционального уровней развивается макроэкономический уровень — взаимодействие агрегированных субъектов, в том числе национальных хозяйств, синхронизация динамики их макроэкономических характеристик, экономическая конвергенция, в результате которых создаются предпосылки для согласования национальных политик и осуществления наднациональной макроэкономической политики.
Такой механизм интеграции закономерен для промышлен-но развитых стран, но не всегда действует в развивающихся или переходных экономиках. В их случае интеграция может инициироваться сверху — со стороны государства, что в условиях отсутствия предпосылок интеграции на микроуровне и нестабильности на макроуровне предопределяет вялотекущий или вообще не развивающийся характер процесса интеграции.
Интеграция связана с подписанием региональных интеграционных соглашений, т.е. международных договоров об устранении барьеров для производства товаров (услуг, финансовых ресурсов, рабочей силы, технологий) и обмена ими, как правило, между соседними государствами, а также о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональных организаций, выступающих в качестве субъектов мировой экономики.
С 1980-х гг. наблюдаются следующие тенденции регионализации:
Рост темпов вовлечения национальных хозяйств в интеграционные процессы. В 1948—1990 гг. Всемирной торговой организацией (ВТО*) зарегистрировано 64, а в 2003 г. — 189 торговых блоков.
Появление су б- и межрегиональной интеграции. Примерами субрегионов в рамках ЭКОВАС являются Западно-Африканское экономическое сообщество, Союз реки Ману, Западно-
Африканский экономический и валютный союз. Межрегиональная интеграция — это сотрудничество блоков на основе подписания соглашений или слияния, например АСЕАН—ЕС, КАРИКОМ—НАФТА, МЕРКОСУР—ЕС, Всеамериканская ЗСТ.
Появление интеграции между развивающимися (или переходными) и промышленно развитыми странами (например, в рамках Евросоюза, НАФТА, АТЭС).
Дифференциация объектов интеграции. Переход а) от торговли к бюджетной, монетарной, валютной, инвестиционной, налоговой, социальной, экологической, научно-технической, информационной, транспортной, сервисной сфере; б) от зоны свободной торговли и таможенного союза к общему рынку и экономическому союзу.
Дифференциация субъектов, инициирующих интеграцию. Передача полномочий от национальных правительств и международных организаций неправительственным субъектам.
Локализация интеграции в трех крупнейших регионах — американском, азиатско-тихоокеанском и евро-афро-арабском с центрами в США, Японии и ЕС.
Со временем СНГ может стать четвертым интеграционным регионом с центром в Российской Федерации. Однако в настоящее время Содружество не является крупнейшим субъектом мировой экономики, сопоставимым с ЕС, НАФТА и АТЭС по уровню экономического развития и глубине внутри- и межрегионального интеграционного взаимодействия (табл. 13.3).
Возникновение интеграции в Западной Евроце началось задолго до подписания интеграционных соглашений. Европа стала колыбелью рыночной экономики и индустриализации, что позволило развиться обрабатывающей промышленности и транспортной инфраструктуре, послужившим основой интеграции. Первыми идеями официального оформления интеграции были создание Соединенных Штатов Европы (1923, инициатор — граф Куденх-гофе-Калерги) и Европейского союза (1929, инициатор — министр иностранных дел Франции А. Бриан). Реализации этих идей помешали националистические настроения, военные конфликты, франко-германское соперничество.
Кризис, последовавший за окончанием второй мировой войны, экспансия СССР в Центральной и Восточной Европе, экономический рост США, усиление экономической взаимозависимости Европы и США, обусловленное союзническими отношениями во время войны, вынудили страны Западной Европы прибегнуть к помощи США (план Маршалла) и одновременно ослабить барьеры в торговле между собой. Началось создание и официальное оформление общей системы защиты Европы от импорта из третьих стран, которую обеспечивали следующие объединения: Организация европейского экономического сотрудничества (1948), Европейский платежный союз (1950), Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское сообщество по атомной энергии (1957), Европейское экономическое сообщество (1958), Европейская ассоциация свободной торговли (1960, позже — «Белая книга», 1985), Единый европейский акт (1985), Маастрихтский договор (1992) и т.п.
Европейский союз — это региональная интеграционная организация 25 европейских государств, возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора как правопреемница Европейского экономического сообщества и прошедшая путь от зоны свободной торговли до экономического, валютного и политического союза.
Интеграция в ЕС развивается одновременно внутрь и вглубь.
Расширение включало пять этапов: 1973 г. — присоединение к «ветеранам» (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды) «новобранцев» Великобритании, Дании и Ирландии; 1981 г. — вхождение Греции; 1986 г. — пополнение за счет Португалии и Испании; 1995 г. — прием Австрии, Финляндии и Швеции; 2004 г. — массовое вступление 10 стран — Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Кипра, Мальты.
Углубление потребовало дифференциации сфер, вовлекаемых в интеграцию: валютной сферы (1950), угольной и сталелитейной промышленности (1951), атомной энергетики (1957), аграрно-промышленного комплекса (1962), экологии (1972), НИОКР (1974), социальной сферы (1988), промышленности (1988), транспорта (1992), макроэкономической политики (1992), правосудия, безопасности, обороны (1992) и т.д. Углубление означало переход от зоны свободной торговли (1958—1967) к таможенному союзу (1968—1976), общему рынку (1985—1992), экономическому, валютному и политическому союзу (с 1993 г. по настоящее время), а также усложнение структуры и функций межгосударственных и наднациональных органов.
Беспрецедентные успехи интеграции в Европе вынудили Америку сделать адекватный шаг.
Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА) — это региональная интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг.
ШСоздание КУФТА и НАФТА стало лишь юридическим оформлением интеграции, развивавшейся с середины XVIII в.„когда Канада решила переориентировать свой экспорт продукции лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности с Великобритании на США и расширила импорт машин, оборудования и автомобилей из США. К1920-м гг. ТНК США доминировали в ведущих отраслях Канады. В 1939 г. здесь действовали 309 компаний с капиталом 187 ТНК из США. В1960—1985 гг. на долю США приходилось ежегодно 75—80 % ПИИ в экономику Канады. В 1957 г. здесь насчитывалось 632 филиала ТНК США, а в 1967 г. — 962. Канадские ТНК тоже инвестировали в экономику США. Так, если в 1960 г. на долю Канады приходилось 2 % ПИИ в экономику США, то в 1985 г. — уже 17 %. Углублению экономических отношений США и Канады способствовали договор о зоне свободной торговли (1854—1886) и договор о свободной торговле автомобилями и запчастями — Автопакт (1965).
С 1986 г. ПИИ из США в Мексику также постепенно росли: в 1987 г. — на 6,3 %, в 1988 г. — на 15,9, в 1989 г. — на 24,3, в 1990 г. — на 32,2 %. К 1994 г. объем накопленных ПИИ из США в Мексику достиг 17 млрд дол. Мексиканские ПИИ в США к 1994 г. составили 2,1 млрд дол., интенсифицировалась производственная кооперация в автомобильной, электротехнической и электронной промышленности.
Источник: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М.: Ill тысячелетие, 2001. С. 289—298
В НАФТА предусмотрены снятие барьеров в движении товаров, капиталов и услуг, защита интеллектуальной собственности, механизм разрешения споров, сотрудничество в сфере транспорта, труда и экологии. Все это свойственно и ЕС, в то же время в НАФТА: а) не планируется переход от зоны свободной тор-
говли к таможенному союзу; б) нет общего трудового, социального, экологического и миграционного права; в) отсутствуют общие фонды для помощи менее развитым странам и регионам, за исключением Северо-Американского банка развития, финансирующего экологические проекты США и Мексики, что связано с развитием макиладорес и грузоперевозок на границе этих стран, а также с переносом старых производств из США в Мексику; г) членом может стать любое государство, поскольку географические рамки и другие критерии, которым должны отвечать страны-кандидаты, не оговариваются.
СО т—
СО
з .го
ШС 1965 г. строительство макиладорес (такНаз, такНас^огев) — пред- приятий с иностранными инвестициями, беспошлинно импортирую- ■ щих части и компоненты и собирающих из них готовые изделия на экс- порт,— превратило Мексику в 13-го экспортера в мире. Более 2 тыс. макиладо- рес сосредоточены в СЭЗ вдоль границы Мексики и США и обеспечивают 50 % экспорта. За 20 лет они перешли от производства одежды и примитивной тех- ники к высокотехнологичным товарам (широкоэкранные телевизоры, компью- теры, компоненты для машиностроения). Однако рост объема производства и экспорта макиладорес прекратился в 2001 г. под воздействием таких факто- ров, как экономический спад в США, увеличение стоимости рабочей силы и других расходов из-за роста курса песо по отношению к доллару, лишение ма- киладорес ряда таможенных и налоговых льгот по Договору о НАФТА. В этих ус- ловиях иностранные компании стали переводить производство в Китай, Вьет-
нам, Гватемалу, в результате чего число макиладорес заметно сократилось.
Семенов В.Л. Макиладорес как форма СЭЗ в Мексике // СЭЗ в Латинской Америке. М., 1996. С. 46—47; Мексиканские Maquiladoras //
Бел. банк. бюл. 2002. № 18. С. 12—14
Беларусь начиная с 1991 г. стала членом четырех объединений (табл. 13.4).
С распадом СССР сохранилось немало предпосылок для интеграции бывших союзных республик на рыночной основе, вместе с тем развитию интеграции препятствуют:
слабая взаимодополняемость экономик стран СНГ из-за высокой доли в их структуре добывающих отраслей, отраслей первичной переработки сырья и низкой доли наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, что обусловливает невысокую степень экономической открытости стран СНГ, сдерживает рост международной кооперации и внутриотраслевой торговли между ними;
относительно низкий уровень благосостояния стран СНГ и, как следствие, небольшой платежеспособный спрос, предъявляемый интегрирующимися сторонами на товары и услуги государств-партнеров;
переходный характер экономики стран СНГ и связанная с этим неразвитость рыночных институтов, которые необходимы для интеграции в реальном секторе экономики, взаимного инвестирования и производственной кооперации (финансовые институты, институт собственности, антимонопольное законодательство);
отсутствие эффективных межгосударственных и наднациональных институтов, имеющих реальные властные полномочия и собственные ресурсы, обладающих действенной системой контроля за выполнением решений, располагающих процедурой разрешения споров, механизмом компенсации потерь и перераспределения выгод интеграции.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические