logo
Эк теория Новиковой учебник

8.3. Формы национального продукта

  • Для измерения национального продукта в СНС используют­ся различные макроэкономические показатели. В первых вари­антах СНС такими показателями были:

    • валовой внутренний продукт (ВВП);

    • валовой национальный продукт (ВНП);

    • национальный доход;

    • чистый национальный продукт (ЧНП).

    1. В СНС, принятой в 1993 г. и используемой в статистике Бе­ларуси в настоящее время, основными макроэкономическими показателями являются:

    • валовой внутренний продукт (ВВП);

    • валовой национальный доход (ВНД);

    • валовой располагаемый доход (ВРД);

    • чистый национальный доход (ЧНД).

    1. Таким образом, в СНС больше не используются показатели валового национального продукта и чистого национального продукта, их сменили показатели валового национального до­хода и чистого национального дохода.

    2. Важнейшим показателем Системы национальных счетов яв­ляется валовой внутренний продукт.

    3. Валовой внутренний продукт представляет собой совокуп­ную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве стра­ны конечной продукции за год.

    4. Это центральный макроэкономический показатель, приме­няемый во всем мире для определения темпов развития про­изводства, характеристики структуры народного хозяйства и установления ряда макроэкономических пропорций. С его по­мощью сопоставляют относительные уровни экономического развития различных стран и регионов мира. Кроме того, ВВП — обобщающий показатель результатов производства товаров и ус­луг. Он измеряет в ценах конечного потребителя стоимость то­варов и услуг, произведенных на экономической территории данной страны за определенный период.

    5. ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, про­изведенных в экономике страны, в том числе и продукции, про­изведенной на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Так, стоимость продукции, произведенной в Белару­си на предприятиях компании «Макдональдс», принадлежа­щей иностранцам, входит в состав белорусского ВВП. Однако прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем Бела­руси, но расположенном в одной из стран СНГ, не включается в состав белорусского ВВП.

    6. Методы исчисления ВВП получили названия соответствен­но процессам, ими отражаемым: производственный — процессу производства; распределительный — процессу распределения; метод конечного использования — процессу использования на­ционального продукта.

    7. ♦ Производственный метод базируется на суммировании стоимости, добавляемой на каждой стадии производства каж­дой конечной продукции или услуги.

    8. Конечный продукт — это товар, который покупается для конечного использования.

    9. Производство товаров и услуг охватывает несколько этапов: на одних предприятиях сырье превращается в промежуточный продукт (узлы, детали, комплектующие), который они продают другим предприятиям — выпускающим готовую продукцию. Следовательно, расчет стоимости каждого вида конечной про­дукции или услуги предполагает суммирование стоимости, до­бавляемой на каждой стадии их производства. Таким образом, общий ВВП определяется как сумма добавленных стоимостей всех производителей страны.

    10. Добавленная стоимость — это стоимость, созданная в про­цессе производства. Она не включает ранее созданную стои­мость потребленного сырья и материалов. Добавленная стои­мость в денежном выражении — это разность между стоимо­стью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплачен­ной другим фирмам за сырье, материалы, комплектующие из­делия, т.е. за промежуточный продукт.

    11. Пример. Предположим, что некий автозавод произвел и реализовал за год автомобилей на сумму 10 млрд руб. Из этой суммы 4 млрд руб. представляют собой стоимость колес, двигателей, стекла, электрооборудования, красок и других товаров, приобретенных для производства. Иными словами, 4 млрд руб. — это стоимость промежуточного продукта, которая вошла в стоимость конечного продукта— автомобиля. Итак:

    12. млрд руб.

    13. Произведено товаров 10

    14. Издержки на закупку факторов производства

    15. (стекло, двигатели, колеса и др.) 4

    16. Итого, добавленная стоимость 6

    17. Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретен­ных для промежуточного потребления, т.е. для дальнейшей пе­реработки или перепродажи.

    18. При определении добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт не учитывается, в расчет принимаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, — конеч­ный продукт.

    19. Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет со­бой стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фир­мы в общую величину стоимости национального продукта. Для того чтобы рассчитать национальный ВВП, необходимо сумми­ровать стоимость, добавленную всеми производителями стра­ны, включая отчисления на амортизацию, так как основные фонды предприятия участвуют в создании новой стоимости производимой продукции. Таким образом, при расчете ВВП производственным методом суммируются добавленные стоимо­сти, произведенные на каждом предприятии, а затем суммиру­ются добавленные стоимости по отраслям производства. (Про­изводством товаров заняты такие отрасли, как промышлен­ность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и другие виды деятельности по производству товаров; производ­ством услуг — транспорт, связь, торговля и общественное пита­ние, банковский сектор, культура, здравоохранение и др.) ВВП, рассчитанный производственным методом, дает представ­ление об отраслевой структуре народного хозяйства.

    20. Величину ВВП можно определить как разность между вы­пуском товаров и услуг в стоимостном выражении в целом по стране и промежуточным потреблением, состоящим из стои­мости товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства.

    21. ВВП, рассчитанный производственным методом, кроме до­бавленных стоимостей включает налоги. В СНС это чистые (без субсидий) налоги на продукты и импорт. Они представляют со­бой разницу между суммой всех налогов на производство и им­порт, уплаченных предприятиями, и субсидиями (некомпенси-руемыми выплатами из государственного бюджета предприя­тиям) на производство и импорт, полученными от государства. К налогам на продукты относятся налоги на добавленную стои­мость, акцизы и другие налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенных товаров и услуг. Налоги на им­порт — это налоги на импортируемые товары и услуги.

    22. ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию. Од­нако часть ее не реализуется на рынках и поэтому с трудом под­дается оценке. Это все виды работ «на себя»: ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа (стирка, уборка, приготовле­ние пищи), все виды самообслуживания и др. Кроме того, на­пример, овощи, приобретенные в магазине, учитываются в ВВП, а выращенные для себя на приусадебном участке — нет.

    23. Что касается «теневой» экономики, объемы которой дости­гают значительных размеров и в разных странах составляют от 3 до 30 % ВВП, то эта часть ВВП подсчитывается приблизи­тельно и образует условно начисленную стоимость. Данное' обстоятельство, а также то, что стоимость многих продуктов и услуг вообще не включается в ВВП, делают этот показатель не совсем достоверным. Однако если погрешность расчета объема ВВП относительно постоянна во времени, то этот показатель вполне можно использовать для сопоставления результатов функционирования национальной экономики за разные годы.

    24. Необходимо также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сдел­ки с уже существующими активами, например с ранее постро­енными (до данного периода) домами, не включаются в ВВП, так как они не являются результатами текущего производства. Однако если дом построен в нынешнем году, его стоимость це­ликом учитывается в ВВП. Поэтому ВВП не включает суммы сделок с «подержанными» вещами.

    25. В 2004 г. стоимость произведенного ВВП Беларуси состави­ла 49 трлн 445 млрд руб., в том числе: производство товаров — 21,4 трлн руб.; производство услуг — 21,6; чистые налоги на продукты — 7,0 трлн руб.

    26. Динамика структуры производства ВВП за годы перехода Беларуси к рыночной экономике представлена в табл. 8.1.

    27. Как видно из данных табл. 8.1, за годы реформ в отраслевой структуре Беларуси произошли значительные изменения. Пре­жде всего это выразилось в значительном увеличении доли услуг в ВВП. Так, если в 1990 г. она составляла 28,5 % , то в 2004 г. — 43,8 % . Следует отметить, однако, что приведенные цифры по­лучены на основе оценки показателей в текущих ценах, и поэ­тому отражают влияние как изменения физического объема производимых товаров и услуг, так и изменений в ценах.

    28. • Распределительный метод расчета ВВП (по источникам доходов) предполагает суммирование доходов, которые получа­ют владельцы факторов производства. При анализе движения доходов принято выделять следующие фазы: образование пер­вичных доходов, их распределение, перераспределение, форми­рование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потреб­ления и сбережений.

    29. Первичные доходы образуются у институциональных еди­ниц (хозяйствующих субъектов) в результате их участия в про­изводстве и от собственности. Эти доходы выступают в форме оплаты труда, доходов от собственности, валовой (чистой) при­были.

    30. Оплата труда представляет собой сумму всех вознагражде­ний в денежной или натуральной форме, выплачиваемых рабо­тодателями работникам. Кроме того, сюда входят доходы вла­дельцев некорпорированных предприятий, получаемые как вознаграждение за их труд.

    31. Доходы от собственности (предпринимательские доходы) включают:

    • рентные доходы, т.е. доходы от передачи прав (на землю, патенты, разработку недр и др.);

    • прибыль от вложения собственного капитала в свои пред­приятия;

    • прибыль корпораций, т.е. доход на капитал (оборудова­ние, здания, патенты) в корпорированном секторе экономики, основанном на акционерной форме собственности;

    • чистый процентный доход, т.е. выплаты фирмам и хозяй­ствам данной страны за предоставленные кредиты.

    1. Валовая (чистая) прибыль — это та часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов на оплату труда работников и уплаты налогов на про­изводство и импорт. Если субъектом хозяйствования является домашнее хозяйство, то вместо понятия «прибыль предприя­тий» используется категория валовой смешанный доход. В нее наряду с прибылью от предпринимательства включается опла­та труда собственника предприятия.

    2. В 2004 г. объем ВВП Беларуси, рассчитанный по доходам, составил 49 трлн 445 млрд руб., в том числе: оплата труда — 21,9 трлн руб.; налоги на производство и импорт — 11,3; субси­дии на производство и импорт — 1,9; валовая прибыль и вало­вой смешанный доход — 18,2 трлн руб.

    3. Разница между всеми первичными доходами, полученными и выплаченными институциональными единицами-резидента­ми, образует сальдо первичных доходов. На уровне националь­ной экономики сальдо первичных доходов может определяться на валовой основе, т.е. до вычета потребления основного капи­тала. В этом случае оно равно валовому национальному дохо­ду (ВНД). Валовой национальный доход отличается от ВВП на величину первичных доходов, полученных от других стран, за вычетом первичных доходов, переданных другим странам.

    4. Отметим, что стоимость продукции, произведенной в Бела­руси на предприятиях компании «Кока-Кола», принадлежа­щей иностранцам, не включается в состав белорусского ВНД. Однако прибыль, полученная на предприятии, принадлежа­щем Беларуси, но расположенном в одной из стран СНГ, вклю­чается в состав белорусского ВНД.

    5. Если сальдо первичных доходов определяется на «чистой» основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала (амор­тизационных отчислений), то оно представляет собой чистый национальный доход.

    6. Чистый национальный доход — это вновь созданная, как правило за год, стоимость, показывающая, что прибавило про­изводство данного года к благосостоянию общества. Иначе гово­ря, это «чистый» заработанный доход общества.

    7. Первичные доходы распределяются и перераспределяются между институциональными единицами или секторами, в ре­зультате чего у последних формируется располагаемый доход. Располагаемый доход — это доход, которым институциональ­ная единица располагает для конечного потребления и сбереже­ния. Сумма располагаемых доходов всех институциональных единиц-резидентов образует валовой национальный распола­гаемый доход (ВРД). Он рассчитывается по экономике в целом и по каждому сектору экономики в отдельности.

    8. Наибольший удельный вес в ВРД экономики (до 90 %) зани­мает доход, поступающий домашним хозяйствам, т.е. валовой располагаемый доход домашних хозяйств. Отметим, что не весь валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств, так как отдельные его элементы исключа­ются из выплат этим хозяйствам (часть прибыли фирм, которая остается в их распоряжении; налоги).

    9. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступающие домаш­ним хозяйствам, не относятся к валовому национальному дохо­ду, и поэтому должны быть прибавлены к нему (часть прибыли, поступающая в распоряжение акционеров корпорации в виде дивидендов; выплаты процентов правительством, которые пер­воначально включаются в трансфертные платежи; сами транс­фертные платежи, предназначенные на выплату пособий на де­тей и другие социальные выплаты). В результате этих исключе­ний из ВНД и добавлений к нему получается валовой распола­гаемый доход.

    10. Одна часть ВРД тратится на потребительские расходы до­машних хозяйств, а другая — на сбережения (накопления).

    11. Сбережения осуществляются путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также по­мещения денег на депозит в банке. Доля личных сбережений в ВРД называется нормой личных сбережений. Она колеблется от 22 % в Италии и 18 % в Японии до 4 % в США. В Беларуси в 2002 г. ВРД составил 15 619,2 млрд руб., личные сбереже­ния — 505,4 млрд руб., следовательно, норма личных сбереже­ний равнялась 3,2 %.

    12. ♦ Метод конечного использования предполагает определе­ние ВВП путем суммирования стоимости конечной продукции. Получается сумма цен конечных товаров и услуг, или сумма расходов всех субъектов национальной экономики на конечное потребление.

    13. Чтобы понять схему движения продуктов и доходов в нацио­нальной экономике, необходимо знать структуру потока рас­ходов, которая включает следующие составляющие:

    14. 1. Расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования, текущее потребление, услуги, а также затраты домашних хозяйств и тех частных некоммерческих организа- ций, которые предоставляют домашним хозяйствам комму- нальные и социальные услуги на некоммерческой основе. Эти расходы на личное конечное потребление составляют наиболь- шую часть совокупных расходов в экономике. Обозначим их символом С (от англ. consumption — потребление).

    15. 2. Расходы фирм на приобретение инвестиционных товаров. Обозначим их символом I (от англ. investment — инвестиции).

    16. Во-первых, фирмы закупают основной капитал (оборудова­ние, транспорт, здания). Во-вторых, они приобретают товары для поддержания производственных запасов с целью обеспече­ния нормального ритма производства (запасы сырья, материа­лов, топлива). В СНС первый вид расходов фирм выступает в форме валовых накоплений, а второй — изменения запасов материальных оборотных средств. Валовое накопление вклю­чает в себя основной капитал, предназначенный как для заме­ны изношенного оборудования, так и для расширения про­изводства. Доля валового накопления в использованном ВВП называется нормой накопления и является одним из факторов, определяющих темпы экономического роста. Изменение запа­сов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершенного производства, го­товой продукции и товаров для перепродажи.

    17. Различают валовые инвестиции (/,) и чистые инвестиции (/„). Валовые инвестиции представляют собой общее количество станков, зданий, другого физического капитала, проданного в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть амортизаци­онные отчисления (А) — т.е. ту их часть, которая пошла на за­мену износившихся зданий и оборудования, то мы получим чистые инвестиции:

    18. 1п - If-А.

    19. 3. Расходы государства на индивидуальные потребительс­кие товары и услуги, на коллективные услуги и инвестирова­ние (например, на строительство школ, больниц, дорог, содер­жание армии, государственного аппарата управления и пр.). Эти расходы обозначим G (от англ. government — правительство).

    20. Чистый экспорт, т.е. сальдо экспорта и импорта. Если экс­порт превышает импорт, то чистый экспорт положителен, и на­оборот. Обозначим чистый экспорт Хп.

    21. Разница между вышеперечисленными частями ВВП опреде­ляется тем, кто покупает. Например, автомобиль, приобре­тенный вашей семьей, включается в состав потребительских расходов (С), но автомобиль, приобретенный предприятием, включается в состав его инвестиционных расходов (Г). Исклю­чение составляют расходы на приобретение жилья, включае­мые в инвестиционные расходы независимо от того, приобрета­ется ли жилье домашним хозяйством, предприятием или муни­ципалитетом (государством).

    22. Составим уравнение, отражающее определение ВВП по сум­ме расходов на покупку конечной продукции:

    23. ВВП = С + I + G + Хп.

    24. Это уравнение также называют основным макроэкономичес­ким тождеством.

    25. В 2004 г. весь объем ВВП Беларуси по расходам на конечное потребление составил 49 трлн 445 млрд руб., в том числе: расхо­ды домашних хозяйств — 27,2 трлн руб.; государственных уч­реждений — 10,0; некоммерческих предприятий, обслуживаю­щих домашние хозяйства, — 0,7 трлн руб. Валовое накопление составило 14,0 трлн руб., из них: основной капитал — 13,2 трлн руб.; изменение запаса оборотных средств — 0,7; чистый экс­порт — 0,3 трлн руб.

    26. Структурные изменения в конечном потреблении ВВП Бела­руси показаны в табл. 8.2.

    27. Таблица 8.2

    28. ственное снижение уровня жизни. Особенно быстро увеличи­лась доля расходов на питание. Другая заметная тенденция — снижение запасов материальных оборотных средств, вызван­ное спадом производства и переходом к рыночной системе хо­зяйствования.

    29. Все методы расчета ВВП, как мы убедились, дают одинако­вый результат.

    30. После развала СССР производство ВВП в бывших совет-стких республиках вначале характеризовалось значительным спадом, но затем наметился медленный подъем. Эту тенденцию можно проследить на графике, отражающем динамику ВВП Бе­ларуси за прошедший период перехода к рыночной экономике (рис. 8.2).

    1. Данные табл. 8.2 о структуре использования ВВП Беларуси за 14 лет свидетельствуют о тенденции роста расходов домаш­них хозяйств на конечное потребление. Особенно резкий ска­чок произошел в кризисные 1994—1995 гг. Он обусловлен ин­фляцией, которая опережала рост номинальных располагае­мых доходов населения, в результате чего произошло суще-

    2. В американских и российских учебниках по макроэкономи­ке встречается и другой показатель объема национального про­дукта — валовой национальный продукт.

    3. Разница между ВВП и ВНП заключается в том, что при оп­ределении ВВП используется так называемый территориаль­ный принцип, исходящий из предпосылки, что ВВП создается внутренними факторами производства, расположенными в гра­ницах данной страны, независимо от того, кто ими владеет. ВНП измеряется по национальному принципу, т.е. исходя из

    1. стоимости продукции, полученной в результате использования факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, независимо от территории, где эти факторы расположены.

    2. Таким образом, чтобы получить ВНП, необходимо к ВВП до­бавить разницу между поступлениями от факторов производ­ства (факторными доходами) из-за границы и факторными до­ходами нерезидентов в данной стране. Например, после расчета ВВП Республики Беларусь за определенный период к нему нужно добавить факторные доходы белорусских компаний, расположенных в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, расположенных на территории Беларуси. Коли­чественное различие между ВВП и ВНП для Беларуси несущест­венно, так как сальдо ее заграничного производства представ­ляет очень незначительную величину к объему ВВП.

    3. ШВ разных странах существуют различные методы сбора статистиче­ских сведений... Может существовать также отличие в акцентах, как, например, в США, где до недавнего времени обращали внимание на показатели валового национального продукта (ВНП), в то время как во многих странах акцентировали внимание на валовом внутреннем продукте (ВВП).

    4. ВНП — это рыночная стоимость конечного продукта, созданного фактора­ми производства, принадлежащими резидентам страны.

    5. ВВП — это рыночная стоимость конечного продукта, созданного фактора­ми производства в пределах границ страны, независимо от того, кому они при­надлежат.

    6. Для многих стран различие между ВНП и ВВП незначительно, для дру­гих же — очень существенно. Страна, которая владеет множеством огромных многонациональных компаний, или страна, граждане которой иммигрируют за границу, чтобы найти работу, и посылают деньги своим семьям, могут иметь более высокие показатели ВНП, чем ВВП.

    7. Если рассматривать экономику в масштабе всего мира, то общий объем ВНП равен общему объему ВВП. В масштабе огромной страны ВНП — лучший показатель уровня жизни, а ВВП — лучший показатель производительности.

    8. Добсон С, Палферман С. Основы экономики: Учеб. пособие. Мн.; Экоперспектива, 2004. С. 190—191.

    9. В экономической теории США и некоторых других стран применяется еще один макроэкономический показатель — чис­тый национальный продукт. При его расчете учитывается, что ВНП (так же, как и ВВП) содержит в себе амортизационные от­числения, которые накапливаются в специальных фондах и фактически ничего не добавляют к благосостоянию общества. В результате годовой объем производства завышается на стои­мость амортизационных отчислений. Чтобы получить ЧНП, не­обходимо вычесть из ВНП сумму амортизационных отчисле­ний, начисленных за год. ЧНП позволяет более точно измерить объем товаров и услуг, произведенных в стране. Рассчитанный по такой методике национальный доход определяется вычита­нием из ЧНП другого его компонента, не участвующего в при­бавлении благосостояния общества, — косвенных налогов.

    10. 8.4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен

    11. Статистические данные величины ВВП Беларуси за 1994 и 1995 гг. показывают, что его стоимостная величина выросла с 17,8 до 121,4 трлн руб., а физический объем снизился (см. рис. 8.2). Это говорит о том, что стоимостная оценка нацио­нального продукта требует учета уровня цен. При текущей оцен­ке национального продукта используются рыночные цены, сло­жившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходи­мость сравнить объемы произведенного национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае рыночные цены не могут служить достоверным показателем, так как они, осо­бенно в условиях инфляции, способны существенно различаться в начале и конце временного интервала, а поэтому невозможно определить, за счет чего вырос национальный продукт — благо­даря увеличению объема производства или росту цен.

    12. Такие сравнения позволяют произвести реальные показате­ли (реальный объем производства и реальный уровень дохода), которые выражаются в неизменных (сопоставимых) ценах. По­этому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

    13. Номинальный ВВП — это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, ценах данного года. Он равен

    14. где р, — цены отчетного года; qt — количество товаров и услуг в отчет­ном периоде.

    15. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» но­минальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.

    16. Реальный ВВП — это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базисного года, он равен

    17. где р0 — цены базисного года.

    18. И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денеж­ных единицах (рублях, евро, долларах и т.п.).

    19. Связь между реальным и номинальным ВВП устанавливает­ся с помощью дефлятора ВВП.

    20. 10 Экономическая теоряя

    21. Дефлятор ВВП — это отношение номинального ВВП к ре­альному ВВП, выраженное в процентах:

    22. п ^ ™г-, Номинальный ВВП

    23. Дефлятор ВВП = —— ЮО %.

    24. Реальный ВВП

    25. Он отражает изменения цен в экономике (а не объемов нацио­нального производства). Дефлятор представляет собой средне­взвешенное значение цен всех конечных товаров и услуг, фор­мирующих ВВП. Это означает, что данный индекс не является простой средней величиной, в нем каждая цена «взвешивается» в соответствии с долей данного товара в их общей «корзине».

    26. Другим показателем динамики цен в макроэкономическом анализе является индекс цен.

    27. Индекс цен — это взвешенное отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к сово­купности цен сходного набора товаров и услуг в базисном пери­оде, умноженное на 100.

    28. Индексы цен необходимы для изучения динамики цен на то­вары и услуги, оценки их влияния на экономику и уровень жизни населения. С их использованием выполняются следую­щие действия: принимаются решения по определению эконо­мической политики на макроуровне; рассчитывается влияние изменения цен на жизненный уровень населения; в террито­риальном разрезе сопоставляются уровни и динамика цен; индексируется заработная плата; определяется конъюнктура внешней торговли; выявляются соотношения изменения ва­лютных курсов и внутренних цен.

    29. Значение индекса цен в базисном периоде равно 100. Если в текущем периоде индекс цен больше 100, это означает, что це­ны выросли, а если ниже 100 — снизились. При организации расчетов индексов цен важно правильно выбрать формулу рас­чета, определить набор товаров и услуг-представителей, а так­же отобрать цены для исчисления индексов.

    30. В международной практике применяются в основном две формулы расчета индексов цен, различающиеся подходами к определению изменения цен на товары и услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным при неизменности их коли­чества и структуры весов (доли данного товара или услуги).

    31. Первый подход. Для построения индексов цен за осно­ву принимается базисный период, изменение цен определяется в отчетном периоде. В этом случае используют индекс Ласпей-реса. Он рассчитывается по формуле, веса которой, устанавли­ваемые по базисному периоду, принимаются неизменными для всех периодов расчета данного индекса:

    32. У,

    33. ¡»1

    34. 11=а > (8.1)

    35. ¡=1

    36. где /, — индекс Ласпейреса; Р° и Р/ — цены иго блага соответственно в базисном (0) и текущем (£) периодах; С?° — количество г-го блага в ба­зисном периоде.

    37. К данной формуле прибегают в случаях, когда структура на­бора товаров и услуг за относительно короткий период времени существенно не меняется. Как правило, база весов пересматри­вается один раз в пять лет.

    38. Второй подход. За основу берутся веса отчетного пе­риода. Расчеты должны показать, какими были бы цены, ока­жись структура товаров и услуг в базисном периоде такой же, какая сложилась в отчетном периоде. В данном подходе приме­няется индекс Пааше, рассчитываемый по формуле

    39. 1Р=^ . (8.2)

    40. ¡=1

    41. где 1р— индекс Пааше; <^}[ — количество 1-го блага в текущем периоде.

    42. Отбор товаров и услуг-представителей для расчета индексов цен производится с учетом их значимости и удельного веса в объеме продаж.

    43. Исчисление индексов основывается, как правило, на двух видах цен: ценах фактических сделок, совершенных на внут­реннем и (или) внешнем рынках, и среднестатистических це­нах, которые рассчитываются путем деления стоимостного объема продаж на их физический объем. Первый вид цен при­меняется в национальной статистике отдельных стран, а сред­ние показатели используются в основном при расчетах индек­сов международными организациями.

    44. Индекс цен включает следующие основные показатели:

    45. • индекс цен потребительских товаров (индекс потребитель­ских цен);

    • индекс цен производителей;

    • дефлятор ВВП.

    1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) — это отношение сто­имости фиксированного набора потребительских товаров и ус­луг в текущем году к его стоимости в базисном году.

    2. Индексы потребительских цен используются для разработ­ки и проведения финансовой политики, измерения инфляции, формирования ценовой политики, прогноза тенденций измене­ния цен, регулирования валютного курса. Они являются показа­телями эффективности экономической политики и основой для индексации оплаты труда, пенсий, социальных пособий, разра­ботки компенсационных мер по социальной защите населения.

    3. Потребительский набор товаров для наблюдения за ценами (потребительская «корзина») представляет собой репрезента­тивную выборку товаров и услуг, характеризующих структуру потребительских расходов населения. Он включает три груп­пы: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. Статистическими органами Беларуси отобрано более 370 наименований товаров и услуг для потребительской «кор­зины».

    4. Индексы цен производителей (ИЦП) — это отношение сто­имости фиксированного набора товаров-представителей и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году. Данные показатели в основном используются в следующих случаях: для расчетов макроэкономических пока­зателей в сопоставимых ценах; проведения международных сравнений; оценки экономической конъюнктуры и конкурен­тоспособности предприятий в условиях изменения цен и для других целей. В Беларуси рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности ИЦП промышленной продук­ции, сельскохозяйственной продукции, в строительстве и др.

    5. Например, индексы цен производителей промышленной продукции рассчитываются на основе зарегистрированных цен по товарам-представителям, являющимся наиболее типичны­ми для промышленности республики и в наибольшей степени отражающими ее структуру. В настоящее время на 956 про­мышленных предприятиях страны проводится наблюдение за ценами более 3000 наименований изделий.

    6. В белорусской практике при расчете ИЦП применяется цеп­ной метод. В качестве весов используются данные о стоимости продукции за год, принятый за базисный. Месячные индексы определяют, сопоставляя цены отчетного и предыдущего меся­цев, а за более длительный период — перемножая месячные ин­дексы.

    7. Индекс потребительских цен и индекс цен производителей статистически подсчитываются как индексы с весами базисно­го года, т.е. как индекс Ласпейреса.

    8. Дефлятор ВВП в целом определяется путем сравнения об­щего объема ВВП в действующих и сопоставимых ценах. Так, если ВВП в действующих ценах составляет 108,6 трлн руб., а в сопоставимых ценах — 100 трлн руб., то дефлятор ВВП бу­дет равен 108,6 %. Этот показатель статистически выступает как индекс Пааше.

    9. Для определения общего уровня цен и темпа инфляции ис­пользуются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потреби­тельскую рыночную «корзину», достаточно велик) и дефлятор ВВП. Однако нужно иметь в виду, что ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП зани­жает эти показатели. Это происходит по ряду причин.

    10. Во-первых, методика расчета ИПЦ не учитывает возмож­ность замены дорогих товаров более дешевыми, она ориентиро­вана на постоянную структуру весов (соотношение товаров) ба­зисного года. В случае если часть подорожавших товаров заме­нят более дешевыми, это не будет учтено при подсчете ИПЦ. Поэтому увеличение цен на товары, включенные в потреби­тельскую корзину, всегда вызывает увеличение данного индек­са, даже если их потребление сокращается до минимума.

    11. Пример. Пусть в потребительную «корзину» базисного года входят сыр (5 кг) и творог (5 кг). После значительного подорожания сыра в текущем году потребители заменили 4 кг сыра творогом. Соотношение весов в «корзине» составило 1 кг сыра и 9 кг творога. Но при подсчете ИПЦ все равно будут учиты­ваться веса базисного года, т.е. 5 кг сыра, но уже по ценам этого года.

    12. Дефлятор ВВП, наоборот, занижает рост уровня цен в эконо­мике. Он игнорирует влияние повышения цен на товары, кото­рые входили в «корзину» базисного года, но отсутствуют в набо­ре текущего года.

    13. Во-вторых, ИПЦ не учитывает рост цен, связанный с улуч­шением качества товаров. Естественно, что цена многофункцио­нального телевизора с плоским экраном должна быть выше обычного телевизора, но в составе потребительской «корзины» этот товар фигурирует как просто «телевизор».

    14. Различия ИПЦ и дефлятора ВВП, помимо того что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:

    • при подсчете ИПЦ наряду с отечественными учитываются и импортные потребительские товары, а при определении деф­лятора ВВП — только товары, произведенные резидентами на экономической территории страны;

    • ИПЦ охватывает только цены товаров, включаемых в пот­ребительскую «корзину», а дефлятор ВВП учитывает все това­ры, произведенные национальной экономикой;

    • оба показателя могут использоваться для определения об­щего уровня цен и темпа инфляции, но ИПЦ служит также ос­новой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности», а кроме того — для разработки на ихбазе программ социального обеспечения.