4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
Термин «конкуренция» имеет несколько значений. Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere — сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; производителями — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; потребителями — за лучшие условия покупки благ; собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.
Однако есть и другое значение понятия конкуренции, применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, — «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка, или типа рыночной структуры.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая их них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция (рис. 4.3).
Чистая Монополистическая Совершенная
монополия Олигополия конкуренция конкуренция
Степень конкуренции
Рис. 4.3. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции
Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.
Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на производство товара или услуги, государственная ли
цензия, патент, контроль над стратегическими ресурсами) и экономическими (реклама, экономические преимущества крупного производства и др.). На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.
Неоклассическая теоретическая модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков. Сторонники неоклассической школы полагают, что совершенная конкуренция — это идеальное состояние рынка. Если бы она существовала на рынках всех благ, то экономика достигла бы максимально возможной эффективности. Но в чистом виде подобных рыночных структур практически не бывает. Наиболее близки к модели совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мелких независимых землепользователей.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает, монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров. Ниже будет показано, что такие рыночные структуры зачастую регулируются государством с целью минимизации негативных для экономики последствий.
Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированный товар. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.
Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности должны учитывать возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.
Усложним анализ и рассмотрим более общую классификацию рыночных структур (табл. 4.1). Выделенные выше совершенная и монополистическая конкуренции — это разновидности двусторонней полиполии (много продавцов и покупателей), различающиеся степенью взаимозаменяемости товаров.
Степень рыночной власти у субъектов различных рыночных структур отражена в табл. 4.1 очень упрощенно. При прочих равных условиях чем меньше субъектов на рынке с одной стороны (со стороны продавцов или покупателей), тем больше степень рыночной власти. Взаимозависимость продавцов характеризуется показателем перекрестной количественной эластичности, который раскрывает влияние изменения объема продаж товара одной фирмой на цену товара другой фирмы. Взаимозаменяемость товаров отражается показателем перекрестной ценовой эластичности, который демонстрирует влияние изменения цены товара у одной фирмы на объем продаж другой. Подробнее о показателях эластичности будет рассказано в гл. 6.
При монополии вся власть сосредоточивается в руках продавца, а при монопсонии — в руках покупателя. При олигополии (олигопсонии) степень рыночной власти меньше, а при по-липолии она стремится к нулю. Концентрации рыночной власти содействует дифференциация товара (при прочих равных условиях).
ШОдним из первых понятие совершенной конкуренции использовал А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам его «Богатства наро- ' дов», просматривается группа условий, необходимых для совершен- ной конкуренции (у Смита — «свободной»). Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Дж. Стиглер (американский экономист, лауреат Нобелевской премии по эконо- мике за 1982 г.) насчитал у Смита пять таких условий.
«1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.
Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы.
Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях.
Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием.
Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев» .
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические