logo
Эк теория Новиковой учебник

4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов

  • Термин «конкуренция» имеет несколько значений. Изна­чально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere — стал­киваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Этим объясняется подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами — за наибо­лее выгодные условия купли-продажи товаров; производителя­ми — за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производ­ства и источники сырья; потребителями — за лучшие условия покупки благ; собственниками ресурсов — за лучшие варианты продажи ресурсов.

  • Однако есть и другое значение понятия конкуренции, при­меняемое в экономической науке для определения способа ор­ганизации рынка, — «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особен­ностей рынка, или типа рыночной структуры.

  • Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая их них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характери­зуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

  • Если вдоль одной прямой последовательно расположить ти­пы рыночных структур, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а меж­ду ними разместятся олигополия и монополистическая конку­ренция (рис. 4.3).

  • Чистая Монополистическая Совершенная

  • монополия Олигополия конкуренция конкуренция

  • Степень конкуренции

  • Рис. 4.3. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции

  • Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однород­ными (абсолютно идентичными, недифференцированными) то­варами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода так­же не существует преград.

  • Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на производство товара или услуги, государственная ли­

  • цензия, патент, контроль над стратегическими ресурсами) и экономическими (реклама, экономические преимущества круп­ного производства и др.). На рынке с совершенной конкуренци­ей никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспри­нимает складывающиеся цены и условия продаж как задан­ные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.

  • Неоклассическая теоретическая модель совершенной кон­куренции также предполагает полную информированность субъ­ектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолют­ную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков. Сторонники неоклассической школы полагают, что совершенная конкурен­ция — это идеальное состояние рынка. Если бы она существова­ла на рынках всех благ, то экономика достигла бы максимально возможной эффективности. Но в чистом виде подобных рыноч­ных структур практически не бывает. Наиболее близки к моде­ли совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, производимой и продаваемой большим числом мел­ких независимых землепользователей.

  • Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

  • Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония — одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает, монополист, обычно нет близких замените­лей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъ­ект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монопо­лист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — их снизить, чтобы получить выгоды для себя за счет своих парт­неров. Ниже будет показано, что такие рыночные структуры за­частую регулируются государством с целью минимизации нега­тивных для экономики последствий.

  • Монополистическая конкуренция устанавливается на рын­ке, где функционирует множество продавцов, продающих, од­нако, дифференцированный товар. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в совре­менной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.

  • Олигополия характерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являют­ся взаимозависимыми и в своей деятельности должны учиты­вать возможные действия других субъектов. У каждого субъек­та есть определенная власть над рынком, однако степень конку­ренции между фирмами неоднозначна, она зависит от страте­гии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объе­мами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.

  • Усложним анализ и рассмотрим более общую классифика­цию рыночных структур (табл. 4.1). Выделенные выше совер­шенная и монополистическая конкуренции — это разновидно­сти двусторонней полиполии (много продавцов и покупате­лей), различающиеся степенью взаимозаменяемости товаров.

  • Степень рыночной власти у субъектов различных рыночных структур отражена в табл. 4.1 очень упрощенно. При прочих равных условиях чем меньше субъектов на рынке с одной сто­роны (со стороны продавцов или покупателей), тем больше сте­пень рыночной власти. Взаимозависимость продавцов характе­ризуется показателем перекрестной количественной эластич­ности, который раскрывает влияние изменения объема продаж товара одной фирмой на цену товара другой фирмы. Взаимоза­меняемость товаров отражается показателем перекрестной це­новой эластичности, который демонстрирует влияние измене­ния цены товара у одной фирмы на объем продаж другой. Под­робнее о показателях эластичности будет рассказано в гл. 6.

  • При монополии вся власть сосредоточивается в руках про­давца, а при монопсонии — в руках покупателя. При олигопо­лии (олигопсонии) степень рыночной власти меньше, а при по-липолии она стремится к нулю. Концентрации рыночной вла­сти содействует дифференциация товара (при прочих равных условиях).

  • ШОдним из первых понятие совершенной конкуренции использовал А. Смит. В догадках, разбросанных по страницам его «Богатства наро- ' дов», просматривается группа условий, необходимых для совершен- ной конкуренции (у Смита — «свободной»). Однако увидеть их стоит труда, ибо они выражены, как правило, слабо, неявно, а отчасти лишь подразумеваются. Дж. Стиглер (американский экономист, лауреат Нобелевской премии по эконо- мике за 1982 г.) насчитал у Смита пять таких условий.

  • «1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре.

    1. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные ходы.

    2. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о ры­ночных возможностях.

    3. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соот­ветствии с этим знанием.

    4. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресур­сов стали отвечать желанию владельцев» .