logo
Эк теория Новиковой учебник

3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование

  • Исторически преобладающим типом собственности в Рес­публике Беларусь являлась государственная собственность. В советский период она существовала в форме общенародной собственности, не имевшей персонифицированной и реальной реализации в экономической системе.

  • Общенародная собственность предполагала принадлежность всего национального богатства страны прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому члену общества. Деление прав собственности закреплялось следующим образом: право распо­ряжения реализовывало все общество в целом (совместное рас­поряжение), а отношения владения общественной собствен­ностью — каждый член общества в отдельности. Но последнее предполагает непосредственное соединение субъектов с объек­тами собственности, что требует свободного перемещения хо­зяйствующих субъектов. Однако в современном обществе это проблематично из-за технико-технологических различий в про­изводстве, невозможности осуществлять свободную перемену рода занятий и ограниченной взаимозаменяемости факторов производства.

  • Реализация права распоряжения в условиях функциониро­вания общенародной собственности также невозможна из-за от­сутствия условий для проявления свойства персонификации. По этой причине затруднена спецификация таких прав.

  • С учетом данных особенностей следует различать общена­родную и государственную собственность. Общенародная соб­ственность предполагает свободный доступ к объекту всех граждан, т.е. фактическое отсутствие зафиксированных за кем-либо исключительных прав. Государственная собственность реа­лизуется как исключительное право государства на те или иные объекты. Общенародная собственность привела к «размыва­нию» собственности как сложившейся системы, границы прав собственности при ней утратили определенность. Обществен­ная собственность должна быть временной (на пустующие зем­ли, неосвоенные ресурсы и т.д.), так как она создает почву для «разбазаривания» ресурсов и снижения экономической эффек­тивности (производственной и распределительной). При госу­дарственной собственности непосредственные делимые права собственности передаются (делегируются) законным представи­телям государственных органов — должностным лицам. На го­сударственных предприятиях субъекты собственности, между которыми распределены права (пользования, владения и т.д.), соглашаются на их ограничение, так как государство финанси­рует производство. Бюджетные средства предприятий позволя­ют субъектам реализовывать право на доход. В советский пери­од частная собственность как таковая отсутствовала (в порядке исключения допускалась кустарно-ремесленническая деятель­ность отдельных лиц). Ее заменяла личная собственность, фор­мировавшаяся на основе реализации собственниками рабочей силы права на труд и доход в форме заработной платы.

  • Процесс реформирования собственности в Республике Бела­русь, начатый в 1990-е гг., должен был приостановить «размы­вание» собственности в масштабах общества, создав условия для возникновения новых форм и видов собственности, прежде всего частной.

  • Частная собственность возникает двумя путями. Первый путь — за счет сокращения доли государственной собственно­сти и передачи прав на те или иные объекты персонифициро­ванным частным субъектам. Такая смена собственника называ­ется приватизацией. Второй путь требует создания условий для появления новых прав и объектов частной собственности, что объективно обусловливает необходимость экономической реализации новых форм собственности через развитие разных видов рынков, на которых осуществляется купля-продажа благ, услуг и прав, способствующее получению доходов (развитие рыночных отношений). Именно механизм рыночной конкурен­ции стимулирует развитие наиболее эффективных форм и ви­дов собственности. Поэтому кроме становления и развития форм и видов частной собственности путем приватизации дол­жны приниматься другие меры — по устранению монополизма, характерного для административно-командной системы, по­рождаемой господством одной формы собственности — государ­ственной.

  • Преодоление монополизма государства в различных сферах хозяйственной деятельности требует условий, стимулирующих активность хозяйствующих субъектов, что составляет содержа­ние процесса разгосударствления. При этом происходят эко­номические преобразования, постепенно изменяющие функци­ональную роль государства, сокращающие его предпринима­тельскую деятельность в отраслях национальной экономики. Кроме приватизации основными направлениями разгосудар­ствления собственности являются либерализация, коммерциа­лизация, создание смешанных предприятий с участием госу­дарственной собственности, а также денационализация.

  • Денационализация отличается от приватизации. В первом случае происходит преобразование государственных предприя­тий в предприятия других форм и видов собственности, а во вто­ром — перевод государственной формы собственности в част­ную. Процесс приватизации имеет пределы, которые определя­ются значимостью экономически крупных производственных комплексов, естественных монополий и обусловливаются необ­ходимостью производить общественные блага в ходе реализа­ции общенациональных интересов.

  • В отечественной экономической литературе приводятся ре­комендации, согласно которым доля государственного сектора в национальной экономике должна составлять в современных условиях до 30 % .

  • Преобразования прав собственности на основе их делимости, концентрации и способности к комбинированию придают по­движность границам форм и видов собственности, которые из­меняются по мере развития института собственности и эконо­мических условий реализации прав собственности.

  • В ходе реформирования собственности в нашей стране сло­жились следующие основные и производные формы и виды соб­ственности, закрепленные Гражданским кодексом Республики Беларусь:

  • 1) государственная собственность

    • республиканская;

    • коммунальная;

    1. 2) частная собственность

    • физических лиц;

    • негосударственных юридических лиц;

    1. 3) общая собственность

    • совместная;

    • долевая.