logo search
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

Что такое экономическая политика?

В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности эконо­мика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частич­но, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зави­сит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государ­ства, организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, т.е. всех ветвей государ­ственной власти.

Правительство, будучи главным, кормчим экономического корабля стра­ны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенден­ции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, про­водит выработанную им экономическую политику.

Таким образом, экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, при­дание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономичес­кие проблемы. В экономической политике находит непосредственное отра­жение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу эконо­мическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, ин­терпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике на­ходят отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми связано. Граждане способ­ны воздействовать на экономическую политику в той мере, в которой они могут влиять на правительство.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловле­на в том смысле, что она диктуется унаследованным прошлым, сложившей­ся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уров­нем экономической активности, тенденциями роста и спада.

Как неоднократно отмечалось в предыдущих главах, экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (эко­номический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стаг­фляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкто­ры государственной экономической политики, являются величина и дина­мика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной поли­тикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политичес­кую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать со­зданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политичес­кие партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономи­ческий курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что пра­вительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки, демонстрации и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государствен­ных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях го­сударственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и им­порт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Экономи­ческая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государ­ственных бюджетах и программах, но и текущими решениями правительства проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декла­рируемую государственную экономическую политику, обусловлена прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдают­ся пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято разли­чать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосроч­ная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет впе­ред и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономи­ческих процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осу­ществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности эко­номическим действиям на период, равный примерно году или даже несколь­ким месяцам.

Экономическая политика проводится государством посредством исполь­зования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздей­ствия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализу­ется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие опера­тивные постановления и решения государственных органов, распределение финансовых ресурсов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономичес­кой политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального бан­ка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нор­мативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической поли­тики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предо­ставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запре­тов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей яв­ляются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономичес­кие процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общеприня­той классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую полити­ку. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, промышленная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика. Характеристика основных видов и форм государственной экономической политики представлена в последующих разделах этой главы.