logo search
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

3. Государственное регулирование экономики.

Рассмотренные в первых двух параграфах главы государственное плани­рование и программирование, будучи частью управления, могут быть отне­сены и к государственному регулированию экономики. В настоящем разде­ле представлены другие формы государственного управления экономикой, которые представляют собственно регулирование в узком смысле слова. Од­новременно рассматривается регулирование экономики со стороны государства в целом, в сочетании и взаимодействии всего разнообразия его форм и методов, многие из которых освещены в предыдущих главах.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-эко­номической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, фи­нансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации в централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимате­лей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государ­ственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Во многом огра­ниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности на сред­ства производства — частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную: независимость собственников от государства и его органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и тор­говля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпри­нимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятель­ности, видов благотворительной деятельности).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюсти интересы государства, общества в целом, социально незащищен­ных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Го­сударство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы собственные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдель­ных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.

Существуют, применяются разнообразные формы государственного регулирования экономики, из которых мы рассмотрим только самые важные и главные, вдобавок имея в виду, что использование этих форм в качестве орудия осуществления государственной экономической политики рассмот­рено в следующей главе учебника.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, орга­низациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энер­гетической системы) объекты, заповедники, национальные музеи, природ­ные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учрежде­ний науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопас­ность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государствен­ной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ста­вок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направ­лении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государ­ство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюдже­та, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через централь­ный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, уста­навливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанав­ливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на эко­номические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные орга­ны обладают возможностью распределять средства государственного бюджета между регионами по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выде­лены большие бюджетные ассигнования, а другим — меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обраще­ние и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень отдельных цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый про­давцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В усло­виях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предель­ных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспе­чение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддер­жание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхо­вание, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспе­чения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся в содействии груп­пам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально де­лаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством со­циальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоя населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблю­дение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тариф оплаты труда в бюджетных организациях. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и инструменты государственного регулирования труда и занятости подробно рассмотрены в следующем параграфе настоящей главы.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей сре­ды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкции за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные организации устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на отражение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предо­твращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В Рос­сии введен специальный государственный реестр предприятий-монополи­стов.

Государственное внешнеэкономическое и валютное регулирование — это об­ширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товар­ными потоками, пересекающими государственную границу, движение капи­тала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической и финансовой безопасности. Подробное описание методов и средств внешнеэкономического регулирования содержится в главе 25.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые раз­ные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государ­ственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные воз­можности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий. не затрагиваемые государственным регулированием.