logo search
Эк теория Новиковой учебник

13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция

  • На рубеже XX—XXI вв. мировая цивилизация столкнулась с достаточно сложными процессами, которые были связаны с принципиальными переменами в экономической и социальной среде в глобальном масштабе, что вызвало изменения в расста­новке сил, сферах влияния и борьбу за них. Этот тектонический сдвиг в мировой экономике соразмерен процессам более чем 800-летней давности, когда в Западной Европе происходило становление рыночной экономики, способствовавшей центра­лизации власти, формированию национальных государств и соз­данию предпосылок для последующего экономического роста. По оценкам западных экспертов, развитие событий в ближай­шие 50 лет будет определяться действием интеграционных сил, которые через регионализацию приведут к глобализации. Стра­ны, не участвующие в этом процессе, останутся на обочине ис­тории, в стороне от новой индустриальной пострыночной циви­лизации. Таким образом, глобализация представляется первым и главным вызовом XXI в., она обусловливает и усиливает про­тиворечия мировой экономики.

  • Глобализация — это объективный процесс втягивания всего мирового хозяйства, понимаемого как совокупность нацио­нальных рыночных и нерыночных хозяйств, в рыночные отно­шения и тесное переплетение их экономик, создание единой мировой рыночной экономики с адекватной инфраструктурой. Сегодня мировая экономика, как отмечалось выше, представ­ляет собой совокупность национальных экономик, связанных друг с другом системой международного разделения труда, эко­номическими и политическими взаимосвязями. Она формиру­ется как единый организм. Иначе говоря, сегодня идут те же процессы, что и 800 лет назад, когда складывались рыночные государственно оформленные экономики.

  • В начале XXI в. данные процессы характеризуются следую­щими феноменами:

    • интеграцией информационного и финансового простран­ства;

    • интеграцией рынков и производственных систем в гло­бальном масштабе;

    • использованием высоких технологий во всех сферах жиз­недеятельности общества, что в конечном итоге изменяет образ жизни людей и их мышление;

    • опережающим развитием информационных, телекомму­никационных технологий и средств транспорта, которые обес­печивают интеграционные процессы;

    • переносом центра тяжести в мировой макроструктуре (сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг) на сферу услуг, что обусловлено повышением роли образования и каче­ства человеческого капитала в экономическом развитии, ис­пользованием науки в производстве.

    1. Последствием глобализации становится постепенное отрица­ние национального суверенитета государств, остававшихся глав­ными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Этот процесс означает формирование единого мирового хозяйства и его новой структуры. Уже сегодня мировая экономика предстает не только в виде простой суммы национальных хозяйств, но и как реально существующая гео­экономика, т.е. мироцелостная экономическая система, едини­цами которой наряду с национальными государствами являются новые субъекты — транснациональные корпорации (ТНК), меж­дународные (межнациональные) компании (МНК), их альянсы, региональные группировки и международные организации, ко­торые связаны определенными взаимоотношениями.

    2. Процесс глобализации мировой экономики идет главным образом по двум направлениям: а) через транснационализацию; б) через регионализацию, или региональную экономическую интеграцию, стран.

    3. Транснационализация — это процесс формирования транс­национальных корпораций и их расширения.

    4. Транснациональная корпорация — это компания, осуще­ствляющая основную часть своих операций за пределами стра­ны, в которой она зарегистрирована, и чаще всего в нескольких странах, где она имеет сеть отделений, филиалов и предприя­тий. Транснационализация осуществляется главным образом через инвестиции, прежде всего прямые иностранные инвести­ции (ПИИ), о которых говорилось выше. О степени транснацио­нализации компании судят по доле а) зарубежных активов в суммарном объеме ее активов, б) продаж за рубежом в общем объеме ее продаж, в) численности ее работников в зарубежных филиалах в общей численности занятых в компании.

    5. Наряду с вышеприведенными показателями и на их основа­нии рассчитывается индекс транснациональности компаний, представляющий собой среднюю величину следующих соотно­шений:

    • зарубежных активов и суммарного объема активов;

    • зарубежных продаж и общего объема продаж;

    1. • численности работников за границей и общего числа за­нятых7.

    2. На основе этих индексов устанавливается рейтинг компаний.

    3. В последнее годы стал актуален индекс транснациональ­ности принимающих экономик (стран). Он рассчитывается как среднее следующих показателей:

    4. • притока ПИИ — как процент от валового капиталообразо­вания за последние три года;

    5. • ПИИ в акции принимающей страны — как процент в ВНП;

    • добавленной стоимости иностранных филиалов — как про­цент в ВНП;

    • численности занятых в иностранных филиалах — как про­цент от общей численности занятости в стране.

    1. В табл. 13.2 представлены страны, занявшие 1—3-е места в 2000 г. при расчете данного индекса по группам стран (раз­витые, развивающиеся и страны Центральной и Восточной Европы).

    2. Таблица 13.2

    3. Индекс транснациональности принимающих экономик в 2000 г., %

      1. Развитые страны

      1. Развивающиеся страны

      1. Страны ЦВЕ

      1. Бельгия/Люксембург — 75,6

      1. Гонконг, Китай — 109,8

      1. Венгрия — 25,5

      1. Ирландия — 47,4

      1. Нигерия — 62,8

      1. Эстония — 25

      1. Дания — 36,4

      1. Тринидад и Тобаго — 46,9

      1. Чехия — 24

    4. Источник: World Investment Report. 2003. P. 6.

    5. Сегодня в мировой экономике работают 70 000 ТНК, имею­щих 690 000 зарубежных филиалов. В 2004 г. их продажи до­стигли 9 трлн дол. В зарубежных филиалах ТНК создается 1/10 мирового валового продукта8.

    6. Согласно международной статистике лидерами и в инвести­ровании, и в получении инвестиций являются развитые стра­ны: 2/3 мировых ПИИ приходится на ПРС (по собственности и размещению). Однако абсолютный объем ПИИ после событий 11 сентября 2001 г. в ПРС стал сокращаться. Например, в 2003 г. приток ПИИ в ПРС упал на 25 % .

    7. В целом с 2001 по 2003 г. приток ПИИ соответственно соста­вил -41,1; -17,0; -17,6 %, отток — -39,2; -17,3; 2,6 %. В 2004 г. отток ПИИ увеличился на 18 %, приток — на 2 %.

    8. Основные тенденции на мировом рынке инвестиций тесно связаны с динамикой мирового производства. Если производ­ство растет, то увеличиваются инвестиции, и наоборот: если растут инвестиции, то развивается и производство. Без инвес­тиций рост невозможен, особенно в условиях высокотехноло­гичного производства, которое, как известно, сосредоточено в развитых странах.

    9. Почему растет мировое производство? Что стимулирует его к постоянному развитию? Почему ПИИ идут из одних стран в другие?

    10. Анализ мировой практики за последние десять лет позволил определить основные факторы расширения (экспансии) миро­вого производства:

    1. политика либерализации в различных странах предпола­гает открытость национальных рынков ко всем видам ПИИ и готовность к соответствующим соглашениям;

    2. ускоренные технологические изменения с их растущими издержками и рисками заставляют искать способы их снижения. Кроме того, падение цен на транспортные и коммуникацион­ные услуги позволяет размещать производства по всему миру;

    3. сильная конкуренция побуждает фирмы открывать но­вые пути роста эффективности (например, маркетинговые ис­следования рынков на ранних стадиях производства), а также разрабатывать всевозможные мероприятия по уменьшению из­держек на всех стадиях воспроизводственного процесса, вклю­чая слияния и поглощения компаний.

    1. Производство высокотехнологичных товаров сосредоточено в развитых странах, но более высокие темпы его роста наблюда­ются в развивающихся странах.

    2. При этом следует отметить, что в мировом производстве па­дает доля ресурсопотребляющих и добывающих производств, но увеличивается доля нересурсопотребляющих производств.

    3. Растет мировой экспорт продуктов информации и коммуни­кационных технологий, в последние годы его доля составляла примерно 15 %, высокотехнологичного производства — около 25 %. Доля продукции средне- и низкотехнологичного про­изводства имеет тенденцию к снижению. Первая составляет 20 %, вторая — 15 % (ресурсопотребляющего производства также 15 %).

    4. А что собой представляют товары, связанные с высокими технологиями? В 2002 г. структура продуктов, занимавших де­сять первых мест в мировом экспорте, была такова:

    5. Продукт Годовые темпы

    6. роста, %

    1. Электронные микрсхемы 18,9

    2. Запасные части и комплектующие для машин по обра­ботке данных 14,3

    3. Цифровые запоминающие устройства, поставляемые отдельно 41,9

    4. Теле- и радиопередатчики, приемники 24,9

    5. Медикаменты 14,5

    6. Запчасти и комплектующие для телекоммуникацион­ных и звукозаписывающих приборов 13,0

    7. Телефонная и телеграфная аппаратура 16,4

    8. Укомплектованные центральные процессоры 14,8

    9. Электрические приборы для замыкания/размыкания электрических цепей 11,8

    1. 10. Другое электрооборудование 12,5

    2. Сегодня это наиболее интенсивно растущие мировые рынки.

    3. Регионализация — это направление глобализации, связан­ное с образованием международных экономических регионов, т.е. устойчивых систем экономических связей между странами, однородных по степени и характеру интернационализации, ко­торое способствует подготовке национальных хозяйств к вхож­дению в мировую экономику. Она происходит за счет:

    4. а) экономической либерализации внутри региона и протек- ционизма на его границах с целью поддержания совместного экспортоориентированного производства;

    5. б) совместного завоевания рынков третьих стран и совмест- ного присоединения к международным правилам, по которым осуществляются экономические отношения;

    6. в) достижения регионом относительной экономической са- модостаточности в ходе его ориентации на внутрирегиональ- ный рынок, рынки соседних стран (как потенциальных участ- ников интеграции) и рынки развитых стран (как наиболее устойчивых).

    7. Региональная экономическая интеграция (РЭИ) — это объ­ективный процесс экономического взаимодействия стран, веду­щий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию нацио­нальных хозяйств в единую систему экономических отноше­ний, сопровождаемый заключением интеграционных догово­ров, согласованно регулируемый межгосударственными и над­национальными органами власти.

    8. Примерами региональных интеграционных организаций яв­ляются:

    • в Европе: Европейский союз (ЕС; EU), Центрально-Евро­пейская зона свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA);

    • Америке: Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA), Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR), Карибское сообщество и общий рынок (КАРИ-КОМ; CARICOM);

    • Юго-Восточной Азии: Азиатско-Тихоокеанское экономи­ческое сотрудничество (АТЭС; APEC), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН; ASEAN), Ассоциация региона­льного сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC);

    • Африке и на Ближнем Востоке: Экономическое сообщест­во государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS), Центра­льно-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC), Совет по сотрудничеству Арабских государств Пер­сидского залива (ССАГПЗ; GCC);

    1. • Евразии: Содружество Независимых Государств (СНГ; CIS), Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое со­общество (ЕврАзЭС), Альянс Грузии, Украины, Армении и Молдовы (ГУАМ9), Единое экономическое пространство Бела­руси, России, Казахстана и Украины (ЕЭП).

    2. Интеграция происходит на трех взаимосвязанных уровнях.

    3. Микроэкономический уровень интеграции — торгово-эко­номические отношения и совместное производство экономичес­ких субъектов участвующих стран.

    4. По мере развития микроуровня растет несоответствие систе­мы институтов целям развития международных отношений в ре­гионе. В результате развивается институциональный уровень интеграции — национальные институты, институты регио­нальной интеграции и система отношений микро- и макроэконо­мических субъектов по поводу сближения, гармонизации, уни­фикации, слияния или устранения национальных институтов, создания и поддержания институтов региональной интеграции.

    5. Институты региональной интеграции — это правила и механизмы, обеспечивающие выполнение данных правил, нор­мы поведения, которые определяют формы и границы инте­

    6. грационных отношений (национальные, межгосударственные и наднациональные органы власти и их экономическая поли­тика, финансовые институты, институт собственности, хозяй­ственное право, договоры между странами и их субъектами и т.д.)- Межгосударственные органы власти — это институты региональной интеграции, решения которых адресуются участ­вующим государствам. Наднациональные органы власти институты, решения которых адресуются напрямую субъек­там данных государств.

    7. По мере взаимодействия микроэкономического и институ­ционального уровней развивается макроэкономический уро­вень — взаимодействие агрегированных субъектов, в том числе национальных хозяйств, синхронизация динамики их макро­экономических характеристик, экономическая конвергенция, в результате которых создаются предпосылки для согласования национальных политик и осуществления наднациональной ма­кроэкономической политики.

    8. Такой механизм интеграции закономерен для промышлен-но развитых стран, но не всегда действует в развивающихся или переходных экономиках. В их случае интеграция может инициироваться сверху — со стороны государства, что в усло­виях отсутствия предпосылок интеграции на микроуровне и не­стабильности на макроуровне предопределяет вялотекущий или вообще не развивающийся характер процесса интеграции.

    9. Интеграция связана с подписанием региональных интегра­ционных соглашений, т.е. международных договоров об устра­нении барьеров для производства товаров (услуг, финансовых ресурсов, рабочей силы, технологий) и обмена ими, как прави­ло, между соседними государствами, а также о создании межго­сударственных и наднациональных органов власти, управляю­щих процессом устранения барьеров, и региональных организа­ций, выступающих в качестве субъектов мировой экономики.

    10. С 1980-х гг. наблюдаются следующие тенденции региона­лизации:

    1. Рост темпов вовлечения национальных хозяйств в инте­грационные процессы. В 1948—1990 гг. Всемирной торговой организацией (ВТО*) зарегистрировано 64, а в 2003 г. — 189 тор­говых блоков.

    2. Появление су б- и межрегиональной интеграции. Приме­рами субрегионов в рамках ЭКОВАС являются Западно-Афри­канское экономическое сообщество, Союз реки Ману, Западно-

    1. Африканский экономический и валютный союз. Межрегио­нальная интеграция — это сотрудничество блоков на основе подписания соглашений или слияния, например АСЕАН—ЕС, КАРИКОМ—НАФТА, МЕРКОСУР—ЕС, Всеамериканская ЗСТ.

    1. Появление интеграции между развивающимися (или пе­реходными) и промышленно развитыми странами (например, в рамках Евросоюза, НАФТА, АТЭС).

    2. Дифференциация объектов интеграции. Переход а) от тор­говли к бюджетной, монетарной, валютной, инвестиционной, налоговой, социальной, экологической, научно-технической, информационной, транспортной, сервисной сфере; б) от зоны свободной торговли и таможенного союза к общему рынку и экономическому союзу.

    3. Дифференциация субъектов, инициирующих интеграцию. Передача полномочий от национальных правительств и между­народных организаций неправительственным субъектам.

    4. Локализация интеграции в трех крупнейших регионах — американском, азиатско-тихоокеанском и евро-афро-арабском с центрами в США, Японии и ЕС.

    1. Со временем СНГ может стать четвертым интеграционным регионом с центром в Российской Федерации. Однако в настоя­щее время Содружество не является крупнейшим субъектом мировой экономики, сопоставимым с ЕС, НАФТА и АТЭС по уровню экономического развития и глубине внутри- и межрегио­нального интеграционного взаимодействия (табл. 13.3).

    1. Возникновение интеграции в Западной Евроце началось за­долго до подписания интеграционных соглашений. Европа стала колыбелью рыночной экономики и индустриализации, что поз­волило развиться обрабатывающей промышленности и транс­портной инфраструктуре, послужившим основой интеграции. Первыми идеями официального оформления интеграции были создание Соединенных Штатов Европы (1923, инициатор — граф Куденх-гофе-Калерги) и Европейского союза (1929, ини­циатор — министр иностранных дел Франции А. Бриан). Реа­лизации этих идей помешали националистические настроения, военные конфликты, франко-германское соперничество.

    2. Кризис, последовавший за окончанием второй мировой вой­ны, экспансия СССР в Центральной и Восточной Европе, эконо­мический рост США, усиление экономической взаимозависи­мости Европы и США, обусловленное союзническими отноше­ниями во время войны, вынудили страны Западной Европы прибегнуть к помощи США (план Маршалла) и одновременно ослабить барьеры в торговле между собой. Началось создание и официальное оформление общей системы защиты Европы от импорта из третьих стран, которую обеспечивали следующие объединения: Организация европейского экономического со­трудничества (1948), Европейский платежный союз (1950), Ев­ропейское объединение угля и стали (1951), Европейское сооб­щество по атомной энергии (1957), Европейское экономическое сообщество (1958), Европейская ассоциация свободной торгов­ли (1960, позже — «Белая книга», 1985), Единый европейский акт (1985), Маастрихтский договор (1992) и т.п.

    3. Европейский союз — это региональная интеграционная ор­ганизация 25 европейских государств, возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора как правопреемница Европей­ского экономического сообщества и прошедшая путь от зоны свободной торговли до экономического, валютного и полити­ческого союза.

    4. Интеграция в ЕС развивается одновременно внутрь и вглубь.

    5. Расширение включало пять этапов: 1973 г. — присоедине­ние к «ветеранам» (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды) «новобранцев» Великобритании, Дании и Ирландии; 1981 г. — вхождение Греции; 1986 г. пополнение за счет Португалии и Испании; 1995 г. — прием Австрии, Финляндии и Швеции; 2004 г. — массовое вступление 10 стран — Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Кипра, Мальты.

    6. Углубление потребовало дифференциации сфер, вовлекае­мых в интеграцию: валютной сферы (1950), угольной и сталели­тейной промышленности (1951), атомной энергетики (1957), аграрно-промышленного комплекса (1962), экологии (1972), НИОКР (1974), социальной сферы (1988), промышленности (1988), транспорта (1992), макроэкономической политики (1992), правосудия, безопасности, обороны (1992) и т.д. Углубление означало переход от зоны свободной торговли (1958—1967) к та­моженному союзу (1968—1976), общему рынку (1985—1992), экономическому, валютному и политическому союзу (с 1993 г. по настоящее время), а также усложнение структуры и функций межгосударственных и наднациональных органов.

    7. Беспрецедентные успехи интеграции в Европе вынудили Америку сделать адекватный шаг.

    8. Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА) — это региональная интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зо­ны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг.

    9. ШСоздание КУФТА и НАФТА стало лишь юридическим оформлением интеграции, развивавшейся с середины XVIII в.„когда Канада решила переориентировать свой экспорт продукции лесной, деревообраба­тывающей, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности с Ве­ликобритании на США и расширила импорт машин, оборудования и автомоби­лей из США. К1920-м гг. ТНК США доминировали в ведущих отраслях Канады. В 1939 г. здесь действовали 309 компаний с капиталом 187 ТНК из США. В1960—1985 гг. на долю США приходилось ежегодно 75—80 % ПИИ в экономи­ку Канады. В 1957 г. здесь насчитывалось 632 филиала ТНК США, а в 1967 г. — 962. Канадские ТНК тоже инвестировали в экономику США. Так, если в 1960 г. на долю Канады приходилось 2 % ПИИ в экономику США, то в 1985 г. — уже 17 %. Углублению экономических отношений США и Канады способство­вали договор о зоне свободной торговли (1854—1886) и договор о свободной торговле автомобилями и запчастями — Автопакт (1965).

    10. С 1986 г. ПИИ из США в Мексику также постепенно росли: в 1987 г. — на 6,3 %, в 1988 г. — на 15,9, в 1989 г. — на 24,3, в 1990 г. — на 32,2 %. К 1994 г. объем накопленных ПИИ из США в Мексику достиг 17 млрд дол. Мексиканские ПИИ в США к 1994 г. составили 2,1 млрд дол., интенсифицировалась производ­ственная кооперация в автомобильной, электротехнической и электронной промышленности.

    11. Источник: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М.: Ill тысячелетие, 2001. С. 289—298

    12. В НАФТА предусмотрены снятие барьеров в движении това­ров, капиталов и услуг, защита интеллектуальной собственнос­ти, механизм разрешения споров, сотрудничество в сфере транс­порта, труда и экологии. Все это свойственно и ЕС, в то же вре­мя в НАФТА: а) не планируется переход от зоны свободной тор-

    1. говли к таможенному союзу; б) нет общего трудового, социаль­ного, экологического и миграционного права; в) отсутствуют общие фонды для помощи менее развитым странам и регионам, за исключением Северо-Американского банка развития, фи­нансирующего экологические проекты США и Мексики, что связано с развитием макиладорес и грузоперевозок на границе этих стран, а также с переносом старых производств из США в Мексику; г) членом может стать любое государство, поскольку географические рамки и другие критерии, которым должны от­вечать страны-кандидаты, не оговариваются.

      СО т—

      СО

      з .го

    2. ШС 1965 г. строительство макиладорес (такНаз, такНас^огев) — пред- приятий с иностранными инвестициями, беспошлинно импортирую- ■ щих части и компоненты и собирающих из них готовые изделия на экс- порт,— превратило Мексику в 13-го экспортера в мире. Более 2 тыс. макиладо- рес сосредоточены в СЭЗ вдоль границы Мексики и США и обеспечивают 50 % экспорта. За 20 лет они перешли от производства одежды и примитивной тех- ники к высокотехнологичным товарам (широкоэкранные телевизоры, компью- теры, компоненты для машиностроения). Однако рост объема производства и экспорта макиладорес прекратился в 2001 г. под воздействием таких факто- ров, как экономический спад в США, увеличение стоимости рабочей силы и других расходов из-за роста курса песо по отношению к доллару, лишение ма- киладорес ряда таможенных и налоговых льгот по Договору о НАФТА. В этих ус- ловиях иностранные компании стали переводить производство в Китай, Вьет-

    3. нам, Гватемалу, в результате чего число макиладорес заметно сократилось.

    4. Семенов В.Л. Макиладорес как форма СЭЗ в Мексике // СЭЗ в Латинской Америке. М., 1996. С. 46—47; Мексиканские Maquiladoras //

    5. Бел. банк. бюл. 2002. № 18. С. 12—14

    6. Беларусь начиная с 1991 г. стала членом четырех объедине­ний (табл. 13.4).

    7. С распадом СССР сохранилось немало предпосылок для ин­теграции бывших союзных республик на рыночной основе, вместе с тем развитию интеграции препятствуют:

    • слабая взаимодополняемость экономик стран СНГ из-за высокой доли в их структуре добывающих отраслей, отраслей первичной переработки сырья и низкой доли наукоемких от­раслей обрабатывающей промышленности, что обусловливает невысокую степень экономической открытости стран СНГ, сдер­живает рост международной кооперации и внутриотраслевой торговли между ними;

    • относительно низкий уровень благосостояния стран СНГ и, как следствие, небольшой платежеспособный спрос, предъ­являемый интегрирующимися сторонами на товары и услуги государств-партнеров;

    • переходный характер экономики стран СНГ и связанная с этим неразвитость рыночных институтов, которые необходимы для интеграции в реальном секторе экономики, взаимного ин­вестирования и производственной кооперации (финансовые ин­ституты, институт собственности, антимонопольное законода­тельство);

    • отсутствие эффективных межгосударственных и наднацио­нальных институтов, имеющих реальные властные полномо­чия и собственные ресурсы, обладающих действенной системой контроля за выполнением решений, располагающих процеду­рой разрешения споров, механизмом компенсации потерь и пе­рераспределения выгод интеграции.