logo search
Эк теория Новиковой учебник

1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория

Главная задача экономической теории — объяснить окру­жающую нас экономическую реальность. Для этого требуется экономический анализ, систематизирующий и истолковываю­щий факты, которые описывают эту реальность. Конечный ре­зультат экономического анализа — формулирование принци­пов, теорий и законов, с тем чтобы упорядочить набор фактов, придать им смысл, связать воедино, установить между ними взаимосвязи и вывести из них обобщения. К. Боулдинг отме­чал, что «теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

К изучению практически всех проблем экономисты приме­няют научный подход. Выводы и обобщения они делают, как правило, на основе статистического анализа. Специализирован­ная методика, известная как эконометрия, позволяет приме­нять к экономическим проблемам статистические подходы. Анализ статистических показателей за ряд лет помогает уста­навливать определенные зависимости. В частности, он показы­вает, что увеличение заработной платы без роста производи­тельности труда ведет к росту цен и инфляции. Изучение дан­ных по оплате труда и росту цен за длительный период позво­лило сделать этот вывод.

В экономической теории используются такие понятия, как «законы», «принципы», «теории» и «модели». Все они означа­ют практически одно и то же, а именно обобщение и констата­цию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Но если терминами «принципы» и «модели» эко­номическая теория оперирует постоянно, то к определению «за­кон» она прибегает крайне редко. Почему? Это понятие предпо­лагает высокую степень точности, носит оттенок всеобщности, подразумевает элемент социальной справедливости. Термин «закон» уместно применять к так называемым «жестким» систе­мам, связанным с физикой, химией, механикой и другим, под­дающимся описанию с помощью математического аппарата. Например, вода — это Н20, дважды два — четыре.

Все системы, связанные с человеком (биологические, пси­хологические, социальные), относятся к так называемым «мягким», допускающим некоторое отклонение от заданной траектории, что обусловлено поведением человека, его психо­логией, способностью адаптироваться в определенных преде­лах. К группе «мягких» принадлежат и экономические систе­мы. Их можно описывать с помощью математических уравне­ний, но с той или иной степенью вероятности. Естественно, ме­тодологии исследования «мягких» и «жестких» систем разли­чаются.

В отдельных учебниках термин «закон» все-таки использу­ется («закон спроса и предложения»). По-видимому, правиль­нее было бы сказать «модель спроса и предложения», хотя авто­ры известного американского учебника «Экономикс» K.P. Мак-коннелл и СЛ. Брю пишут: «В нашей книге эти четыре терми­на (законы, принципы, теории, модели. —Авт.) будут употреб­ляться как синонимы. Выбор термина для обозначения како­го-либо конкретного обобщения будет здесь диктоваться при­вычкой или целесообразностью. Вот почему связь между ценой производства и его количеством, которое покупают потребите­ли, будет называться «законом» спроса, а не теорией или при­нципом спроса, поскольку так уж принято обозначать»*.

Модель — это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствую­щих статистических данных. Например, система уравнений, описывающая поведение двигателя автомобиля, есть модель, которая дает нам представление о том, как ведет себя двигатель в тех или иных условиях.

В моделях часто в виде математических уравнений выража­ется соотношение различных экономических переменных. Их применение целесообразно, поскольку это позволяет отвлечься от несущественных деталей и выявить принципиальные эконо­мические связи. Таким образом, экономическое моделирова-

Макконнелл K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие для экон. вузов: Пер. англ.: В 2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 21.

ние является важным методом в исследовании экономической действительности.

Экономическая модель есть разновидность систем, а сис­темная методология широко используется в экономическом анализе. Весь окружающий нас мир системен.

Система — это совокупность элементов, определенным об­разом связанных и образованных под определенную цель.

Для того чтобы правильно оценить то или иное явление, по­нять его природу, мы должны выделить его из окружающего мира и подвергнуть анализу. Вопрос заключается в том, чтобы правильно выбрать элементы системы, адекватно описываю­щие ее поведение, далее установить их взаимосвязи и выявить функции, которые они выполняют в данной системе.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод науч­ной абстракции, который позволяет «очистить» исследуемый объект от случайного, временного, несущественного и опреде­лить постоянные, типичные, характерные черты. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выра­жающие сущностные черты исследуемых объектов, и строятся экономические модели. Например, категория «конкуренция» участвует в построении моделей совершенной и несовершенной конкуренции, а категории «спрос» и «предложение» — модели спроса и предложения. Об этих и других моделях мы будем го­ворить ниже.

Следует отметить, что важную роль в экономическом иссле­довании играет функциональный анализ. Из математики из­вестно, что функции — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Например, У = Дх).

При экономическом анализе в моделях различают экзоген­ные и эндогенные переменные. Экзогенные — это переменные внешнего происхождения (вводятся извне), исходная информа­ция. Они оказывают влияние и на эндогенные переменные, ко­торые формируются внутри модели и являются результатом ее решения.

Другими словами, значения экзогенных переменных зада­ются до начала построения модели, до начала анализа, в то вре­мя как значение эндогенных переменных определяются в ходе расчетов по модели. Эндогенные переменные — это перемен­ные, объясняемые данной моделью. Модель показывает, как изменение каждой из экзогенных переменных влияет на эндо­генные переменные (рис. 1.1).

Экзогенные переменные ■=> МОДЕЛЬ ■=> Эндогенные переменные

Рис. 1.1. Формирование модели

Используется и так называемый общенаучный метод ин­дукции и дедукции. Индукция есть движение мысли от част­ных умозаключений к общим, т.е. от фактов к умозаключени­ям (вспомним, как проводил свои расследования Шерлок Холмс). Дедукция — это движение мысли от общих положений к част­ным определениям, т.е. от гипотезы к подтверждению ее факта­ми из жизни.

Экономико-математическое моделирование, являясь од­ним из системных подходов в исследовании, позволяет в форма­лизованном виде определить причины и закономерности изме­нений экономических явлений, их последствия; дает возмож­ность прогнозировать экономические процессы.

Используя научный метод познания окружающей нас эко­номической действительности, экономисты проводят позитив­ный и нормативный анализ.

С помощью позитивной экономической теории экономист может высказывать суждения типа «если..., то...», которые за­тем находят подтверждение или опровергаются доступными фактами либо статистическими данными. Например, согласно прогнозу, сокращение дотаций сельскохозяйственным пред­приятиям должно отразиться снижением цен на сельскохозяй­ственную продукцию. Этот прогноз может быть проверен, когда субсидирование сельхозпроизводителя сократится. Позитив­ный анализ не имеет задачей давать оценку — плох или хорош результат.

Нормативный экономический анализ, напротив, использу­ется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в со­ответствии с основополагающими оценочными суждениями, рекомендаций относительно того, что должно иметь место. Так, в нашей республике принят курс на создание социально ориен­тированной рыночной экономики. Это означает, что разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превы­шать 1:6. Нормативные утверждения имеют форму предписа­ния, а не предсказания.

ШИстория разграничения позитивной и нормативной экономических теорий, «научной» экономической теории и практических советов по вопросам экономической политики насчитывает уже более 150 лет и

восходит к работам Нассау Сениора и Джона Стюарта Милля.

Примерно во второй половине XIX в. это ставшее привычным различие в экономической теории начали смешивать и практически отождествлять с су­ществующим у философов-позитивистов различием между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между фактами и ценностями, между предположи­тельно объективными, описательными утверждениями о мире и предписываю­щими оценками его состояния. Тогда стали говорить, что позитивная экономи­ческая теория относится к фактам, а нормативная — к ценностям.

Блауг М. Методология экономической науки. М.: НПЖ «Вопросы экономики», 2004. С. 190

Экономическая теория изучает, как правило, приемы пози­тивного анализа. Но в то же время в ней рассматриваются пара­метры нормативных суждений, оказывающих влияние на рас­пределение ресурсов. Этого требует достижение определенных нормативных целей.

Основные выводы

  1. Экономика как подсистема человеческой цивилизации выполняет ряд функций: 1) производственную, 2) трансакцион-ную (обмена) и 3) перераспределительную.

  2. Экономическая теория — это наука, которая изучает по­ведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отноше­ний между их целями и ограниченными средствами, допускаю­щими альтернативное использование.

  3. Экономическая теория выполняет познавательную, мето­дологическую и практическую функции.

  4. Общество должно постоянно решать три фундаменталь­ных вопроса: что, для кого и как производить.

  5. Основными методами исследования экономической тео­рии являются: моделирование, системная методология, метод научной абстракции, функциональный анализ, метод индук­ции и дедукции и др.

  6. Опираясь на позитивную экономическую теорию, эконо­мист может делать прогнозы типа «если..., то...», которые за­тем подтверждаются или опровергаются доступными фактами или статистическими данными.

  7. Нормативный экономический анализ используется для оценки ожидаемых альтернативных результатов в соответ­ствии с основополагающими оценочными суждениями, а также рекомендаций относительно того, что должно иметь место.

Познавательная функция Практическая функция Системная методология Функциональный анализ Эконометрия Экономическая теория Экономическое моделирова­ние

Основные понятия

Макроэкономика Метод индукции и дедукции Метод научной абстракции Методологическая функция Микроэкономика Мировая экономика Нормативная экономическая теория

Позитивная экономическая теория

Вопросы для самопроверки

  1. Какие функции в системе экономических наук выполняет экономическая теория?

  2. Какую роль играет экономическая теория в прогнозиро­вании развития национальной экономики?

  3. Вспомните, какие экономические цели стоят перед обще­ством, и прокомментируйте их.

  4. Чем различаются нормативный и позитивный экономичес­кий анализ?

Тесты

1. Экономическая теория изучает все нижеследующее за ис- ключением:

а) поведения людей и отдельных индивидов;

б) отношений между целями людей и их ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование;

в) технологических отношений в экономике.

2. Экономисты строят модели, чтобы:

а) развивать умственные способности;

б) оценивать явления;

в) отвлечься от несущественных деталей и выявить принци- пиальные экономические связи.

3. Позитивными или нормативными являются следующие утверждения (объясните почему):

а) если бы цена на мясо упала на 20 %, то потребление уве­личилось бы на 30 %;

б) необходимо ввести высокие таможенные тарифы на ввоз автомобилей;

в) таможенные тарифы на сельскохозяйственную продук- цию, произведенную за рубежом, повысят заработную плату ра- бочих в сельском хозяйстве;

г) следует снизить налоги, чтобы повысились поступления в бюджет;

д) необходимо бороться с бедностью в обществе;

е) сдерживание цен на товар А административными метода- ми ведет к дефициту товара А.

Литература

Лукашенко А.Г. Экономическая политика Белорусского го­сударства: Лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ 29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002. С. 12—13.

Макконнелл K.P., Брю CA. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика: Учеб. пособие для экон. вузов: Пер. с англ.: В 2 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. С. 20—49.

Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие / В.Н. Ши-мов, Я.М. Александрович, A.B. Богданович и др.; Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. С. 600—628.

Самуэлъсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика: Учеб. пособие: Пер. с англ. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000. С. 20—29.

Г лава 2

ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ

В данной главе рассматривается содержание экономической деятельности по решению проблемы выбора в условиях редкости экономических ресурсов производства с субъектной и объект­ной стороны.

Субъектная характеристика экономической деятельности раскрывается на основе изучения категорий потребностей, эко­номических интересов, экономических благ; объектная харак­теристика — на основе изучения экономических ресурсов и факторов производства, проблемы выбора в условиях редкости, методики оценки альтернативных решений и нахождения оп­тимального (экономически эффективного) варианта комбина­ции факторов производства, который обеспечивал бы экономи­ческий рост.

Проблема экономической эффективности в условиях ред­кости экономических благ является всеобщей, ее решают инди­видуальные и коллективные субъекты на микроуровне и сово­купные субъекты — на макроуровне.