logo search
1+2 Васильева Н

10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства

Оптимальный объем производства продукции — это та­кой объем, который обеспечивает выполнение заключен­ных договоров и обязательств по производству продукции в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

Оптимальный объем производства продукции можно определить двумя методами:

• методом сопоставления валовых показателей;

• методом сопоставления предельных показателей.

При использовании этих методов применяются следу­ющие допущения:

S предприятие производит и реализует только один товар;

S целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;

S оптимизируются только цена и объем производства, поскольку предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными;

S объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.

Однако, несмотря на жесткие рамки приведенных допу­щений, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность принятия верных решений.

Рассмотрим на примере определение оптимального объема производства продукции по вышеперечисленным методам.

В табл. 3 приведены исходные данные для определения оптимального объема производства продукции.

.,

Исходя из данных таблицы, мы можем сделать следу­ющие выводы:

S нулевая прибыль достигается при объеме производ­ства и реализации в интервале от 30 до 40 тыс. шт. продук­ции;

S максимальная величина прибыли (1140 тыс. руб.) по­лучается при объеме производства и реализации продукции в 90 тыс. шт., что и является в данном случае оптимальным объемом производства.

Метод сопоставления предельных показателей позволя­ет установить, до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. В его основе лежит сопостав­ление предельных издержек и предельного дохода. При этом действует правило: если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производ­ства и реализации будет рентабельно.

Прежде чем перейти к определению оптимального объ­ема производства продукции по методу сопоставления пре­дельных показателей, следует рассмотреть такое понятие, как предельные издержки. При формировании производ­ственного плана предприятия важно установить характер увеличения объемов производства при добавлении допол­нительных производственных переменных факторов к уже имеющимся фиксированным ресурсам и как в этом случае будут складываться совокупные издержки производства и реализации. Ответ на данный вопрос дает «закон убыва­ющей отдачи». Его суть состоит в том, что, начиная с опре­деленного момента, последовательное присоединение еди­ниц переменного ресурса (например, труда) к неизменному не приводит к увеличению эффекта (объема выпуска). Из таблицы видно, что чем больше привлекается до­полнительных работников, тем больше выпускается про­дукции. Однако каждый раз привлечение еще одного до­полнительного работника дает неодинаковую прибавку к увеличению объема продукции. Эта прибавка представляет собой предельный продукт труда одного работника. Он рассчитывается путем простого вычитания рассматрива­емого уровня производства из последующего увеличения объема производства. В нашем примере предельный про­дукт на одного дополнительно привлекаемого работника увеличивается до третьего работника, а затем начинает па­дать. Такое изменение роста предельного продукта объяс­няется снижением роста средней производительности тру­да на одного работника. Это вызывается тем, что при росте численности работников основные фонды остаются неиз­менными.

Исходя из рассмотренной ситуации, не следует делать поспешных выводов о прекращении производства допол­нительной продукции, поскольку снижение величины прироста объемов производства на каждого привлекаемо­го одного работника еще не свидетельствует о том, что производство дополнительных единиц продукции нерен­табельно. Все зависит от того, увеличивается ли прибыль при найме еще одного работника. Например, если цена продукции на рынке неизменна, то предприятие получит доход в результате того, что оно имеет для продажи боль­ше продуктов, при условии, что величина дополнитель­ных издержек, связанных с наймом дополнительного ра­ботника, будет меньше цены товара.

Из приведенного примера можно предположить, что се­бестоимость единицы продукции, произведенной с помо­щью привлечения дополнительной рабочей силы, снижает­ся до определенного момента, а затем снова начинает расти. Падение или рост себестоимости каждой дополни­тельной единицы продукции называется предельной себе­стоимостью.

Концепция предельных издержек имеет большое прак­тическое значение, поскольку показывает издержки, кото­рые предприятию придется понести в случае увеличения производства на одну единицу. Однако одновременно дан­ная концепция показывает издержки, которые предприятие «сэкономит» в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу. Таким образом, издержки произ­водства в условиях рыночных отношений следует рассмат­ривать не просто как произведенные затраты на приобрете­ние всего необходимого для производства продукции и ее изготовления, но и как установление лучшей возможности по их использованию, т.е., говоря иначе, необходимо фор­мировать такие издержки, которые дают наилучший ре­зультат.

Вернемся к определению оптимального объема произ­водства продукции по методу сопоставления предельных показателей. Расчет оптимального объема производства продукции представлен в табл. 6.

В нашем случае предельным доходом на единицу про­дукции является рыночная цена единицы изделия. Пре­дельные издержки представляют собой разницу между последующими общими издержками и предыдущими об­щими издержками (см. метод сопоставления валовых пока­зателей), поделенные на объем производства. Предельная прибыль находится как разница между предельным дохо­дом и предельными издержками.

Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сде­лать следующие выводы:

расширение объемов производства продукции эффек­тивно (рентабельно) до 90 тыс. шт.;

любое увеличение объемов производства свыше 90 тыс. шт. продукции при неизменной величине цены приведет к уменьшению валовой прибыли, поскольку величина допол­нительных издержек превысит величины дополнительного дохода на единицу продукции.