12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой хозяйственную предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Иными словами, это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Субъектами внешнеэкономической деятельности могут выступать предприятия, общественные организации и объединения. Согласно законодательству РФ они могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции, однако при этом государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты данной деятельности. Законодательными актами, определяющими основы государственного регулирования ВЭД, являются Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.05.95 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных методах, которые можно разделить на тарифные и нетарифные.
Тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирование структурных изменений в экономике и предполагают применение импортно-экспортных тарифов.
Таможенный тариф — это система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары. Таможенный тариф обеспечивает реализацию протекционистской политики, пополнение государственного бюджета и оказывает влияние на реструктуризацию экономики страны.
В России существует два вида таможенного тарифа: экспортный и импортный. Экспортный таможенный тариф применяется для отдельного ряда товаров, по которым наблюдается разрыв между ценами внутри страны и на мировом рынке (например, газ, нефть). Импортный таможенный тариф предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин: базовый (для товаров, происходящих из стран, с которыми действует режим наибольшего благоприятствования), максимальный (для товаров, происходящих из стран, для которых не действует режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения которых неизвестна) и минимальный (для товаров из развивающихся стран).
Нетарифные методы государственного регулирования ВЭД включают технические, административные меры, мероприятия по охране окружающей среды и здоровья населения. К ним относятся квотирование и лицензирование. Квотирование применяется при резком росте объема импортных товаров и угрозе национальному производству; представляет собой запрет и ограничение экспорта или импорта. Лицензирование предполагает выдачу специальных разрешений на ввоз или вывоз товаров (лицензий). Лицензирование распространяется на квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством.
Правовой основой внешнеэкономических операций являются институты международной коммерческой сделки — совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок с иностранным партнером. Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.
Экспорт — это вывоз товаров с территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности. Импорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя. Реэкспорт — покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю. Встречные сделки представляют собой экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя (например, бартерное сотрудничество на основе товарообмена).
Каждая внешнеэкономическая сделка сопровождается заключением внешнеторгового контракта — документа, в котором полно отражены условия купли-продажи между импортером и экспортером. Внешнеторговый контракт включает, следующие разделы: предмет контракта, качество товара, цена и общая сумма контракта, срок поставки, условия платежа, сдача-приемка товара, упаковка и маркировка, санкции, арбитраж, форс-мажор, юридические адреса сторон.
- Васильева н. А., Матеуш т. А., Миронов м. Г.
- Содержание
- Часть I
- Тема 1. Структура национальной экономики
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- Тема 1. Структура национальной экономики
- 1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
- 1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
- 1.3. Совершенствование структуры экономики России
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- 2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
- 2.2. Типы предприятий
- 2.3. Структура предприятия
- 2.4. Организация производственного процесса на предприятии
- 2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- Тема 3. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
- 3.2. Виды и формы предпринимательства
- 3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
- 3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
- Тема 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
- 4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- Тема 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
- Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия
- 6.1. Рынок труда
- 6.2. Состав и структура персонала предприятия
- 6.3. Управление персоналом предприятия
- 6.4. Организация и нормирование труда
- 6.5. Оплата труда персонала
- Тема 7. Стратегия развития предприятия
- 7.1. Сущность стратегии предприятия
- 7.2. Экономическая и функциональные стратегии
- 7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
- 7.4. Ценовая политика на различных рынках
- Тема 8. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 8.1. Понятие и показатели качества продукции
- 8.2. Стандарты и системы качества
- 8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
- Тема 9. Планирование деятельности на предприятии
- 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
- 9.2. Производственная программа и мощность
- 9.3. Подготовка нового производства
- 9.4. Бизнес-план предприятия
- Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Смета и калькуляция затрат
- 10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
- 10.4. Направления снижения издержек производства
- Тема 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
- 11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
- 11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
- 11.3. Финансовое состояние предприятия
- 12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 12.3. Природоохранная деятельность предприятия