2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
Процесс производства включает взаимодействие факторов производства с целью создания товаров и услуг, предназначенных для потребления. Окружающие нас материальные и нематериальные предметы, которые служат удовлетворению различных потребностей, называются благами. Для того чтобы возникла объективная необходимость в производстве того или иного блага, необходимо наличие у индивида конкретной потребности, а также установление связи между данной потребностью и предметом, который может ее удовлетворить. Следовательно, благо зависит от наличия тех или иных потребностей, и набор вещественных и нематериальных благ не может быть шире наличных потребностей. В то же время, обеспечивая удовлетворение определенных потребностей, блага нередко способствуют их развитию и усложнению.
Во взаимодействии потребностей и благ имеет значение принцип безграничности. Безграничность потребностей проявляется в их постоянном расширении и усложнении. Однако не все блага, с помощью которых удовлетворяются потребности, безграничны. Внешний мир предоставляет человеку блага в изобилии (или «свободные блага»), и человек не испытывает при их использовании опасения за их сокращение. В обычных условиях ему не надо прилагать специальные усилия или тратить деньги на покупку благ, запасы которых безграничны. Но даровых благ природы в современных условиях осталось немного (воздух, свет, солнце и некоторые другие).
Почти все существующие в мире блага, имеющиеся в распоряжении как отдельного человека, так и всего общества, находятся в недостаточном количестве. Запасы благ никогда не могут полностью соответствовать безграничным потребностям. Возможности количественного роста благ зависят от научно-технического прогресса и развития производства. Но расширение масштабов производства и выпуск качественно новых товаров способствуют возвышению потребностей. Благ всегда меньше, чем это необходимо для удовлетворения насущных потребностей. Поэтому экономическими благами называются ограниченные, или редкие блага. Только свойство редкости делает благо экономическим. Не имеет смысла продавать или покупать блага, имеющиеся в неограниченном количестве.
Ограниченность товаров может возникать по естественным причинам (редкость обнаружения в природе), проявляться от ограничений, устанавливаемых обществом (юридические ограничейия), и религиозных воззрений (рис. 2.3). Экономическая теория делает акцент на универсальной ограниченности благ.
Экономическая
Религиозная
Естественная
Ограниченность (редкость) благ
Юридическая
; Рис. 2.3. Виды редкости
Ограниченность распространяется и на блага, создаваемые человеком. Это касается не только запасов, но и возможностей (или средств), имеющихся для их воспроизводства в данных конкретных условиях.
В зависимости от возможности пополнения запасов блага подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. Таким образом, объем и степень восполнимости запасов различных благ также характеризуются ограниченностью.
Свойство удовлетворять человеческие потребности присуще экономическим благам, так как они являются носителями полезности. Продукт или услуга становятся полезными с того момента, когда потребитель действительно испытает в них потребность. Именно поэтому В. Парето предлагал заменить термин «полезность» на «предпочтительность».
На основе индивидуальных оценок важности для потребителя того или иного блага представителями маржинализма была разработана теория ценности. В классической теории объективная концепция стоимости товаров базировалась на затратах общественного труда, воплощенного в товаре, а в теории предельной полезности субъективная концепция стоимости основывалась на полезности существующего в ограниченном количестве блага, способности продукта удовлетворять потребности экономических субъектов. Цену любого блага можно рассматривать как выражение степени его полезности. Полезность всегда имеет субъективный характер. Субъективность этой категории наглядно проявляется в том, что многие блага обладают полезностью вопреки тому, что объективно они вредны.
Наделенность благ свойствами ограниченности и полезности отражает рис. 2.4.
В экономической теории первую классификацию экономических благ предложил К. Менгер, подразделив их на нийшие и высшие. Блага низшего порядка — это те, которые непосредственно удовлетворяют потребности человека. Блага высшего (второго, третьего) порядка служат для производства благ низшего порядка. К ним традиционно относят сырье, материалы и производственный капитал, необходимые для создания благ потребительского назначения. Современный подход включает в содержание капитала социальные нормы взаимодействия, благодаря чему понимание благ высшего порядка расширилось. К ним отнесены нормы и правила экономического поведения, поскольку при использовании последних решаются вопросы распределения благ первого и второго порядка.
Экономические блага в форме материального продукта или услуги подразделяются на две большие группы:
1) потребительские товары и услуги, которые непосред- ственно удовлетворяют личные потребности индивидов {потре- бительские блага);
2) производственные товары и услуги, которые используют- ся в процессе производства для создания потребительских това- ров {капитальные блага).
Капитальные и потребительские блага в зависимости от длительности применения подразделяются на блага разового и длительного пользования. Это разграничение важно для изучения равномерности потребительского спроса. Так, производство благ длительного пользования менее равномерно, а потребность в их покупке более изменчива и нестабильна. Экономические блага, созданные для обмена (купли-продажи), являются товарами.
Экономические блага существуют в форме не только материально-вещественного продукта, но также работ и услуг.
Работами в экономике называют трудовую деятельность, рассматриваемую как продукт, результат; ее полезность предполагает экономическую форму оценки. Услуги — это вид экономической деятельности, результатом которой является изменение качества и полезных свойств уже созданных материальных продуктов. Экономический продукт в виде услуг предполагает новое качество, возникающее благодаря определенной деятельности. Хотя услуги не создают новые товары, они направлены на удовлетворение других потребностей. Вместе с тем отдельные виды услуг (например, информационные) влияют на результативность всей экономики государства. Так, в 1995 г. в США благодаря информации производилось около 3/4 добавленной стоимости национальной экономики.
С Счетом отраслевой производственной структуры все производимые блага и услуги подразделяются на промежуточные продукты (подлежащие дальнейшей обработке в ходе производственного цикла) и конечные, поступающие в сферу личного конечного потребления.
Следует различать частные и общественные блага. Частные блага производятся фирмами и домашними хозяйствами, а общественные — в государственном секторе.
Экономические блага, которые приобретаются потребителями в результате рыночного обмена, обладают двумя свойствами. Во-йервых, потребление единицы такого блага сокращает число его единиц, доступных другим субъектам. Иными словами, эти блага конкурентны в потреблении. Во-вторых, доступ к ним может быть исключен для потребителей, которые за них не заплатили (свойство исключаемости благ). Товары и услуги, характеризующиеся неисключаемостью и неконкурентностью в потреблении или тем и другим одновременно, относят к оби^е-ственным благам.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические