logo search
EKONOMIKA_PERVAYa_ChAST

Потребление и сбережения.

Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме – это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах – это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Потребление населения – один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до ¾ валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики. Для оценки потребительского поведения используется показатель – индекс потребительских настроений (ИПН). Он входит в число основных макроэкономических показателей, на основе которых делаются прогнозы экономического цикла. Это важно как для краткосрочного планирования любого бизнеса, так и для выработки экономической политики государства.

Потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от склонности к потреблению.

Под склонностью к потреблению понимается желание людей покупать потребительские товары. В экономическом анализе используются два понятия: средняя и предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению (APC) исчисляется как отношение потребляемой части национального дохода (С) ко всему национальному доходу (Y), т.е.

APC = _Потребление , или C

Доход Y.

Предельная склонность к потреблению (MPC) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

MPC = Изменения в потреблении, или ΔС

Изменения в доходе ΔY

Здесь отражена функциональная зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Размер потребительских расходов определяется главным образом уровнем дохода. Следовательно, MPC будет всегда меньше единицы, так как Y<C. Отсюда следуют выводы:

1) если MPC =0, то все приращение дохода будет сберегаться, т.к. сбережение есть та часть дохода, которая не потребляется;

2) если MPC=1/2, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

3) если MPC=1, то все приращение дохода будет израсходовано на потребление.

Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

Сбережения – это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Они равны разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение – это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд.

Следовательно, сбережение – это экономический процесс, связанный с инвестированием; часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения делаются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования – на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного использования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин.

Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающих желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (APS) выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y), т.е.

APC = _Потребление , или S .

Доход Y

Предельная склонность к сбережению (MPS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

MPS = _Изменения в сбережении_ , или ΔS .

Изменения в доходе ΔY

Если C + S = Y (т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то исходя из этого сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

MPC + MPS = 1.

Следовательно,

MPC = 1 – MPS и MPS = 1 – MPC.

3. Инвестиции.

Инвестиции – это долгосрочные вложения государственных или частных средств, направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей. К инвестициям не относится купля акций и облигаций, так как такие сделки означают передачу права собственности одного лица другому на существующие капитальные ценности.

Предприятия осуществляют инвестиции по следующим направлениям:

Соответственно этим направлениям различают:

Инвестиции подразделяются на валовые, чистые, автономные, индуцированные.

Валовые инвестиции включат затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства.

Чистые инвестиции раны валовым инвестициям за вычетом расходов на амортизацию основного капитала. Чистые инвестиции могут иметь:

Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода.

Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счет наиболее интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности. Для определения объёма инвестиций необходимо знать приростную капиталоемкость продукции, которая характеризуется необходимым количеством единиц дополнительного капитала (инвестиции) для производства дополнительной единицы продукции. Отсюда следует, что приданной приростной капиталоёмкости необходимы индуцированные инвестиции.

В целом потребности в инвестициях выступают в виде инвестиционного спроса.

Инвестиционные спрос представляет собой спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения с целью расширения производства. Инвестиционный спрос зависит от нормы прибыли и ставки банковского процента. Отсюда следует, что инвестиционный спрос выступает как функция ставки банковского процента.

Инвестиционный спрос растёт, если средства, вложенные в инвестиции, норма прибыли будет выше, чем процент от вложения этой суммы денежных средств в банк. Инвестиционный спрос падает, если процентная ставка за кредит возрастает и капитальные вложения становятся менее выгодными. Инвестиционный спрос замедляется, когда банковский процент повышается, а курс ценных бумаг понижается. В этом случае ресурсы капитала от продажи акций и облигаций уменьшаются.

В результате можно сделать вывод, что при использовании любого источника финансирования делать инвестиции будет выгодно до тех пор, пока ставка процента не превысит ожидаемой нормы прибыли от вложенных средств в инвестиции, т.е. спрос на инвестиции обратно пропорционален норме банковского процента.

От каких факторов зависят инвестиции?

Прежде всего, инвестиции зависят от ожидаемой нормы прибыли предполагаемых капиталовложений. Чем выше предполагаемая норма прибыли, тем выше должны быть инвестиции.

Второй фактор, определяющий величину инвестиций, - уровень процентной ставки. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже при прочих равных условиях уровень инвестиций, так как процентная ставка может рассматриваться в качестве цены инвестиций.

На величину уровня инвестиций оказывает влияние доход. Если говорить об автономных инвестициях, т.е. инвестициях не зависящих от уровня дохода, то сами инвестиции рассматриваются как фактор роста дохода. Однако по мере роста дохода инвестиционные возможности увеличиваются, и в данном случае имеют место производные инвестиции.

На величину инвестиций оказывают влияние и другие факторы: уровень налогообложения, политика правительства, общий характер инвестиционного климата в стране.

Государственные расходы и налоги

В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства. В системе финансовых отношений немаловажную роль, сточки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

Структура бюджетных расходов в странах с рыночной экономикой выглядит следующим образом:

    1. затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. в этом проявляется главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству, облегчить доступ менее обеспеченных слоёв к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью.

    2. затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.

    3. расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

    4. административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5) платежи по государственному долгу. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочные погашения части долга, размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство).

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры – сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе определения и стимулировать или сдерживать деятельность экономических субъектов.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы начисления и взимания налогов, т. е. определяет конкретные эле ты налогов. К элементам налогов относятся:

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно «давит» на лиц с большими доходами.

Регрессивный налог – средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредствен­но платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. К их числу следует отнести:

  1. подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий;

  2. поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на соцстрахование, на фонд заработной платы и рабочую силу и т.д.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги);

  2. на наследство;

  3. на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Практика налогообложения в большинстве развитых стран показывает, что существует два вида ведущих налогов: подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех их доходов из всех источников (как внутри страны, так и за рубежом), и налог на добавленную стоимость (НДС).

Эффект мультипликатора.

Под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Суть концепции мультипликатора заключается в том, что между изменениями автономных инвестиций и валового национального продукта существует устойчивая зависимость.

Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Образно выражаясь, можно сказать, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает состояния равновесия, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначально дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к нарастающему эффекту. Помимо первичного эффекта, возникает явление вторичного, третичного и т. д. эффекта, т. е. влияние затрат в одной сфере на расширение производства и занятости в других.

Мультипликатор представляет числовой коэффициент, который показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд. ден. ед., что привело к росту ВНП на 20 млрд. ден. ед., следовательно, мультипликатор равен 2. Если бы ВНП вырос на 30 млрд. ден. ед., тогда бы мультипликатор был бы равен 3.

Мультипликатор = Приращение ВНП = _Δ ВНП______

Приращение инвестиций Δ инвестиций

Возьмем условный пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Предположим, что население расходует на потребление 80% получаемого им дохода, а остальные 20% сберегает. Потребительская функция тогда имеет вид: С = 0,8 Y.

Пусть объем инвестиционной деятельности увеличился первоначально на 100 млрд. ден. ед. Это вызовет непосредственное увеличение доходов затронутых этим лиц на такую же сумму. В связи с этим увеличением доходов им придется увеличить свои потребительские расходы. В соответствии со сделанным выше предположением эти расходы возрастут на 100*0,8 = 80 млрд. ден. ед. (на 20 млрд. ден. ед. увеличатся сбережения). Такое увеличение спроса отразится на доходах еще какой-то группы лиц, которые тоже увеличатся на эту сумму. Эти лица в свою очередь увеличат свои потребительские расходы на сумму 80*0,8=64 млрд. ден. ед., что свидетельствует о возрастании на 64 млрд. ден. ед. еще чьих-то доходов, что заставит увеличить потребление еще на 64*0.8= 51,2 млрд. ден. ед. и т. д. Данный процесс будет продолжаться по математически бесконечной цепочке. Однако сумма увеличения дохода будет сходиться к определенному пределу (пределу суммы геометрической прогрессии). В данном примере этот предел легко подсчитать. Общее увеличение дохода составит:

100 + 80 + 64 + 51.2 +...= 100 (1 + 0.8 + 0.82+ 0.83 + ...) =

100 (1 / (1 — 0.8) = 100 / 0,2 = 500 млрд. ден. ед.

Первоначальное увеличение инвестиций на 100 млрд. ден. ед. вызвало, таким образом, через посредство мультипликатора пятикратное увеличение дохода. При этом потребительские расходы возросли на 500*0.8 = 400 млрд. ден. ед., а сбережения на 500 - 400= 100 млрд. ден. ед.; т. е. ровно настолько, насколько увеличились инвестиции. Равновесие между сбережениями и инвестициями восстановлено благодаря изменению уровня совокупного общественного дохода.

До настоящего времени рассматривался эффект мультипликатора, связанный с ростом потребительских расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Следовательно, рост спроса на товар побуждает производителей расширять производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая ВНП. Допустим, для организации строительства дорог государство инвестировало 1 млн. ден. ед. Если МРС, сложившаяся в обществе, равна 0.8. то мультипликатор, т. е. К. составит:

К= ­­­­­­­­­­­­­­­­­ _1_____= __1___ = __1__= 5.

1-МРС 1-0.8 0.2

Прирост ВНП составит Δ Y = Δ I*K=1000000*5=5000000 млн. ден. ед.

Следует отметить, что эффект мультипликатора проявляет себя в условиях экономики неполной занятости. Такой вывод вполне закономерен. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же будет черпаться дополнительные рабочие руки и производственные мощности?

Бюджетно-налоговая политика государства.

С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются:

1. обеспечение устойчивого экономического развития;

2. увеличение занятости;

3. снижение инфляции.

Бюджетно-налоговая политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Рассмотрим влияние изменения тех и других на совокупный спрос, чистый национальный продукт, полагая, что:

1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;

2) чистый экспорт равен нулю;

3) вся совокупность налогов сведена только к налогам на доходы населения;

4) налоговые поступления – величина постоянная;

5) фискальная политика влияет на совокупный спрос (совокупные расходы), но не на совокупное предложение.

С учетом этих допущений проанализируем воздействие государственных расходов на экономику.

Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема чистого национального продукта. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается снижением кривой совокупных расходов и обусловливает в несколько раз большее уменьшение объема ЧНП.

Таким образом, увеличивая свои расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем чистого национального продукта, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что, например, рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично – уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Увеличение или уменьшение налогов оказывает меньшее влияние на совокупные расходы, чем изменения государственных расходов.

На практике уровень государственных закупок, налогов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную фискальную политику. Встроенная стабильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.

Система пособий по безработице и социальные выплаты оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам; сбережения корпораций; личные сбережения и т.д.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, иначе говоря, проводить стимулирующую фискальную политику. В случае инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику, которая включает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов или сочетание того и другого.

Семинар

1. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережение.

2. Инвестиции.

3. Государственные расходы и налоги.

4. Эффект мультипликатора.

5. бюджетно-налоговая политика.

Рекомендуемая литература:

  1. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. стр. [270-280, 378-383, 284-287];

  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. Заслуженных деятелей науки РФ, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. стр. [421-423];

  3. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. стр. [174-176];

  4. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001, стр. [281-295];

  5. Макконнелл, К. Р.    Экономикс. Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. с англ. Н. Н. Барышникова и др. - 13-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. - XXVI, стр. [183-196].

  6. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, стр. [311-316];

  7. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1996 г., стр. [390-395];

  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под общей ред. проф., д.э.н. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд. «Дело и Сервис», 1999 г., [110-123];

  9. http://gumanitarist.narod.ru.