logo search
Курс лекций по микроэкономике

Естественная монополия

В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких фирм-конку­рентов, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фир­мы обходится дешевле, чем в нескольких. Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отрас­лей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (long run average cost, LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного време­ни вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем вы­пуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издер­жки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую (рисунок ниже).

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффектив­на в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией. В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком мо­жет обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Ситуация естественной монополии порождается технологией, использу­ющей значительный объем постоянного компонента издержек производ­ства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и на­личие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкурен­ция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обла­дает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мел­кие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конку­ренции и будут вытеснены с рынка. К таким отраслям принято относить большинство предприятий так на­зываемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, ка­бельное телевидение и т. п. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регио­не. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогич­ные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходить­ся слишком дорого. В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насос­ного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т. д.

На рисунке выше показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной есте­ственной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются. Если отрасль - естественная моно­полия, то выпуск продукции и цена ус­тановятся на уровне Q1 и Р1, соответ­ственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и пре­дельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издер­жек, естественный монополист получа­ет значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРМ, а цена зна­чительно превышает предельные из­держки. Оптимальная, с точки зрения обще­ства, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой дол­госрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополни­тельной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потре­бители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предель­ных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополни­тельное производство продукции превышает уровень имеющегося на дан­ную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Eз не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величи­ны LAС, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нор­мальной прибыли.

Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1 .

Экономия на масштабе производства защищает естественные монопо­лии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая техноло­гия не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.

Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эф­фективного производителя, этот производитель приобретает огромную ры­ночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимально­го для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного мо­нополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт та­кой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного моно­полиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязан­ных отраслей.

Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание ба­рьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.

Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять ре­гиональные границы деятельности естественного монополиста, регулиро­вать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назна­чать. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, же­лезнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов оп­ределяются соответствующими государственными или муниципальными органами.

Основные правила регулирования деятель­ности естественных монополий заключаются в следующем.

Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.

Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обус­ловливают рост чистых потерь общества.

Прибыль естественной монополии не должна превышать нормаль­ной прибыли на вложенный капитал.

Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки долж­ны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированно­го капитала. Следовательно, ценовое регулирование отрасли - естественного монопо­листа предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому регулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAС и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизированы.

Государственное регулирование должно обеспечивать эффектив­ность производства.

Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную при­быль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих из­держек.

Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издер­жки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - ус­тановление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли от­расли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу. Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится по­добные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Други-ми словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существую­щей цены в течение длительного периода.

Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производства то­вара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижаются сти­мулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсутствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на положении фирмы на рынке.

Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным моно­полистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регу­лируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти есте­ственного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возможности появле­ние новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью экономии на масшта­бе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополиста уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя реальный выход может быть и не осуществлен.

В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения монополь­ного производства на несколько фирм или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных эле­ментов является конкуренция не внутри отрасли, а конкуренция за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара (получение франчайза). Подобный способ встречается в таких от­раслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

В некоторых отраслях конкурентный механизм может быть встроен на отдельных участках в рамки естественной монополии. Например, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возможным конкуренцию небольших электростанций с централизованными гигантами в сфере дос­тавки электроэнергии потребителям на чужую территорию. Прекращение же деятельности естественной монополии может произой­ти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в результате из­менения технологии производства.