logo
Курс лекций по микроэкономике

Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".

Рассмотрим, как меняется потребление человеком продуктов питания и одежды под влиянием изменения цен на продовольствие. Рисунки ниже по­казывают потребительский выбор, на котором человек останавливается, когда распределяет фиксированный доход между двумя товарами при изменении цен на продукты питания.

Продукты питания,

е д

Рис. Кривая «цена-потребление» и эффект от изменения цены

Первоначально цена продуктов питания составляла 1 руб, цена одежды — 2 руб, а доход равнялся 20 руб. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В. Здесь потребитель приобретает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что позволяет достичь уровня полезности, опре­деляемого кривой безразличия со значением полезности, равным U2. Посмотрим теперь на эффект от изменения цены, который показывает взаимосвязь между ценой на продукты питания и тре­буемым их количеством. На оси абсцисс отложено коли­чество потребляемого товара, но по оси ординат теперь отложены цены на продукты питания. Точка E соответствует точке В на рис. выше. В точке E цена продуктов питания составляет 1 руб, и потребитель покупает 12 единиц продуктов питания.

Предположим, что цена продуктов питания возросла до 2 руб. Бюджетная линия вращается по часовой стрелке, становясь в 2 раза круче. Относительно более высокая цена продовольствия увеличила величину угла наклона бюджетной линии. По­требитель теперь достигает максимальной полезности в точке А, которая расположена на кривой безразличия U1 (так как цена продуктов питания поднялась, поку­пательная способность потребителя и достигаемая полез­ность снизились). Так, в точке А потребитель выбирает 4 единицы продуктов питания и 6 единиц одежды. Модифицированный выбор по­требления соответствует точке D, которая показывает, что при цене 2 руб. потребуется 4 единицы продуктов пи­тания. Наконец, что произойдет, если цена на продоволь­ствие снизится до 0,50 руб.? В этом случае бюджетная линия вращается против часовой стрелки, так что потре­битель может достичь более высокого уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U3 и выберет точку C с 20 единицами продуктов питания и 5 единицами одежды. Точка F на рис. ниже соответствует цене в 0,50 руб. и 20 единицам продуктов питания.

Посмотрим теперь, что случается при изменении до­хода. Последствия от изменения дохода могут быть про­анализированы таким же образом, как и при изменении цены. Рис. ниже показывает потребительский выбор, на котором останавливается потребитель при распределении фиксированного дохода на пишу и одежду, когда цена на продукты питания составляет 1 руб, а на одежду — 2 руб. Пусть первоначально доход потребителя равняет­ся 10,00 руб. Тогда максимизирующий полезность по­требительский выбор находится в точке А, в которой по­требитель покупает 4 единицы продуктов питания и 3 еди­ницы одежды.

Продукты питания, ед

Рис. Кривая «доход-потребление» и эффект от изменения дохода

Данный выбор в 4 единицы продуктов питания показан также на следующем рисунке в точке D на кривой спроса D1. Кривая D1 представляет собой кривую, которую мы выводим, если доход остается на уровне 10 руб., но цена продовольствия меняется. Так как мы оставляем цену на продукты пита­ния постоянной, то видим лишь одну-единственную точ­ку D на данной кривой спроса.

Что произойдет, если доход потребителя возрастет до 20 руб.? Тогда бюджетная линия сместится вправо параллельно первоначальной бюджетной линии, позволяя достичь уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U2. Оптимальный выбор потребителя теперь находится в точке В, где он покупает 10 единиц продуктов питания и 5 единиц одежды.

Этому потреблению продовольствия со­ответствует точка E на кривой спроса D2 (D2 — кривая спроса, которую мы выводим, если доход фиксируется на уровне 20 руб., но цена продуктов питания варьи­руется).

Наконец, отметим, что если доход возрастает до 30 руб., выбор потребителя обращается в точку С с набором потребительских товаров, состоящим из 15 еди­ниц продовольствия и 7 единиц одежды, представлен­ным точкой F на рисунке.

Данное упражнение могло бы быть продолжено, чтобы охватить все возможные изменения в доходе. На кривой «доход — потребление» расположены все мак­симизирующие полезность сочетания продуктов питания и одежды, связанные с тем или иным уровнем дохода. Кривая «доход — потребление» движется в направлении снизу слева — наверх вправо, потому что потребление как продовольствия, так и одежды увеличивается вместе с рос­том дохода. До этого мы видели, что изменение в цене товара соответствовало движению вдоль кривой спроса. Здесь все иначе. Так как каждая кривая спроса соответ­ствует своему уровню дохода, любое изменение в доходе должно вести к сдвигу самой кривой спроса. Так, точка А на кривой «доход — потребление» соответст­вует точке D на кривой спроса D1 , а точка В соответствует E на кривой спроса D2. Кривая «доход — потребление» с наклоном вверх подразумевает, что увели­чение дохода вызывает смещение кривой спроса вправо, в данном случае. Когда кривая «доход — потребление» имеет положи­тельный угловой коэффициент, требуемое количество возрастает с ростом дохода, а эластичность спроса от до­хода является величиной положительной. Чем больше сдвиги вправо кривой спроса, тем больше эластичность спроса от дохода. В данном случае товары считаются нормальными: потребители хотят купить большее коли­чество этих товаров по мере роста доходов. В ряде слу­чаев спрос падает по мере роста дохода и эластичность спроса является отрицательной величиной. Такие товары мы считаем низкокачественньлми. Термин «низкокачествен­ный» не является отрицательной характеристикой, он просто означает, что потребление снижается, когда растет доход. На рис. ниже показана кривая «доход — потребление» для низкокачественного товара. При относительно низких уровнях дохода и гамбургер, и бифштекс являются нор­мальными товарами. Однако когда растет доход, кривая «доход — потребление» отклоняется назад (от В к С). Это происходит потому, что» гамбургер стал товаром низ­кого качества - его потребление снизилось, когда возрос доход.

T 06

Гамбургеры, единиц