logo
Курс лекций по микроэкономике

Спрос и предложение на рынке услуг капитала.

Теперь обратимся к исследованию второго сегмента рынка капитала - рынка услуг капитала. Если мы принимаем во внимание различие между рынком капитальных благ и рынком услуг капитала, то нам станут понятными различия между субъектами спроса на капитал и его предложения на разных сегментах рынка капитала. Вообще в рыночной экономике предложение факторов произ­водства (труда, капитала, земли, предпринимательских услуг) осуществля­ют домашние хозяйства, а спрос на факторы производства предъявляют фирмы (бизнес). Следовательно, и на рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяй­ства. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют, как правило, фирмы (бизнес), сдающие в аренду принадлежащие им капиталь­ные блага по определенной ставке, которая, как мы отмечали, называется арендной платой, или рентной оценкой. Так, например, фирма может сдать в аренду принадлежащие ей компьютеры, по определенной рентной оцен­ке за 1 машино-час.

Физический капитал пользуется спросом, потому что он производите­лен. Но важно заметить, что, когда мы говорим о спросе на капитал как фактор производства, то не можем абстрагироваться от спроса на заемные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его фор­ме (машины, оборудование и т п.). Спрос на капитал - это спрос на заем­ные средства (ссудный капитал), а не просто на деньги. Чисто внешне спрос на ссудный капитал предстает как спрос на определенную сумму де­нег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на ссудный капитал - это не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на заемные средства для осуще­ствления инвестиций, т. е. ему требуется определенная денежная сумма для пополнения производственных фондов (капитала в физической форме). Конечно, домашние хозяйства (население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная, так как не связана с предпринимательской деятельностью. Кроме того, не будем забывать, что спрос на физический капитал, так же, как и на другие факторы произ­водства, является производным спросом, т. е. он зависит от спроса на те блага и услуги, в производстве которых используется физи­ческий капитал. Домашние хозяйства, являющиеся поставщиками капитальных благ, не предоставляют, как может показаться на первый взгляд, станки, машины, оборудование в их натуральном виде фирмам (бизнесу). Они предоставля­ют заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага.

Спрос на услуги капитала можно представить графически в виде кри­вой, имеющей отрицательный наклон:

Из графика видно, что по мере вовлечения в производственный процесс все большего количества услуг капитала (при прочих рав­ных условиях) снижается предель­ный продукт капитала в денежном выражении (MRPK), или предель­ная доходность капитала. Эта за­кономерность для нас не нова - то же самое наблюдается и при уве­личении услуг труда и снижении его предельного продукта. Следо­вательно, мы сталкиваемся с уже известным законом убывающей доходности. Этот закон помогает понять динамику уровня дохода на капи­тал, или чистой производительности капитала. При прочих равных услови­ях (т. е. неизменных объемах используемых факторов труда и земли) чис­тая производительность капитала, или «естественная» норма процента (уровень дохода на капитал) имеет тенденцию к понижению по мере роста вовлеченных в производство услуг капитала. Эту закономерность давно за­метили экономисты прошлого - А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Маршалл и многие другие теоретики. Это знает и бизнес на своем опыте, чисто эм­пирически: чем больше капитальный запас в стране, тем меньше (при про­чих равных условиях) отдача от него, или прибыльность. Вот почему в бо­гатых капиталами промышленно развитых странах уровень дохода на ка­питал может оказаться ниже, чем в менее развитых, не так насыщенных капиталами странах.

Кроме понижательной тенденции уровня дохода на капитал важно под­черкнуть, что при миграции капитала между различными отраслями про­мышленности в условиях совершенной конкуренции эта норма имеет тен­денцию к выравниванию. И действительно, если не существует барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее, слишком высокие уровни дохода на капитал, например, в пищевой промышленности, привлекут сюда пред­принимателей. По мере роста капиталовложений в эту отрасль, уровень их доходности начнет снижаться, а в тех отраслях, которые капитал покинул, доходность капиталовложений начнет повышаться. Таким образом, в усло­виях совершенной конкуренции свободный перелив капитала приведет к выравниванию альтернативной ценности различных проектов капитало­вложений.

Какое же количество услуг капитала будет приобретать фирма? Для от­вета на этот вопрос необходимо сопоставить предельный продукт капитала в денежном выражении (MRPK) со сложившейся на рын­ке ценой услуг капитала, т. е. рентной оценкой (R). Оптимальное количе­ство услуг капитала будет приобретено тогда, когда MRPK будет равен рен­тной оценке (например, рентная оценка R0 при К0, где К0- количество ус­луг капитала).

Теперь обратимся к анализу предложения услуг капитала как фактора производства. Как правило, услуги капитала поставляются друг другу фир­мами, сдающими в аренду принадлежащее им оборудование. Но не будем забывать, что значительная часть услуг капитала приобретается фирмами, использующими собственное оборудование (фирмы как бы арендуют сами у себя принадлежащее им оборудование). Предложение услуг капитала можно рассмотреть в краткосрочном и долгосрочном периоде. В первом случае оно является абсолютно неэластичным, так как за короткий промежуток време­ни нельзя увеличить количество услуг станков, машин, оборудования и т.п., используемых с неизменным уровнем интенсивности. Однако в долгосроч­ном периоде предложение услуг капитала становится эластичным, посколь­ку изменяется сама величина капитального запаса страны (станков, машин, оборудования), который и может поставить больше услуг капитала. Графически предложение услуг капитала в долгосрочном периоде мож­но представить в виде кривой, имеющей положительный на­клон.

Почему кривая предложения услуг капитала SK имеет поло­жительный наклон? Потому, что те субъекты, которые предлага­ют услуги капитала, отказыва­ются от альтернативного его применения. Допустим, некая фирма приобрела велотренажер и сдает его в аренду коммерчес­кому спортивному клубу. Цель подобной операции - получение арендной платы, или рентной оценки за услуги такого капи­тального блага, как велотренажер. Чем выше будет рентная оценка, сложив­шаяся на рынке проката данного капитального блага, тем больше капитальных услуг может быть поставлено. Какое же количество услуг капитала будет поставлять наш владелец капитального блага? Для этого нужно сравнить так называемую минимально приемлемую рентную оценку (Rmin) и предель­ные издержки упущенных возможностей (МОС - marginal opportunity cost), связанные с владением данным активом (например, Rmin= MOC при пред­ложении услуг капитала К0). Не будем забывать, что фирма несет издержки упущенных возможнос­тей, предоставляя капитальное благо в аренду. Ведь для покупки этого бла­га нужно было затратить определенные денежные средства, свои собствен­ные или заемные. Если свои собственные, то фирма отказалась на опреде­ленный период времени от других, альтернативных способов использова­ния этих денежных средств (можно было бы купить участок земли и полу­чать арендную плату; положить деньги на срочный депозит под проценты и т. д.). Таким образом, мы видим, что рынок услуг капитала неразрывно связан с рынком заемных средств. Другими словами, чем большую сумму денег фирма вкладывает в по­купку капитального блага, тем больше предельные издержки упущенных возможностей, которые она несет.

Возвращаясь к минимально прием­лемой рентной оценке, можно сказать, что она должна быть достаточной для того, чтобы покрыть те издержки, ко­торые возникли при сдаче в аренду ка­питального блага (в расчете на год): го­довую амортизацию сдаваемого в арен­ду блага, плату за заемные средства, если бралась ссуда для покупки капитального блага, страховку и т. д.

И, наконец, необходимо соеди­нить два графика воедино, т. е. спрос на услуги капитала и предложение услуг капитала.

Как видно из графика, спрос на услуги капитала уравновешивается с предложением услуг капитала при рентной оценке RE. Любые сдвиги кри­вых SK и DK под воздействием изменений в технологии, потребительских вкусов и предпочтений и т. д. изменят уровень равновесной рентной оцен­ки на рынке услуг капитала.