Общественные блага
Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов (см. далее), проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации (см. выше).
Существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. п. Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм, как отмечалось, не может предоставить общественные блага.
Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример - национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага - автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки. Поскольку увеличивается соперничество на перегруженных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.
В связи с производством общественных благ, возникает проблема «безбилетника», или «зайца», т. е. уклонение отдельного индивидуума от участия в финансировании производства общественного блага. Путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Известным примером является случай уличного освещения. Если начать опрашивать жителей улицы, пытаясь выяснить потребность каждого человека в освещении и в зависимости от этой потребности определить его долю в финансировании производства данного блага, скорее всего, люди будут склонны скрывать свои истинные потребности, чтобы уклониться от уплаты или уменьшить ее. Очень велико искушение стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (в нашем примере улица может так и остаться неосвещенной). Можно, конечно, потратить уйму времени, пытаясь выследить каждого жильца, определить его график перемещений по улице, узнать хотя бы приближенно его потребность в освещении, но трансакционные издержки по сбору такой информации будут велики. Следовательно, если нет дешевого способа отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего населения.
Проблему предоставления общественных благ можно рассмотреть с использованием известной «дилеммы заключенного». Применительно к производству общественных благ следует сказать, что «дилемма заключенного» объясняет, почему нельзя организовать производство данных благ на рыночной основе. Если бы решение о финансировании производства общественных благ принималось на основе опроса, возможны были бы ошибки в силу некооперативного поведения участников опроса. Нужно ли уличное освещение? Каждый думает «да», но боится, что другие скажут «нет», и тогда тяжесть финансового бремени ляжет на его плечи. Он говорит «нет», но и все остальные говорят «нет». Получается, что уличное освещение вообще никому не нужно. Наглядная иллюстрация «дилеммы заключенного» может быть представлена в виде платежной матрицы.
Для финансирования производства некоего общественного блага требуется 10 000 долл. Общество в нашем гипотетическом случае состоит из 1000 человек. Следовательно, каждый должен согласиться платить 10 долл. Платежная матрица примет следующий вид (см. рис.).
Оптимальный случай - в квадрате IV, но он требует кооперативного поведения каждого члена общества. На практике наибольшей возможностью отличается случай, представленный квадратом II (все отвечают «нет»). Чтобы избежать подобной ситуации, производство общественных благ возлагается на государство.
Государство финансирует данные проекты из бюджетных средств. Известно, что расходы на национальную оборону являются во многих странах одной из весьма значительных статей бюджета. Большую расходную статью составляют и средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник их финансирования - налоги с домашних хозяйств и бизнеса. При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Как отмечалось в начале главы, из-за незначительного размера или отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель общественного блага, не имеет смысла строить сложную систему их оплаты, пытаясь отделить «безбилетников», поэтому они и финансируются из государственного бюджета.
Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.
В принципе, принимая на себя финансирование общественных благ, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации: весьма сложно и дорого было бы, например, проводить опрос, подобный тому, который описывался в связи с уличным освещением. Ясно, что трансакционные издержки организации такого своеобразного референдума в конечном счете перекрыли бы все плюсы выявления истинных предпочтений населения.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию. Базовые экономические понятия
- Введение в историю экономической мысли.
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- Производство и экономика
- Производство, распределение, обмен и потребление
- Экономические агенты и экономический кругооборот
- Роль государства в экономике. Провалы рынка
- Товар и деньги
- Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.
- Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение
- Основные элементы рыночного механизма
- Цена, спрос и предложение.
- Взаимодействие спроса и предложения
- Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
- Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике
- Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
- Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".
- Эффект дохода и эффект замены
- Тема 4. Теория издержек. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков
- Издержки производства в коротком периоде и их виды. Понятие прибыли
- Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 5. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики
- Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Чистая монополия.
- Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи
- Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти
- Естественная монополия
- Монопсония
- Антимонопольное законодательство
- Олигополия
- Заключенный х
- Монополистическая конкуренция
- Тема 6. Теория производства
- Рынки факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательство
- Производственная функция
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Изокванта, изокоста. Предельная норма технологического замещения.
- Теория предельной производительности факторов. Изокоста. Оптимум фирмы
- Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли
- Тема 7. Основы теории рынка ресурсов
- Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
- Тема 8. Рынок труда
- Особенности рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата.
- Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда.
- Дифференциация ставок заработной платы. Удерживающая заработная плата и экономическая рента.
- Несовершенная конкуренция на рынке труда
- Тема 9. Рынок земли
- Особенности предложения земли. Земельная рента.
- Равновесие на рынке услуг земли.
- Дифференциальная земельная рента
- Цена земли как капитального актива
- Тема 10. Рынки капитала
- Понятие капитала в экономической теории
- Спрос и предложение на рынке услуг капитала.
- Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная теории процента
- Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Фактор риска в процентных ставках
- Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
- Рынок капитальных активов (капитальных благ длительного пользования)
- Межвременное бюджетное ограничение. Кредитор или заемщик?
- Рынок ценных бумаг и его участники.
- Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска
- Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
- Риск и способы его снижения. Страхование
- Спекуляция в рыночном хозяйстве
- Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)
- Общественные блага
- Необходимость государственного регулирования
- Тема 13. Теория внешних эффектов
- Трансакционные издержки
- Права собственности
- Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 14. Теория общественного выбора
- Теория общественного выбора
- Тема 15. Общее равновесие, экономическая эффективность и благосостояние
- Общественное благосостояние и эффективность