logo
Курс лекций по микроэкономике

Монопсония

Предыдущий анализ был связан с монополией как феноменом опреде­ленной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония - это «один поку­патель». Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших на­учных заслуг Джоан Робинсон.

Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами по­купателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдель­ный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыноч­ную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является аб­солютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за то­вар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.

Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конку­ренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).

На графике выше (рис. а), уже известном из анализа совершенной кон­куренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет го­ризонтальный вид, а кривая его предложения — это восходящая ветвь кри­вой предельных издержек МС. График б является зеркальным отражением графика а. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на кривую предложения S, т. е. они также являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика предложения является признаком совер­шенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?

Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для покупа­теля означает, что он никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее. Предельные издержки приобретения - это дополнительные издерж­ки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каж­дой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издер­жки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражает­ся на горизонтальности линии предложения. Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конку­ренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S — это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных из­держек приобретения продукции МС.

Условием равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придер­живаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия. Что такое предельные издержки покупателя, уже выяснено: это его до­полнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продук­ции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководству­ется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полез­ности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предель­ной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один поку­патель. Что же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид.

Прежде чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» кон­курируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

На данной стадии анализа ясно, что если покупатель - один, а продав­цов - много, конкуренция развернется, прежде всего между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции. Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершен­ной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при со­вершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот воп­рос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсо­ниста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не ско­ропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать про­изводителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсонистом.

Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздей­ствовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражаю­щая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли (рисунок ниже). Кривая предложения для монопсониста - это кривая средних издер­жек отрасли (АС). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответству­ет тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q. Для монопсониста, как видно из графика АС, цена предложения может быть:

1. Понижающейся — нисходящая ветвь АС (это — довольно редкий слу­чай);

2.Повышающейся - восходящая ветвь АС.

Итак, цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, мо­жет быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предель­ные (дополнительные) издержки приобретения продукции (МО) монопсо­ниста перестают быть неизменными (как при совершенной конкуренции); они могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также и понижающимися, и повышающимися.

Рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда кривая спроса D мо­нопсониста пересекает кривую предложения отрасли АС при повышающей­ся цене предложения (рисунок ниже).

Монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви кривой предложения АС. На данном рисунке известные нам кривые трактуются следующим образом:

АС - это кривая средних издержек в отрасли (с точки зрения монопсо­ниста - это кривая предложения продукции);

МС - это кривая предельных издержек отрасли (с точки зрения моно­псониста - кривая его предельных издержек приобретения товара);

D - кривая спроса (с точки зрения монопсониста - кривая предельной полезности, или предельного дохода MU, или MR). Найдем точку равнове­сия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

Точка Е - место пересечения кривой МС и кривой D (кривой предель­ного дохода покупателя-монопсониста). Таким образом, на кривой АС на­ходим точку Е1, которая и определит уровень цены приобретения монопсони­ста Р1. Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершен­ной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Q1 что меньше количества Q0 в условиях совер­шенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсо­нист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя - монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конку­ренции. Разница заключается только в том, что монополист устанавли­вает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист — ниже того уровня, который был бы при совершенной конку­ренции. После рассмотрения проблем монопсонии можно дать сравнительный ана­лиз условий равновесия фирмы - монополиста и фирмы - монопсониста. Но вначале еще раз напомним о графике кривой спроса на продукцию совершенного конкурента. Эта линия - D, параллельная оси абсцисс. Од­новременно это и линия предельного дохода MR. Другими словами, в ус­ловиях совершенной конкуренции линии D и MR слиты в одну, «нерасщеп­ленную» горизонтальную линию.В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса D как бы «раз­дваивается» - на собственно кривую D и ее своеобразную «тень» - кривую предельного дохода MR. А теперь перейдем к сравнению равновесия моно­полии и монопсонии.

• При монополии кривая спроса «расщепляется» на кривую D и ее «тень», кривую MR. При монопсонии «расщепляется» кривая предложе­ния на кривую АС и ее «тень», кривую МС (предельные издержки при­обретения).

• При монополии кривая предельного дохода - это MR. При монопсонии кривая предельного дохода монопсониста - это кривая спроса D, или кривая предельной полезности MU.

• При монополии все возможные точки цены продажи лежат на кривой спроса D. При монопсонии все точки цены приобретения товара лежат на кривой предложения АС.

• При графическом анализе монополии мы вначале ищем точку пере­сечения кривых МС и MR, а затем проводим вертикаль до кривой спроса D. Так мы определяем уровень продажной цены. При анализе монопсонии вначале также ищем точку пересечения кривых МС и MR (D), а затем проводим вертикаль до кривой предложения монопсониста АС. Так определяем уровень цены приобретения.

• При совершенной конкуренции со стороны производителей цена рав­новесия установилась бы на уровне пересечения кривой спроса D и кривой предложения МС. И она была бы ниже монопольной цены. При совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равновесия тоже установилась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя АС. И она была бы выше цены монопсонии.