logo
Курс лекций по микроэкономике

Товар и деньги

Благо вообще — это способность предметов удовлетво­рять потребности человека (см. выше). Неоклассическая школа уделяет особое внимание раз­граничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости, о котором уже шла речь выше. Благо неэкономическое имеется в неогра­ниченном количестве. Экономическое благо является ре­дким благом. Именно соотношение между и доступным для рас­поряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими.

Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда — недаром на это обстоятельство обращает внимание К.Менгер, давая научное объяснение категории товара. Интересно, что такая черта товара, как способность перемещаться в пространстве от одного лица к другому натолкнула этого ученого на мысль о необходимости разграничения понятия товар в обыденном и научном смысле слова. Те продукты, которые торговец или производитель держит наготове для обмена и которые относятся к движущимся вещам, легко переместимы в пространстве, называ­ются товарами в обыденном понимании. Товары в научном понимании, подчеркивает К.Менгер, это — экономические блага, независимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена (Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политиче­ской экономии. M., 1992. С. 201-202).

Важнейшими характеристиками товара являются потре­бительная стоимость и меновая стоимость. Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристо­тель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой стоимостью.

Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью. Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань — потреб­ность в одежде и т.д. Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источ­нике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром. Чтобы вещь могла стать товаром, она должна быть пред­назначена для обмена. Необходимо отметить, что потреби­тельная стоимость товара должна удовлетворять потребно­сти не того, кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

Меновая стоимость — это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмени­ваются на потребительные стоимости другого рода. Напри­мер, один топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и вы­ражена их меновая стоимость. Сторонники трудовой тео­рии стоимости считали, что товары в определенных коли­чествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу — труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара — масса, объем, форма и т.п., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потре­бительных стоимостей обмениваемых товаров, но потреби­тельные стоимости различных товаров, как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимо­сти являются количественно несоизмеримыми. Однако в современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории пре­дельной полезности: К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полез­ность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами связывается с процессом развития обмена. Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком человеческого сотрудничества». Самой простой формой обмена является бартер. Бартер - это непосред­ственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обмени­вает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при ограни­ченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю боль­шого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Эти затруднения, отмечал К.Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуждения» при­водит к решению указанного затруднения». Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту (термин К.Менгера). Выражаясь современным язы­ком, речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвид­ный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С по­нятием ликвидности мы еще будем неоднократно встречаться в последую­щих темах. Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов экономической жизни общества. Они, как известно, появились на оп­ределенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как про­дукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат разви­тия экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение катего­рии цены. Цена - это пропорция обмена товаров на деньги. Таким обра­зом, мы видим, что определения цены могут охватывать разные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена — это альтерна­тивные издержки. Во-вторых, цена - это инфор­мационный сигнал («симптом экономического выравнивания», по Менгеру), который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгод­ное направление его деятельности. И, наконец, цена - это пропорция обме­на товаров на деньги.