logo
Курс лекций по микроэкономике

Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах

Мы уже ввели различия между мгновенным (очень коротким, рыночным), коротким и длительным периодами. Их характер в экономике, как было сказано, не связан непосредственно с продолжительностью их во времени. В теории рынков понятия периодов несколько уточняются. Мы можем дать им следующие определения.

Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано.

Коротким периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (размеры и число заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.

Длительным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и затрат. В предельном случае (если условия деятельности совершенно неблагоприятны) предприятие может полностью прекратить деятельность (уйти из отрасли или с рынка). С другой стороны, новые предприятия могут войти в отрасль (на рынок) в случае благоприятных рыночных условий. Таким образом, число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может варьировать.

В итоге к уже известным характеристикам мгновенного, короткого и длительного периодов добавляется еще одна - возможность (невозможность) входа на рынок (в отрасль) новых и выхода ранее действовавших предприятий. В коротком периоде количество предприятий в отрасли и их мощность постоянны, в длительном не только объем применяемых ресурсов и затраты, но и число предприятий и их мощности переменны.

В связи с допущением однородности продукции функции затрат всех предприятий отрасли должны быть одинаковы - однородность продукции предполагает и однородность затрачиваемых ресурсов. Поэтому мы можем говорить о поведении типичного предприятия, все выводы о котором будут справедливы и в отношении каждого предприятия отрасли. В целях упрощения мы полагаем, что запасы готовой продукции у каждого предприятия отсутствуют (равны нулю), так что объем продаж каждого предприятия равен объему его выпуска в том же периоде.

Как уже отмечалось, в условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Определим выпуск, обеспечивающий максимум прибыли совершенно конкурентного предприятия при заданных условиях рынка и технологии. Заметим лишь предварительно, что экономисты называют максимумом прибыли как максимум положительной разницы между выручкой и затратами производства продукции, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если получить положительную прибыль невозможно.

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как раз­ность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества про­дукции на цену (TR = QxP), а валовые издержки - произведение количест­ва продукции на средние издержки (ТС = QxAС). Таким образом, лишь со­единив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного до­хода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объ­ем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Когда линия предель­ного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. а), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нор­мальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода распола­гается выше кривой средних издержек (рис. б), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т. е. прибыль, превышающую нормаль­ный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь пря­моугольника OC2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника С2 Р2 ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

На рис. в показана иная ситуация: средние издержки при любом объ­еме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оп­тимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3).

Рис. Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

От убытков в рыноч­ной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка) фирма не полу­чает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то что для нее предпочтительнее - продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производ­ство? В каком случае убытки будут меньше?

Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к посто­янным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизи­рует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменными издержками (AVC).

Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке ниже. Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних перемен­ных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина сред­них издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних пере­менных издержек - отрезок Q1L. Следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая вы­ручка (прямоугольник ОР1ЕQ1) будет меньше полных издержек (прямоу­гольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCv LQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника Р1СтМЕ. Если же фирма ос­тановит производство, то убытки составят всю величину постоянных из­держек (прямоугольник CvCтML).

Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, фирме в краткосрочном периоде выгод­нее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убыт­ки. Если цена равна минималь­ным средним переменным из­держкам, то для нее безразлич­но, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено.

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы произ­водства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кри­вой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то од­ной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в дан­ной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Измене­ние рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, по­ка совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода.

Рис. Минимизация убытков фирмы в краткосрочном периоде

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы ис­чезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменя­ется число фирм.

Рассмотрим, как изменяется равновесие фирмы при измене­нии числа фирм в отрас­ли. Обратимся снова к Рис. «Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде». Если рыноч­ная цена выше средних издержек (рис. б) и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стре­миться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэто­му предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция меж­ду фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис.в ), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает воз­растать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис.а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в со­стоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно запи­сать следующим образом:

МС = Р = АС = LAC

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рисунке ниже.

Можно сделать вывод, что в ус­ловиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограни­ченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различны­ми производственными процессами.

С одной стороны, условие Р=АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресур­сов. Кроме того, условие AC=LAC предусматривает, что фирма имеет оп­тимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны мини­мальным долгосрочным средним издержкам.

С другой стороны, условие Р=МС показывает, что цена как мера пре­дельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутству­ет, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци­ей. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли со­впадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется нали­чием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих диффе­ренцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной кон­куренции будут рассмотрены далее.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. При этом яснее будут видны различия между совершенной и не­совершенной конкуренцией (табл. ниже). В качестве признаков, определяю­щих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.