Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
Мы уже ввели различия между мгновенным (очень коротким, рыночным), коротким и длительным периодами. Их характер в экономике, как было сказано, не связан непосредственно с продолжительностью их во времени. В теории рынков понятия периодов несколько уточняются. Мы можем дать им следующие определения.
Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано.
Коротким периодом называется такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (размеры и число заводов, фабрик, других производственных единиц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.
Длительным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и затрат. В предельном случае (если условия деятельности совершенно неблагоприятны) предприятие может полностью прекратить деятельность (уйти из отрасли или с рынка). С другой стороны, новые предприятия могут войти в отрасль (на рынок) в случае благоприятных рыночных условий. Таким образом, число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может варьировать.
В итоге к уже известным характеристикам мгновенного, короткого и длительного периодов добавляется еще одна - возможность (невозможность) входа на рынок (в отрасль) новых и выхода ранее действовавших предприятий. В коротком периоде количество предприятий в отрасли и их мощность постоянны, в длительном не только объем применяемых ресурсов и затраты, но и число предприятий и их мощности переменны.
В связи с допущением однородности продукции функции затрат всех предприятий отрасли должны быть одинаковы - однородность продукции предполагает и однородность затрачиваемых ресурсов. Поэтому мы можем говорить о поведении типичного предприятия, все выводы о котором будут справедливы и в отношении каждого предприятия отрасли. В целях упрощения мы полагаем, что запасы готовой продукции у каждого предприятия отсутствуют (равны нулю), так что объем продаж каждого предприятия равен объему его выпуска в том же периоде.
Как уже отмечалось, в условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Определим выпуск, обеспечивающий максимум прибыли совершенно конкурентного предприятия при заданных условиях рынка и технологии. Заметим лишь предварительно, что экономисты называют максимумом прибыли как максимум положительной разницы между выручкой и затратами производства продукции, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если получить положительную прибыль невозможно.
Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR = QxP), а валовые издержки - произведение количества продукции на средние издержки (ТС = QxAС). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.
Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. а), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.
Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис. б), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т. е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника С2 Р2 ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.
Рис. Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
От убытков в рыночной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка) фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она по-прежнему остается на данном рынке, то что для нее предпочтительнее - продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производство? В каком случае убытки будут меньше?
Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизирует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменными издержками (AVC).
Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке ниже. Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина средних издержек производства составит отрезок Q1M, величина средних переменных издержек - отрезок Q1L. Следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая выручка (прямоугольник ОР1ЕQ1) будет меньше полных издержек (прямоугольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCv LQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника Р1СтМЕ. Если же фирма остановит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек (прямоугольник CvCтML).
Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено.
Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода.
Рис. Минимизация убытков фирмы в краткосрочном периоде
Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? По мере увеличения рассматриваемого периода времени, во-первых, для отдельной фирмы исчезает различие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятся переменными, а во-вторых, на рынке в целом изменяется число фирм.
Рассмотрим, как изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Обратимся снова к Рис. «Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде». Если рыночная цена выше средних издержек (рис. б) и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.
Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис.в ), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.
Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис.а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующим образом:
МС = Р = АС = LAC
Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рисунке ниже.
Можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.
С одной стороны, условие Р=АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие AC=LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам.
С другой стороны, условие Р=МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:
1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены далее.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл. ниже). В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию. Базовые экономические понятия
- Введение в историю экономической мысли.
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- Производство и экономика
- Производство, распределение, обмен и потребление
- Экономические агенты и экономический кругооборот
- Роль государства в экономике. Провалы рынка
- Товар и деньги
- Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.
- Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение
- Основные элементы рыночного механизма
- Цена, спрос и предложение.
- Взаимодействие спроса и предложения
- Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
- Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике
- Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
- Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".
- Эффект дохода и эффект замены
- Тема 4. Теория издержек. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков
- Издержки производства в коротком периоде и их виды. Понятие прибыли
- Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 5. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики
- Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Чистая монополия.
- Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи
- Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти
- Естественная монополия
- Монопсония
- Антимонопольное законодательство
- Олигополия
- Заключенный х
- Монополистическая конкуренция
- Тема 6. Теория производства
- Рынки факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательство
- Производственная функция
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Изокванта, изокоста. Предельная норма технологического замещения.
- Теория предельной производительности факторов. Изокоста. Оптимум фирмы
- Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли
- Тема 7. Основы теории рынка ресурсов
- Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
- Тема 8. Рынок труда
- Особенности рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата.
- Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда.
- Дифференциация ставок заработной платы. Удерживающая заработная плата и экономическая рента.
- Несовершенная конкуренция на рынке труда
- Тема 9. Рынок земли
- Особенности предложения земли. Земельная рента.
- Равновесие на рынке услуг земли.
- Дифференциальная земельная рента
- Цена земли как капитального актива
- Тема 10. Рынки капитала
- Понятие капитала в экономической теории
- Спрос и предложение на рынке услуг капитала.
- Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная теории процента
- Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Фактор риска в процентных ставках
- Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
- Рынок капитальных активов (капитальных благ длительного пользования)
- Межвременное бюджетное ограничение. Кредитор или заемщик?
- Рынок ценных бумаг и его участники.
- Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска
- Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
- Риск и способы его снижения. Страхование
- Спекуляция в рыночном хозяйстве
- Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)
- Общественные блага
- Необходимость государственного регулирования
- Тема 13. Теория внешних эффектов
- Трансакционные издержки
- Права собственности
- Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 14. Теория общественного выбора
- Теория общественного выбора
- Тема 15. Общее равновесие, экономическая эффективность и благосостояние
- Общественное благосостояние и эффективность