Производство и экономика
Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.
Что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
Как производить - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
Для кого производить — это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.
Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека - это и есть экономика, экономическая жизнь людей. Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяйстве. «История экономической мысли, - отмечает известный английский экономист Марк Блауг, - не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях». Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах) ?
Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение –первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично). Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. '
Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.
• Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими .
• Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего порядка, или предметы потребления и средства производства. Потребительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).
• Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров общественных благ национальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.).
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.
Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) будут подробно охарактеризованы. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию. Базовые экономические понятия
- Введение в историю экономической мысли.
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- Производство и экономика
- Производство, распределение, обмен и потребление
- Экономические агенты и экономический кругооборот
- Роль государства в экономике. Провалы рынка
- Товар и деньги
- Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.
- Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение
- Основные элементы рыночного механизма
- Цена, спрос и предложение.
- Взаимодействие спроса и предложения
- Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
- Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике
- Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
- Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".
- Эффект дохода и эффект замены
- Тема 4. Теория издержек. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков
- Издержки производства в коротком периоде и их виды. Понятие прибыли
- Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 5. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики
- Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Чистая монополия.
- Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи
- Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти
- Естественная монополия
- Монопсония
- Антимонопольное законодательство
- Олигополия
- Заключенный х
- Монополистическая конкуренция
- Тема 6. Теория производства
- Рынки факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательство
- Производственная функция
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Изокванта, изокоста. Предельная норма технологического замещения.
- Теория предельной производительности факторов. Изокоста. Оптимум фирмы
- Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли
- Тема 7. Основы теории рынка ресурсов
- Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
- Тема 8. Рынок труда
- Особенности рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата.
- Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда.
- Дифференциация ставок заработной платы. Удерживающая заработная плата и экономическая рента.
- Несовершенная конкуренция на рынке труда
- Тема 9. Рынок земли
- Особенности предложения земли. Земельная рента.
- Равновесие на рынке услуг земли.
- Дифференциальная земельная рента
- Цена земли как капитального актива
- Тема 10. Рынки капитала
- Понятие капитала в экономической теории
- Спрос и предложение на рынке услуг капитала.
- Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная теории процента
- Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Фактор риска в процентных ставках
- Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
- Рынок капитальных активов (капитальных благ длительного пользования)
- Межвременное бюджетное ограничение. Кредитор или заемщик?
- Рынок ценных бумаг и его участники.
- Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска
- Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
- Риск и способы его снижения. Страхование
- Спекуляция в рыночном хозяйстве
- Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)
- Общественные блага
- Необходимость государственного регулирования
- Тема 13. Теория внешних эффектов
- Трансакционные издержки
- Права собственности
- Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 14. Теория общественного выбора
- Теория общественного выбора
- Тема 15. Общее равновесие, экономическая эффективность и благосостояние
- Общественное благосостояние и эффективность