Метод экономической теории
Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления - логики.
Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.
Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция— метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.
Аналогия — метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Метод научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.
Метод построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественпую оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цепы и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.
Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез, т. е. утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процессами и явлениями экономической реальности. Примером может служить, например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены акций на фондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публично доступную информацию. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности. Способ проверки гипотезы на истинность называется верификацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фальсификацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует теорию, т. е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов экономической действительности. Нам предстоит изучить множество теорий, используемых экономической наукой - теорию потребительского выбора, теории фирмы, теорию рациональных ожиданий и др.
В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы - объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объемом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов - они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.
При построении экономических моделей, выработке теорий, выявлении экономических законов экономическая наука широко использует метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргумента - независимой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными.
Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при использовании графических построений в рамках эконометрического моделирования экономических процессов. Эконометрика - наука об экономических измерениях, результатами этой науки широко пользуется экономическая теория. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность - здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) - на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.
Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке - это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, получаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход - дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издержки - дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т. д.
В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние на решения других, экономическая наука для исследования взаимодействия между ними может использовать теорию игр. Теория игр, занимающаяся общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотношений между несколькими фирмами на рынке, игроков в азартные игры, участников политических переговоров, особенностей экономического поведения потребителей и производителей. Недаром название книги, выпущенной в 1944 году авторами теории игр Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном, - «Теория игр и экономическое поведение».
Касаясь применения в экономических исследованиях экономико-математического метода анализа, следует заметить, что он достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания. Но иногда происходит отрыв формы от содержания, математические модели начинают подчиняться собственной логике, что предопределяет возможность появления ошибочных основанных на математических построениях экономических выводов.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию. Базовые экономические понятия
- Введение в историю экономической мысли.
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- Производство и экономика
- Производство, распределение, обмен и потребление
- Экономические агенты и экономический кругооборот
- Роль государства в экономике. Провалы рынка
- Товар и деньги
- Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.
- Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение
- Основные элементы рыночного механизма
- Цена, спрос и предложение.
- Взаимодействие спроса и предложения
- Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
- Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике
- Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
- Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".
- Эффект дохода и эффект замены
- Тема 4. Теория издержек. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков
- Издержки производства в коротком периоде и их виды. Понятие прибыли
- Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 5. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики
- Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Чистая монополия.
- Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи
- Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти
- Естественная монополия
- Монопсония
- Антимонопольное законодательство
- Олигополия
- Заключенный х
- Монополистическая конкуренция
- Тема 6. Теория производства
- Рынки факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательство
- Производственная функция
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Изокванта, изокоста. Предельная норма технологического замещения.
- Теория предельной производительности факторов. Изокоста. Оптимум фирмы
- Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли
- Тема 7. Основы теории рынка ресурсов
- Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
- Тема 8. Рынок труда
- Особенности рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата.
- Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда.
- Дифференциация ставок заработной платы. Удерживающая заработная плата и экономическая рента.
- Несовершенная конкуренция на рынке труда
- Тема 9. Рынок земли
- Особенности предложения земли. Земельная рента.
- Равновесие на рынке услуг земли.
- Дифференциальная земельная рента
- Цена земли как капитального актива
- Тема 10. Рынки капитала
- Понятие капитала в экономической теории
- Спрос и предложение на рынке услуг капитала.
- Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная теории процента
- Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Фактор риска в процентных ставках
- Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
- Рынок капитальных активов (капитальных благ длительного пользования)
- Межвременное бюджетное ограничение. Кредитор или заемщик?
- Рынок ценных бумаг и его участники.
- Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска
- Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
- Риск и способы его снижения. Страхование
- Спекуляция в рыночном хозяйстве
- Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)
- Общественные блага
- Необходимость государственного регулирования
- Тема 13. Теория внешних эффектов
- Трансакционные издержки
- Права собственности
- Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 14. Теория общественного выбора
- Теория общественного выбора
- Тема 15. Общее равновесие, экономическая эффективность и благосостояние
- Общественное благосостояние и эффективность