logo
Курс лекций по микроэкономике

Эффект дохода и эффект замены

Снижение цены на товары имеет двоякое воздействие. Во-первых, потребители получают возможность воспользо­ваться ростом действительной покупательной способности. Они могут купить то же количество товаров за мень­шее количество денег, и, таким образом, у них останется больше средств для дополнительных покупок. Во-вторых, они станут потреблять большее количество товара, кото­рый подешевел, и меньшее количество тех товаров, кото­рые стали относительно дороже. Эти два процесса обычно происходят одновременно, но будет полезным провести между ними различия в нашем анализе. Их специфика показана на рис., где первоначальная бюджетная ли­ния обозначена буквами RS и рассматриваются только два товара — продукты питания и одежда. Здесь потреби­тель максимизирует полезность за счет выбора «потре­бительской корзины» в точке А, достигая таким образом Уровня полезности, соответствующего кривой безраз­личия U1. Теперь посмотрим, что происходит, если снижается цена продуктов питания, заставляя бюджетную линию вра­щаться против часовой стрелки к линии RT.

Продукты питания, ед

O F1 E F2 S T

Теперь потребитель выбирает набор в точке В на кривой без­различия U2. Следовательно, снижение цены продовольст­вия допускает повышение уровня удовлетворения потреб­ностей потребителя — его покупательная способность, или реальный доход, возросла. Общее изменение в потребле­нии продуктов питания вызвано более низкой ценой, обо­значенной F1F2. Сначала потребитель покупает количество OF1 единиц продовольствия, но после изменения цены потребление продуктов питания увеличилось до OF2. Отре­зок линии F1F2, следовательно, представляет увеличение размеров покупок продуктов питания. А что произошло с приобретением одежды? Оно снизилось с ОС1 до OC2 — снижение, представленное отрезком C1C2. Запомним, что продовольствие относительно недорого, тогда как одежда относительно дорога.

Падение цены отражается в эффекте замещения и эффекте дохода. Эффект замещения представляет собой изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетво­рения (или реальный доход) остается неизменным. Эф­фект замещения охватывает изменение в потреблении продуктов питания, которое происходит в результате изменения цены, делающего продовольствие относительно более дешевым, чем одежда. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. На рисунке эффект замещения может быть измерен проведением бюджетной линии параллельно новой бюджетной линии RT (отра­жая более низкую относительную цену продуктов пита­ния) — так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (оставляя уровень удовлетворения постоянным). При за­данной бюджетной линии потребитель выбирает набор товаров и услуг в точке С и потребляет OE единиц про­довольствия. Отрезок линии F1E представляет, таким об­разом, эффект замещения.

Из рисунке видно, что когда цена на продукты питания снижается, эффект замещения всегда ведет к увеличению количества требуемых продуктов питания. Объяснение ле­жит в нашем предположении, что предпочтения носят вы­пуклый характер. Для кривых безразличия, показанных на рисунке, точка, которая максимизирует степень удов­летворения на новой бюджетной линии RT, должна ле­жать ниже и правее первоначальной точки касания.

Теперь рассмотрим эффект дохода (т. е. изменение потребления продовольствия, вызванное ростом покупа­тельной способности при оставшихся неизменными ценах на продукты питания). На рисунке эффект дохода отра­жается в том, что пунктирная бюджетная линия, про­ходящая через точку С, смещается к бюджетной линии RT. Потребитель выбирает теперь набор товаров В на кри­вой безразличия U2, а не набор С на кривой U1 (потому что более низкая цена на продукты питания позволила повысить степень полезности потребителя). Рост потреб­ления продовольствия с OE до OF2 выражает эффект дохода, который является положительной величиной, так как продукты питания являются нормальным товаром. Эффект дохода отражает движение от одной кривой без­различия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять изменение покупательной способности потребителя.